Русская линия
Радонеж Сергей Худиев25.05.2012 

Принцип взаимности

Скандал вокруг выставки «Ikons» напоминает историю с пастушком и волками, только наоборот. Пастушку перестали верить после ложных тревог — устроителю выставки перестали верить после тревог истинных. К пастушку наконец явились настоящие волки — на Марата Гельмана бегут «иной с ружьем, иной с дубьем» когда волков, в данном случае, нет. В обоих случаях мы имеем дело с репутационной проблемой — пастушок приобрел репутацию лжеца и ему не поверили, даже когда он сказал правду, Гельман приобрел репутацию кощунника и его гонят вон даже в том случае, когда он не кощунствует.

Сама по себе выставка ikons не была кощунственной — но ей досталось из-за репутации куратора. Если человек приобрел себе известность, выставляя кощунственные коллажи из икон, клизмы, изображающие луковицы церквей или обезьян в форме с ветеранскими медалями, большинство сограждан будут совсем не рады его видеть — даже если на этот раз он не замышляет никаких безобразий. Налогоплательщики могут быть особенно недовольны тем, что такого рода деятельность поддерживается государством. Случай достаточно понятный — хотя реакция на него может потребовать некоторого анализа. Борис Фаликов в Газете.ру, например, пишет: «РПЦ все прочнее занимает место идеологического отдела Кремля и все больше напоминает своих предшественников из КПСС… И тем самым вольно или невольно вписалась в нишу, которую еще недавно занимал ее идеологический враг.» Попробуем — те, кто застал те времена — представить себе, что какая-либо газета открыто выступает против Партии и ее идеологии… Как-то не получается. Попробовал бы автор в то время публично обрушиться на политику и взгляды Партии — он бы очень и очень быстро почувствовал огромную разницу. Автор задается растерянно-возмущенным вопросом относительно кубанских протестов — «Откуда же взялись такие злоба и ненависть?». Насчет злобы и ненависти он столь же преувеличивает, как и насчет КПСС — вот недавний поджог храма — это действительно ненависть и злоба. А мирная демонстрация рассерженных кубанцев — это еще нет. Не только же жители столиц имеют право быть рассерженными и устраивать демонстрации.

Но причина их негативной реакции понятна. Можно напомнить об одой фундаментальной особенности человеческих отношений — принципе взаимности. Негодяи будут враждебны и к тем, кто проявляет к ним искреннее расположение; святые будут любить преследующих их врагов. Большинство же людей — не особенно порочных, и не особенно святых — склонны отвечать добром на добро, уважением на уважение, и испытывать неприязнь к тем, кто выказывает им ненависть и презрение.

Глумиться над почитаемыми религиозными и национальными символами — значит избирать наиболее доходчивый путь для выражения своей ненависти и презрения к людям. Святые вас пожалеют; но большинство обычных людей испытают к вам взаимные чувства. Это можно считать проявлением их нравственного несовершенства, но увы, так устроен этот мир — люди будут склонны проявлять взаимность. Снобизм, крайнее и демонстративное презрение к ценностям и чувствам людей — не очень эффективный способ стяжать народную любовь. Вы не знали? Что же, будем надеяться, теперь знаете. И тут дело не в Русской Православной Церкви — люди таковы примерно везде, реакция на тяжкое намеренное оскорбление религиозных и национальных чувств везде будет негативной, различаясь только по степени резкости.

Если у людей словосочетание «современное (или «актуальное») искусство ассоциируется с рубкой икон топором, злобным глумлением над святынями, издевательскими насмешками над ветеранами, публичным употреблением курицы теми устами, где нет зубов, обливанием мочой, рисованием огромного размера непристойностей и тому подобным — то не стоит удивляться, что граждане отнюдь не желают видеть у себя «выставки современного искусства». Даже если данная конкретная выставка вполне невинна. Но кто виноват в том, что у «современного искусства» сложилась такая репутация? РПЦ МП? Кубанские казаки? В самом деле, кто?

Да, среди тех, кто представил свои работы на выставку ikons, были люди вполне чуждые богохульств и безобразий, они и оказались пострадавшими — и по большей части, невинно. Но от кого? Кто создал ситуацию, в которой сами слова «современный художник» означают хулигана, провокатора, похабника — кого угодно, кроме собственно художника?

Еще одна статья — «Мертвый хватает живого» появилась в НГ-религия. Ее автор, культуролог Роман Владимирович Багдасаров пишет: «Причина неприятия РПЦ современного искусства коренится в отсутствии в этой организации творческого потенциала.» Но может быть причина неприятия «современного искусства» лежит в несколько более очевидных вещах? Если мне, скажем, не нравится, когда на обезьяну одевают форму и ветеранские медали «30 лет Победы, 40 лет Победы, 50 лет Победы, 60 лет Вооруженных сил СССР» то точно ли это потому, что у меня нет творческого потенциала? Может быть, мой творческий потенциал (есть он у меня или нет) тут просто не причем, а все дело в том что у меня есть определенные ценности, и я считаю, что ветераны заслуживают уважения и благодарности, а не издевательств? Далее автор продолжает: «Монополия на веру со стороны религиозных организаций должна быть раз и навсегда разрушена в общественном сознании. Нам пора понять, что быть христианином (и шире — верующим) не значит быть членом определенной религиозной организации.» Вообще-то слово «христианин» имеет библейское происхождение и значит именно «член Апостольской Церкви, ученик Апостолов», см. первое употребление этого слова в Писании: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян.11:26)» Но это несколько другой вопрос — если вы, как «художественное сообщество», создали себе настолько негативную репутацию, что вас решительно не хотят видеть — никакие религиозные организации тут не виноваты, и никакие разрушения монополий тут не помогут.

Помогут некоторые меры по исправлению репутации — мол, мы оставили прежнее хулиганство в прошлом, теперь будем заниматься вещами может и не слишком понятными, но безобидными. Мол, был такой период, искали скандальной славы, больше не будем.

Печально, что в скандале с Ikons пострадали люди, которые не виноваты в сложившейся у современного искусства (и лично Марата Гельмана) репутации. Но борьба с РПЦ тут делу не поможет. Поможет исправление тех, кто хочет, и размежевание с теми, кто не хочет. Церковь как раз верит в покаяние — в то, что упавши в яму, необязательно рыть дальше, а заблудившись, можно и выйти на правильный путь. И лично Гельман, и другие представители «художественной» тусовки могут исправить пути свои и показать, что они больше не издеватели, не хулители и не кощунники. Тогда и проблем с выставками не будет возникать.

http://www.radonezh.ru/analytic/16 333.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru