Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Артемий Владимиров29.05.2012 

Бог долго терпит, но больно бьет

— Тема беседы — служение народу: награда или наказание? Протоиерей Артемий Владимиров Все мы понимаем, как сложно нести ответственность за свою собственную жизнь. А когда приходится нести ответственность еще и за решения, которые могут повлиять на жизнь других людей, неровен час, человек может сломаться.

«Тяжела шапка Мономаха».

 — В Евангелии на этот счет есть очень мудрые слова: «Никто не может брать на себя ничего, если не будет дано ему свыше». Поэтому, когда человек пробирается сам, условно говоря, к царскому трону и делает это по корыстным, греховным мотивам, то, как правило, рано или поздно сбывается русская пословица «за что боролся, на то и напоролся» — тяжела шапка Мономаха, она своей тяжестью придавит и раздавит того, кто ищет служения своим страстям, соблазняется искушением власти. Вот тогда люди ломаются, прежде всего внутренне. Разоряя свою душу, они превращаются в разрушителей.

Совсем другое дело, когда Бог, общество, народ тебя выталкивают на эту высоту. Тогда человек получает от Бога недюжинные нравственные силы. Служение людям — тяжелейший крест, но он и самый спасительный, коль скоро, по слову Петра Аркадьевича Столыпина, ни один корыстный помысел не примешивается к твоему желанию служить Богу, созидая добро и служа тем, кто ждет от тебя этого служения.

— Почему в нашем обществе все чиновничество ассоциируется с некоторой нечистотой? Откуда такой стереотип?

 — Вопрос непростой. Не будем забывать, что святые отцы предсказывали, что в закатные времена, во времена предпоследние будет иметь место кризис власти. И, безусловно, темные силы делают много, чтобы дискредитировать в умах и сердцах простецов власть предержащих, осмеивают сам принцип власти.

С другой стороны, человек с нетвердым, расшатанным нравственным стержнем не выдерживает искушения властью и превращается в разрушителя, идет на поводу у страстей. Вот почему сегодня нравственное воспитание должно начинаться с детского сада и заканчиваться Думой, ибо там наши мыслители всего прежде должны, в идеале, сиять непорочностью жизни.

Выше забрался — больней падать

— Есть звонок — Одинцово на связи.

 — Батюшка, я работаю в личной охране, и моя работа сопряжена с опасностью. И если мне придется убить человека, то это будет грех. Как в таком случае быть?

 — Жизнь непростая вещь, и наивно себе представлять, что в учебнике сразу находится ответ. Прежде всего, мы всем миром помолимся, чтобы Бог хранил человека, к которому вы приставлены, а соответственно, и вас, от всяких провокаций. Да минует вас всякая шальная пуля. Безусловно, будучи воином, вы действуете не по личному произволу, ведь Священное Писание, строго говоря, запрещает проливать человеческую кровь по греховным мотивам слепой ненависти, самосуда, корысти, мстительности. В данном случае вы выполняете ваше служение, и, безусловно, постараетесь не превышать полномочий.

— Но мы не можем без тех, кто будет властью, данной им государством, выполнять те или иные наши поручения. А если эта система, грубо говоря, прогнила и не терпит в своих кругах тех, кто хочет честно работать (борьба с такой системой — отдельный разговор)?

 — «Всякое обобщение хромает». Принцип власти — есть высшие, есть низшие, есть управленцы, есть управляемые. Это Богом данная иерархия. А вот безбожие или развращенные нравы начальствующего, которому в жертву приносят свои обязательства и свое служение, — это уже от человеков, а не от Бога. Да, непросто: чем выше заберешься, тем больнее падать, и тем больше искушений. Хочется вспомнить совет премудрого Соломона: «Если дух властвующего, владеющего находит на тебя, места своего не оставляй». Иными словами, не спеши писать заявление об увольнении по собственному желанию, если вышестоящий начальник превышает свою компетенцию и гнобит тебя. Есть даже среди Архангелов защитник тех, кто хочет право править слово истины, — Архангел Божий Иеремиил. В его руке плетка с тремя красными нитями, и в другой руке — венец, Архангел Иеремиил умеет награждать тех, кто стоит на своем месте и не подчиняется злу, а с другой стороны, умеет избавлять их от опасности. Если ты чувствуешь, что тебя просто принуждают к беззаконию, ты должен наступить на собственную совесть, потерять ее чистоту, то христианин правильно определит приоритет: лучше уйти в сторону, но не участвовать в коллективном грехе, сохранив честь и порядочность. Бог шельму метит, и будут посрамлены идущие путем преступления, но ты, хотя бы оказался временно на обочине истории, не будешь забыт Богом. Обстоятельства меняются, и Господь призовет делателей на жатву Свою.

Люди чести должны объединиться

— Батюшка, звонок из Белгородской области.

 — Отец Артемий, сейчас много говорится о неприятии человекоугодия. Но мы все отлично видим, что вся наша власть снизу доверху принизана человекоугодием. Объясните, как относиться к этой власти?

 — Человекоугодие — это страсть, порочное настроение души грешной. Думается, что во всех царствах и государствах, во всех структурах управления были человекоугодники, о которых строго говорит Священное Писание: «Бог рассыплет кости человекоугодников». Но были и нелицеприятные служители, которые умели правду говорить в лицо правителям и не отступались от своих принципов.

Мы должны сами созидать царство правды, нелицеприятия, достоинства, ответственного отношения к делу. И, начиная с самих себя, мы увидим, как и мир вокруг нас становится более здоровым.

— Батюшка, возвращаясь к Вашему суждению, что христианин должен отойти в сторону, если видит совершение безнравственных поступков, хочу все же спросить: правильно ли это?

 — Если он чувствует, что его душу хотят принести в жертву греху, вовлекая его в беззаконие, — конечно. Как говорил Святейший Патриарх Тихон, «нет такой силы ни на Небе, ни на земле, которая могла бы заставить меня поступить против собственной совести».

— Если все христиане отойдут в сторону от власти, а останутся там люди безнравственные, что тогда получится?

 — Согласен, мы не должны быть овечками такими, моральными чистюлями, которые вон бегут при виде хищных волков, терзающих их товарку. Я оптимист и точно знаю, что хороших людей немало. И, безусловно, обидно за державу, когда видишь алчные глаза и руки, тянущиеся к бюджету.

Но, слава Богу, мы живем в стране с православными корнями, и христианское просвещение сейчас, как зеленые росточки из глубины почвы, все пробивается и пробивается. И нужно объединяться людям чести, людям правды. Я недавно слышал слова новоизбранного Президента, который перед всем народом сказал, что мы — страна тысячелетних традиций. Доброе участие в жизни страны, конечно же, возможно только там, где есть благоговение перед святыней и жажда личного нравственного очищения. Как правило, это свойственно только религиозно мыслящим личностям.

Нельзя ждать у моря погоды

— Следующий вопрос — из Липецка.

 — Отец Артемий, не кажется ли Вам, что идет целенаправленное уничтожение нашей русской нации? Ведь в Писании сказано: «По плодам узнаете их». А сейчас видны эти плоды: нация уничтожается, вымирает, безнравственность процветает, везде и всюду лицемерие — и все это видят. И что нам делать?

 — Ну, что нам делать? Мне приходится бывать и за границей, и я вижу молодежь Европы. Она менее агрессивная, но не менее дурная. Сидят на ступеньках древних соборов где-нибудь во Флоренции, выпивают прямо у своих святынь, не зная слов Александра Сергеевича Пушкина, что «самостоянье человека» — в любви к отеческим гробам и к родным пепелищам. Нельзя давать себя сживать со свету, дорогие товарищи. Вот сейчас вся страна влезла в интернет, сутками сидят наши юноши и девушки, забывая даже в туалет сходить.

Нужно самим себе пропагандировать здоровый образ жизни. Нельзя быть баранами бессловесными, которые раздуваются от дурного балтийского пива, но нужно быть «словесными овцами, чистыми голубями и мудрыми змеями», — как говорит Христос. Вы будете ждать у моря погоды, пока Дума надумает какую-нибудь позитивную программу? Но сегодня нужен активный образ жизни. Нужно выковывать политическое и духовное самосознание. Такое, какое имели гражданин Нижнего Новгорода Косма Минин и князь Димитрий Пожарский. Думаете, им просто было в начале XVII века? Однако эти мужи нашли в себе мужество — посреди всеобщего разброда, разгильдяйства, коррупции, людоедства, грабежа — и объединили людей.

Я вижу по вопросам, которые уважаемые телезрители нам задают, что они все ждут, когда на облачке к нам спустится высоконравственный мудрый правитель и скажет: «Хватит разгильдяйничать, мужики, берите лопаты, давайте устроим субботник, очистим наш город от мусора и грязи». А вот пока нас не призывают сверху, мы даже граффити не можем стереть со стен в своем подъезде, мы сидим, пьем, жуем. Сегодня личная инициатива должна быть главной движущей силой в возрождении всего общества.

Нет времени на разброд

— Следующий вопрос — из социальной сети: «Как определить, несешь ли ты послушание в храме во славу Божию или ради тщеславия, как научиться выполнять послушания действительно во славу Божию, а не во славу себе?».

 — Сейчас уже нет времени унывать и тщеславиться. Так же, как нет времени и на курение, и на какое-то бесплодное шатание в интернете. Сейчас время действий, и каждый должен выстроить для себя путь. Утром встаешь и говоришь: «Господи, даруй мне в течение всего дня мыслить, говорить и действовать во славу Твоего святого имени». Вот вы трудитесь в храме, немножко пол помыли, а вам говорят: «Ах, такого чистого пола у нас еще не было, просто можно смотреться в него, как в зеркало. Какая же вы у нас, голубушка, молодец». А вы посмотрите и в ответ скажите словами древнего пророка: «Не нам, а имени Твоему, Господи, дай славу», или просто: «Слава Богу за все». Бог дает здоровье и силы послужить с молитвой Богу, с любовью к людям, а тщеславие брысь под лавку.

— Вопрос из Смоленска.

 — Выразите Ваше личное мнение об однополой любви. Это так широко сейчас пропагандируется нашими СМИ, как Вы относитесь к этим безобразиям?

 — Вы мне задаете вопрос для первоклассника. Во-первых, это не наши СМИ, наше СМИ — это «Союз», и у нас такой гадости не водится, мы же нормальные люди. Я очень надеюсь, что когда-нибудь по первой программе телевидения будет подготовлен такой широкоформатный фильм «Содом и Гоморра: вчера и сегодня». Ведь можно прибегнуть к каким-то современным техническим средствам и показать примерно, как погибли эти города из-за развращенности жителей. Один хороший фильм сделать, чтобы он восстановил понимание, что такое хорошо и что такое плохо.

Сейчас время возрождать монументальное искусство, время проводить державную линию русской культуры. Создавать новые фильмы о баталиях XIX-XX столетий, переосмыслить Первую империалистическую войну. Нужно опираться сейчас на историю и воскрешать ее страницы.

А что касается однополого разврата, «есть Высший Судия, Он не доступен звону злата», так пусть трепещут современные «наперсники разврата» — Бог долго терпит, но больно бьет. У нас еще в России состоится свой Нюрнбергский процесс, который, осудив безбожную идеологию, осудит и преступления конца XX- XXI столетия, преступления против человечества под видом демократических свобод, искусственно насажденных в нашей православной стране.

У Китая есть чему поучиться. Там даже никто не может на порносайт наткнуться, потому что КПК бдит. Но нам КП не нужна, напрасно господин Зюганов красные галстуки завязывает детям — нам нужен нравственный курс с опорой на историческую традицию России.

Золотая цепь спасения

— Санкт-Петербург на связи, мы вас слушаем.

 — Батюшка, посоветуйте, как преподавать «Основы православной культуры», если дается всего один час и при этом снимается час чтения?

 — Православная культура должна пронизывать собою все прочие уроки, начиная с физкультуры, кончая химией. Нужно преподавать православную культуру собственным опытом жизни. Преподавать православную культуру можно и должно всякому педагогу, который должен свое сердце сделать обителью рая. Радость — в общении с детьми; могучий русский язык, слово живое, правдивое, исполненное правды, мудрости, преподавать нужно с изюминкой, с огоньком, чтобы детям не было скучно.

— Итак, подводя некий итог, хотелось бы все-таки заметить, что нужно стараться учить отделять, как сейчас модно говорить, мух от котлет. И то, что у нас, можно сказать, даже насаждают ненависть к власти, это все-таки пропаганда.

 — Слева подкоп, но мы будем гасить эти бикфордовы шнуры, потому что сегодня нужно крепить здоровую российскую государственность. А с чиновника спрос маленький: не воруй, и тебе уже поставят при жизни бронзовый памятник, не подмахивай подписи под разрушительными проектами, которые приносят иностранцы, но держи землю Русскую, собирай ее, не позволяй строить коттеджи на Бородинском поле.

Каждый пусть отвечает за свой маленький участок, и таким образом соединятся учитель, педагог, военный и священник. А это золотая цепь спасения, которая обернется вдоль границы России, и нас будут соседи и уважать, и бояться, и любить.

— Батюшка, большое спасибо и всего Вам доброго.

 — Простите, друзья, если я показался немножко воинствующим, — но это во имя блага; мы даже врагов нашей державы жалеем, в том смысле, что со всеми потрохами вверяем их милости Божией, — но железный заслон ставим мату, курению и разврату.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52465


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru