Святые мученицы сестры Хуста и Руфина родились в Севилье в 268 и 270 годах, святая Хуста была на два года старше своей сестры. Семья Руфинов была знатной и знаменитой, хотя ее члены не занимали никакой государственной должности и жили уединенно и скромно. Тем не менее, родители с самого детства своих дочерей, позаботились о том, чтобы они получили хорошее образование, отдав их на обучение лучшим учителям. В то же время, именно в семье они получили самое главное образование, потому что родители научили сестер страху Божию и привили любовь к добродетели. Именно родители научили дочерей молиться каждый день Богу и Его Пресвятой Матери и открывать Ей свое сердце. Родители научили Хусту и Руфину любить Господа Иисуса Христа, Которому сестры посвятили свое девство и Которого любили всем сердцем. Сестры были еще совсем маленькими, когда умерли их родители и они остались сиротами. Благочестивый епископ города, большой друг семьи, понимая всю трудность положения девочек, заботился о них и часто посещал их дом, чтобы укрепить их на пути добродетели. Он также посоветовал им найти какую-нибудь работу, чтобы честным трудом зарабатывать на жизнь. Следуя советам епископа и других друзей, вложив собственные сбережения, сестры открыли в Пуэрта де Триана торговлю гончарными изделиями. Оставшиеся без родителей девушки должны были учиться зарабатывать на жизнь как взрослые. Окружение не благоприятствовало им, ведь они были христианки, а христиане тогда преследовались и подвергались смерти. Чтобы духовно укрепить себя, они каждый день начинали с посещения литургии и много времени отдавали молитве. Утренние молитвы и ежедневное чтение Евангелия больше всего укрепляли сестер. День они проводили за делами в лавке и домашним хозяйством. Особенно внимательно они относились к бедным, много жертвуя им из своих средств. Тем не менее, их главной заботой было обращение язычников. Они постоянно молились за них и всегда, когда представлялась возможность проповедовали неверующим язычникам Евангелие и учили их основам христианской веры. Сами христиане после общения с сестрами чувствовали в себе большее усердие к вере и горение духа, и некоторые настолько вдохновлялись, что были готовы принять мученическую смерть за Христа. Когда гонения усиливались, многие христиане друзья приходили к сестрам в лавку, чтобы помочь друг другу и духовно укрепиться в тайной от посторонних глаз молитве и покаянии, чтобы приготовить себя к тому, к чему призывал их Господь. Согласно святителю Иоанну Златоусту, святость и добродетель души проявляется в том, насколько она ценит молитву. Забота о ежедневной молитве и совершение ее со всей надеждой и усердием, только это может научить святые души все свое доверие возлагать на единого Бога. По этому повторял святой Иоанн Златоуст: «Нет знака более ясного, чтобы узнать о добродетели человека, чем-то, насколько ценит он молитву». Святые Хуста и Руфина были душами чистой молитвы. Они ежедневно принимали участие в литургии и причащались во все дни, когда имели возможность. Но кроме этого, как все святые, следуя заповеди Христа, они проводили много времени в тайной молитве дома, так чтобы никто об этом не знал. В молитве они укреплялись духовно и чувствовали в себе огромное желание принять мученичество за Христа, чтобы тем уподобиться Господу в любви. Сестры приносили Богу жертву поста и покаяния, и все свои сбережения отдавали наиболее нуждающимся беднякам, вспоминая слова Спасителя: «Все, что вы сделаете нищим во имя Мое, хотя бы это был стакан воды, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». В те времена Испания была провинцией Римской империи. Римляне были язычниками, поклонявшимися большому количеству языческих богов, идолов. Можно сказать, что они коллекционировали идолов, потому что, чтобы каждый из богов был доволен, каждому из них строили алтарь и приносили жертвы. И дошло до такой крайности, что чтобы кого-нибудь не забыть воздвигались алтари для неведомых богов. Примечателен случай, который произошел с апостолом Павлом в Афинах, который воспользовался этим обстоятельством, чтобы проповедовать Христа, сказав язычникам, что он пришел говорить им об этом неведомом Боге, Которого не знали они и Которому возвели алтарь. Безусловно, самым известным идолом у язычников была богиня Венера. Богиня Саламбона была той самой Венерой, которая оплакивала смерть Адониса. В те времена в месте Санлукар ла Майор был лес и храм, посвященные богине Саламбоне. В Севилье тоже был храм Венеры, на месте которого ныне стоит храм во имя святой Марии Магдалины. Идол был сделан из обожженной глины, пустой как кувшин, поддерживающийся изнутри железным каркасом. Чтобы идол заплакал, ему в глаза закладывали свинец и когда к глазам подносили огонь, он начинал плавиться и появлялся на щеках из отверстий глаз в виде жирных слез. Собравшийся на эту церемонию народ сопровождал ее криками и напускным плачем. В те времена среди язычников самым главным праздничным днем в Севилье был день первого июня. В этот день по всему городу с шумным весельем возили идол Саламбоны. Ее поднимали на носилках на свои плечи, (похоже на то, как ныне в Испании идут крестным ходом в Страстную неделю со статуями Иисуса Христа и святых), и сопровождал огромная процессия людей, которые шли вслед за идолом, издавая поддельный плач. Несколько девушек шли впереди процессии и просили милостыню в домах местных жителей для совершения культа богине. Когда девушки пришли в дом святых Хусты и Руфины и попросили милостыню для служения богине, те с большим мужеством и твердостью ответили, что поклоняются истинному Богу, Творцу мира и всего, что в мире есть, и что не собираются воздавать почести нелепому изображению из глины. Тогда служительницы Саламбоны побежали к тем, кто нес богиню на носилках, рассказывая, что в этом доме живут христианки, хулящие и смеющиеся над их богиней, которые говорят, что их богиня сделана из глины и не является истинным богом. Те отправились с идолом к святым девушкам, говоря: «Значит наш бог ничего не может? Смотрите, что он может». И бросились разбивать выставленную Хустой и Руфиной для продажи посуду. Видя, что все разбито и горя желанием показать беспомощность языческого идола они схватили что-то тяжелое и бросили в изображение Саламбоны, сказав при этом: «Ваш идол — это всего лишь кусок глины, как и наши кувшины и горшки», и идол рассыпался на тысячи мелких кусочков. Видя свой идол разбитым, поклонники Саламбоны пришли в ярость и стали кричать: «Они заслуживают смерти! Вяжите их и ведите к префекту, чтобы он приговорил их к смерти в цирке! Их надо убить!» Святые имели лавку в Пуэрта де Триана. Там их схватили, связали и повели по городу, осыпаемых проклятиями и оскорблениями, в Преторию или по другому Дворец правосудия, где ныне находится церковь Святой Марии Помощницы. Невозможно передать, что пришлось испытать мужественным севильским девушкам, которых вели от Пуэрта де Триана до префектуры по тем же самым улицам и площадям, на которых стоял народ, ожидавший триумфального появления Саламбоны. Кто может сосчитать насмешки, надругательства и оскорбления, которым подвергались сестры. Когда сестры были доставлены к префекту Диогениану, он спросил их: «Как осмелились вы сделать это против божественной Саламбоны?» Они ответили: «То, что вы называете богиней Саламбоной, не более чем простой сосуд из обожженной глины; мы поклоняемся единому истинному Богу, Который на небесах, и Его Сыну Иисусу Христу, Который стал человеком и умер за нас, чтобы спасти нас от наших грехов…». Разъяренная и жаждущая крови толпа, услышав твердые слова святых, стала требовать дикими криками смерти христианок. Крайне разгневанный Диогениан, согласившись с желанием толпы, приказал бросить девушек в тюрьму и чтобы там, в темнице, их наказали за глубокую обиду, причиненную Саламбоне. Эта темница, где томили и пытали сестер, сохранилась до наших дней спустя 17 веков и находится в подземном помещении церкви во имя Святой Марии Помощницы. Сестер судили публично. Рано утром на судилище собралась огромная толпа мужчин и женщин, почитателей богини Саламбоны, которые жаждали крови и требовали возмездия за оскорбление, причиненное им и их богине христианками. Вошел Диогениан в окружение своих подчиненных и толпа стоя стала апплодировать и приветствовать его. Чуть позже появились две девушки. Диогениан, как ястреб, который смотрит на свою жертву, взглянул на них со злобой и гневом. Народ начал кричать: «Смерть христианам! Смерть христианам!» Председательствующий дал знак замолчать и тут же обратился к страдалицам за Христа: «За неслыханную обиду, которую вы нанесли Саламбоне, вы заслуживаете смертной казни. Тем не менее, ваша молодость вызывает во мне сострадание и я хочу дать вам возможность сохранить вам жизнь». «Я уже понимаю, что ты хочешь предложить нам, — ответила Хуста, — не упорствуй, мы никогда не отречемся от нашей веры». Диогениан, подавив приступ гнева, возразил: «Твой молодой возраст не дает тебе понять, к чему приведут тебя твои слова, которые к тому же бросают подозрение и на твою сестру». «Ты очень ошибаешься, — живо ответила юная Руфина, — моя вера такая же, как и у моей сестры, моя вера — это и ее вера, и как и она, я готова пролить свою кровь до последней капли, чем отречься от Христа». Тогда тиран, бешено заметавшись на своем кресле, громким и раздраженным голосом закричал: «Последний раз повтряю: Будете вы почитать наших богов?» «Никогда, — ответили святые, — мы не признаем других богов, кроме Бога нашего и ему одному поклоняемся». Бешенство и злоба жестоких тиранов вызвала у них желание испытать на сестрах самые ужасные пытки и истязания. Сначала их повели к «кобыле» (орудие пыток), на которой, причиняя невыразимые страдания, сестрам выворачивали кости. Затем, их раздели и стали скрести их железными когтями, рассекая плоть и причиняя им неописуемую боль. Превратив тела святых в одну сплошную рану, мучители оставили девушек в темных застенках тюрьмы, чтобы на следующий день продолжить свои страшные пытки. В темницы святые истово молились Богу, с умилением обратились к Царице Небесной и вручили свои души под Ее покров. Когда они усердно молились Богородице, темница вдруг осветилась небесным светом и в центре этого сияния они увидели Пресвятую Деву, которая была так прекрасна и излучала такую любовь, что святые перестали чувствовать боль от ран, души их наполнились необычайной радостью и весельем, вкусили небесной сладости, и святые не могли не воскликнуть словами апостола Павла о том, что «…нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8.18). После посещения Матери Божией Хуста и Руфина были готовы к новым страданиям, все муки мира ничего не значили для них и они рады были принять их в обмен на небесные блага. На следующий день мучители вновь пришли за святыми и, привязав их за волосы к кольцам вбитым в потолок, бичевали их хлыстом. Только, когда мучители увидели, что святые потеряли сознание, их отвязали и бросили на пол лежать в их собственной крови. Но прежде чем оставить девушек мучители вырвали им ногти на ногах. О, Боже наш! Если любовь делает человека способным человека умереть ради своего любимого, какова же была любовь ко Христу этих бесстрашных девушек. На следующий день тиран вновь вызвал святых к себе, не зная какие еще муки придумать для девушек, чтобы заставить их поклониться и воздать честь идолам. Когда они предстали перед ним, то было видно, что они едва могли ходить. Из-за того, что им вырвали ногти на ногах, ступни их были изранены и они не могли и шага ступить, не испытав невыразимой боли. Тиран приказал им идти быстрее, но они не могли. Жестокий Диогениан, улыбаясь сказал им: «Не знал я, что на этот раз, что делать с вами, но вы сами подсказали мне вид мучения». И обратившись к солдатам, сказал им: Схватите их, нагими привяжите к хвостам лошадей и двое из вас водите их по самым крутым и каменистым склонам Сьерра Морены. Святые, с ужасом услышав приговор, сказали сами в себе: «Боже мой, да будет как Ты хочешь!» Они пошли в сопровождении самого Диогениана, который ожидал, что с минуты на минуту девушки уступят и пожелают поклониться идолам. Они прошли по Гудадалканалу и серебрянным рудникам, так как Диогениан желал посмотреть как идет добыча серебра. Муки святых были неописуемы. От ужасной и все увеличивающейся боли ног, у них начался жар, удушье и они не могли передвигаться от усталости. От этих ужасных мучений они не слышали издевательств и насмешек солдат. Но Диогениан не достиг своей цели. Когда их изнеможение достигло предела и они не могли далее ступить ни шага и от боли упали в изнеможении, он не мог более ничего сделать, кроме как приказать положить их на лошадей, если хотел, чтобы они вернулись в Севилью живыми. По возвращении во дворец девушек сняли с лошадей и снова заперли в темнице. У святой Хусты был жар и ночью началась лихорадка. У нее был удушающий приступ жажды. «Я хочу пить! Руфина, не можем ли мы найти хоть каплю воды?» Руфина положила голову сестры на свои колени и стала утешать ее. Хуста повторяла в бреду: «Я умираю, я умираю от жажды!». Тогда Руфина сказала про себя: «Мой Боже! Все для тебя возможно. Дай мне немного воды для моей сестры…!» И, о чудо! Забил ключ воды и обе мученицы напились влаги. Испив воды, Хуста немного пришла в себя. Вдруг они услышали шаги. «Боже наш! Кто пришел к нам в этот поздний час?» Шаги приближались и трепет, и страх возрастал. Неожиданно, они услышали какой-то знакомый голос, который утешил их словами: «Слава Богу!». Это был епископ Сабин, который рискуя жизнью и заплатив много денег солдатам, упросил, чтобы его пропустили. «Какая радость! Это Владыка епископ…». Но их радость еще больше увеличилась, когда они узнали, что он сумел пронести с собой Святые Тайны. Благочестивый епископ развернул антиминс и приготовил Святые Тело и Кровь Господа, затем все вместе они сотворили усердную молитву, после чего он отпустил сестрам грехи и приобщил их Святых Тайн, укрепив их и приготовив к переходу в мир иной. После стольких переживаний болезнь Хусты усилилась и чувствуя приближение смерти, она сказала своей сестре: «Руфина, я умираю; я иду с Господом Иисусом на Небеса. Будь мужественна до смерти, я буду ждать тебя на Небе». И сказав это предала свою душу в руки Божии. На следующий день было указано доставить обеих сестер в амфитеатр, чтобы те погибли в зубах львов. Претор приказал солдатам, чтобы они спустились в темницу и нашли сестер. Когда те вернулись лишь с одной из девушек, претор был сильно раздосадован. Он приказал сторожить Руфину до назначенного часа, когда ее приведут в цирк, чтобы там она продемонстрировала всю свою храбрость до смерти сражаясь со львами. Тот день был днем праздника и развлечений, а римляне в то время наибольшее удовольствие находили в посещении цирка, где происходили смертельные поединки. Поэтому в тот день трибуны были полны. На самом почетном месте была трибуна правителей, где восседал облеченный высшей властью претор Диогениан и другие вельможи. Представление началось. После нескольких игр и кровавых схваток приказали привести христианку. Вышла Руфина — спокойная и смиренная, уверенно и твердо ступая к центру арены. Там она встала на колени, подняв лицо к Небу и вознесла усердную молитву. Мысль о том, что чрез несколько мгновений она предстанет перед Господом, наполнило ее душу умилением и неописуемой радостью. Тогда толпа стала кричать: «Льва, выпускайте льва». И лев не заставил себя ждать. Появился хищник, рыча и прыгая, озираясь на окружавшие его трибуны. Вдруг он увидел в центре жертву и издав дикий рев сделал несколько прыжков и приблизился к святой. Но что случилось затем? Что увидел дикий лев, что в один момент сменил свой свирепый норов на кротость, как будто бы он был ягненком, и принялся лизать ноги святой, как будто бы он был собачкой. Удивительное чудо с диким голодным львом, который превратился в покорного и ласкового щенка, одних обратило в христианство, других разъярило еще больше. В тот момент трибуны цирка представляли истинный ад; в то время, как одни кричали: «Что с этим львом, натравите его, чтоб он разорвал ее». Другие кричали: «Это ведьма, отдайте ее палачу и пусть он отрежет ей голову». Другие же, напротив, признавали: «Единый и истинный Бог показал, что Он — Бог христиан». В конце концов победили требования тех, кто хотел, чтобы святую обезглавил палач. Правитель Бетики Диогениан приказал так и сделать. Руфине было всего 18 лет, когда вышел палач и голова мученицы пала на землю. Благочестивый епископ собрал ее останки ночью, чтобы по-христиански похоронить их на христианском кладбище, где также была похоронена сестра Руфины. Это кладбище находилось на том самом месте, где ныне стоит церковь Отцов капуцинов, именуемая Пост (дозор) капуцинов. На этом же месте прежде находилась маленькая церковь, именуемая «Базилика святых Хусты и Руфины», и существует предание, что святой архиепископ Леандр Севильский, (+600) очень почитавший святых мучениц, часто бывал в этом храме. Так как эта базилика была небольшой и ветхой, святитель Леандр приказал возвести большой храм на этом месте, и поместил на фронтоне надпись на латыни, гласившую: «Это дом святых дев Хусты и Руфины». Ныне мощи святых мучениц почивают в храме во имя Девы Марии Помощницы ордена салезианцев (Santuario de Marнa Auxiliadora (Salesianos de la Trinidad) в Севилье.