Русская линия
Православие.Ru Александра Кордочкина09.06.2004 

ЛИТУРГИЯ НА КАНАРАХ
ПРАЗДНОВАНИЕ ПЕРВЫХ РУССКИХ СВЯТЫХ В 400 КМ ОТ АФРИКАНСКОГО БЕРЕГА

Образ Канарских островов у меня обычно возникал питерским зимним вечером, когда кажется, что тепло и солнце никогда не придут, а витрины турагенств зазывают горящими путевками в места «райского наслаждения». Но тогда, русской зимой, мне и в голову не могло прийти, что мы вскоре поедем на Канарские острова, причем не за бронзовым загаром, а для того, чтобы совершить здесь первую православную литургию.
Мы летели из Мадрида на остров Гран-Канариа почти три часа, не зная, придут ли люди на богослужение. Но мы знали, что Господь постоянно совершает чудеса, а в наших силах лишь добросовестно делать то, что мы можем и должны — ведь «там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я посреди них». Для свящ. Андрея Кордочкина, настоятеля русского православного прихода в Мадриде, это была далеко не первая «выездная» литургия, но, возможно, впервые так хорошо организованная теми, кто приглашал священника. В отличие от греков, русские за границей держатся обособленно, часто избегают друг друга, поэтому требуется много сил и времени, чтобы проинформировать, заинтересовать и собрать людей.
Когда-то остров населяли гуанчи — Канарские аборигены. В конце XVI века острова посетил и описал итальянский хронист Леонардо Торриани. О жителях Лас-Пальмас он писал: «Это были белые и толстые люди, которые, как говорят, вместе с жителями Гомера и Ферро происходят от одного и того же народа, они были идолопоклонниками, почитали бога в виде собаки — Хагуанрана. Женщины у них такие же смелые, как и мужчины, дрались палками и камнями. Умирали от меланхолии и безразличия к болезням. Заболевая, они говорили, что хотят умереть. Их клали в пещеру, ставили рядом молоко и замуровывали выход».
Трудно представить, что на островах можно умереть от меланхолии. Небольшой аэропорт у самой воды, шелест пальм, каменистые горы в дымке и разноцветные дома, протянувшиеся вдоль океана — так встретил нас Лас-Пальмас.
Несмотря на асфальт, машины и протянувшиеся вдоль берега отели, город сохранил свой дух. Главная улица практически целиком застроена домами в стиле модерн, в центре много домов 16 — 17 веков. Когда гуляешь по мощеным улицам среди старинных домов с деревянными балконами и ставнями, то кажется, что вот-вот из-за угла покажется сам Христофор Колумб, направляющийся помолиться в церковь перед долгим путешествием в Америку. Сохранился и дом XV века, где останавливался Колумб в гостях у правителя острова.
Лас-Пальмас и сейчас — крупный порт. Заходят сюда и русские корабли, хотя не в таких количествах, как раньше. Многие моряки решают остаться на острове — поэтому так много здесь севастопольцев и калининградцев.
Над старой частью города возвышается кафедральный собор Святой Анны, где разместилась выставка, посвященная культуре и искусству острова. В основном, это церковная утварь, облачения, деревянные скульптуры Иисуса Христа и Девы Марии, старинные богослужебные книги. Наше внимание привлекла деревянная статуя Спасителя, несущего крест. Фигура в натуральную величину, залитое кровью лицо, настоящие волосы и борода — никакого символизма.
В Испании такие статуи выносят на процессии во время Страстной Седмицы. В некоторых городах используются движущиеся статуи. В Пераледа де ла Мата (Толедо) статуя Христа падает на землю после того, как из рук и ног вынимают гвозди, а в Баэца (Хаен) статуи, изображающие Христа, Веронику, апостола Иоанна и Марию Магдалину обнимают друг друга. Центр празднования, безусловно, в Севилье. Ежедневно в течение всей недели тысячи кающихся, окруженных толпами зрителей, медленными процессиями движутся из всех церквей Севильи к собору Богоматери в центре города, распевая саэтас — траурные гимны, оплакивающие страдания Христа и боль Богоматери. Кающиеся, одетые в черные, белые или пурпурные плащи с капюшонами, закрывающими лица, несут усыпанные цветами платформы с изображениями Христа и Девы Марии в человеческий рост. Платформы окружены тысячами свечей, на всем пути их осыпают лепестками роз.
Мы осматривали выставку, а за стенами собора был слышен барабанный бой военного парада. Остров провожал солдат-добровольцев, отправляющихся в Косово …
15 мая о. Андрей совершал литургию в храме Святого Духа, построенном в XVII веке. Эта небольшая уютная церковь находится в самом центре города, за соборной площадью. В храме царил полумрак и ничем не нарушаемая тишина. Застыли фигуры святых, а за престолом, на возвышении в пышном одеянии склонила голову Богородица. Мы привезли с собой икону святых Бориса и Глеба, восковые свечи. Не случайно довелось служить первую литургию именно в день памяти страстотерпцев, первых канонизированных русских святых. Всем молящимся за этой литургией, людям с такими непростыми судьбами, так необходимо заступничество святых Бориса и Глеба, ведь многие пришедшие на литургию не были в России и не имели возможности молиться за православным богослужением в течение многих лет. Вспомнился Борисоглебский монастырь под Ростовом Великим с его знаменным распевом и белыми стенами… Отец Андрей сказал проповедь о том, что христианство — это отказ от жизни по мирскому закону выживания сильнейших, и поэтому подвиг первых русских святых — это свидетельство особой силы христианского духа.
На богослужение пришли и наши земляки из Петербурга — два члена экипажа яхты «Благовест», которая совершает кругосветное плавание, рассчитанное на три с половиной года. Теперь за каждым богослужением, молясь «о плавающих», будем вспоминать и «Благовест».
Впереди — еще не одна пастырская поездка по испанским городам и весям, но на Лас-Пальмас мы обязательно будем возвращаться. Всюду наши соотечественники, жаждущие церковной молитвы: делателей мало, а жатва велика. Везде нужно успеть, но каждое воскресенье должна совершаться литургия в испанской столице, где, верим, скоро будет построен храм. Святии страстотерпцы Борисе и Глебе, молите Бога о нас!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика