Русская линия
Православие.Ru Владимир Липовецкий14.05.2012 

Неизвестный святой земли Вологодской

Вологодскую епархию не случайно называют «Северной Фиваидой».Вид на Успенский собор Кирило-Белозерского монастыря Поклониться ее святыням приезжают не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В числе наиболее посещаемых мест — Кирилло-Белозерский монастырь. Одни едут туда поклониться мощам преподобного Кирилла Белозерского, другие — полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем, общая протяженность стен которого 2 километра — самая большая в России, и Сиверским озером.

Но, к сожалению, мало кто знает, что за алтарем Успенского собора похоронен архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов), местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий, много сделавший для сохранения духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, а также для спасения храмов вверенной ему обители от разрушения.

Преподобный Иаков родился в 1818 году, в Тульской епархии, в семье священника. После окончания местной духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество. По окончании обучения иеромонах Иаков преподавал в Орловской духовной семинарии, а позднее был инспектором в Харьковской семинарии, где, кроме исполнения инспекторских обязанностей, писал также учебные пособия по богословским дисциплинам.

В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем Посольской церкви в Риме. В Риме же вскоре вышли и его книги «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о Римской Церкви». Заметим, что вскоре после его назначения началась Крымская война, в которой православная Российская империя воевала с Османской империей, Англией и Францией. Можно представить, сколь трудным было служение православного человека на католической земле, население которой во время войны относилось враждебно к русским. Возможно, это и было одной из причин того, что в 1856 году, через год после воцарения Александра II, архимандрит Иаков покидает Рим и направляется на служение в Новгородскую епархию, в составе которой с конца XVIII века было Белоозеро. С 1857 по 1866 год он был настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря; здесь архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей основателя обители — причем обретение это было в середине XVII века.

В 1866 году архимандрит Иаков переводится в Кирилло-Белозерский монастырь, где будет трудиться до конца жизни. Главной задачей настоятеля было возрождение монашеской жизни по уставу преподобного Кирилла. Одним из первых начинаний нового настоятеля стала борьба с винопитием: братии было запрещено употреблять спиртные напитки, а из монастырских башен, которые сдавались городу в аренду, вывезли бочки с вином. Отныне вино было запрещено даже вносить на территорию обители. На первую неделю Великого поста и Страстную седмицу монастырские ворота были закрыты для мирян.

Но самой большой заслугой архимандрита Иакова было написание жития преподобного Кирилла Белозерского и летописи Кирилло-Белозерского монастыря — первого обобщающего труда по истории обители. Относительно жития основателя обители следует отметить, что существовало житие Пахомия Логофета, написанное в XV веке стилем, сложным для восприятия читателями XIX века. Поэтому настоятель составил новое житие преподобного Кирилла Белозерского, написанное современным языком, с четкой структурой и опорой на исторические источники, чего не было в житии XV века. Можно не покривив душой сказать, что до трудов архимандрита Иакова жители Российской империи не имели никаких сведений по истории Кириллова монастыря и о преподобном Кирилле. А с выходом в 1875 году жития преподобного Кирилла начался новый этап в развитии православного краеведения. С этого времени повсеместно — почти во всех монастырях Белозерья — выходят летописи и другие материалы по истории обителей. И теперь любой паломник мог за небольшое пожертвование прочесть о посещаемой им обители. Как знать, не будь этих творений, сохранилась бы память о наших святых в годы гонений XX века?

Немалое внимание архимандрит Иаков уделял благоустройству монастыря. Белозерские земли в правление Екатерины II вошли в Новгородскую епархию (и находились в ее составе до 30-х годов XX века). Однако это нововведение негативно отразилось на бывших вологодских землях. Новгородские владыки принимали большое участие в работе Святейшего Синода, да и своя епархия была довольно обширной, так что им не всегда хватало времени на окормление новых территорий и вникание в их нужды. В результате все храмы белозерских монастырей, в том числе и храмы обители преподобного Кирилла, постепенно разрушались, а просьбы о материальной поддержке не получали ответа. Так, из-за нехватки денег в Пензенской епархии, в 1798 году по представлению Новгородского митрополита Гавриила, члена Святейшего Синода, был закрыт Ферапонтов монастырь, а средства, предназначенные на его содержание, перешли в Пензенскую епархию. Ветшал Горицкий монастырь. Известно, что на просьбы настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря о ремонте полуразрушенных храмов из Новгородской духовной консистории пришел отказ. Предлагалось просто разобрать ветхие строения.

Но в конце 60-х годов XIX века под началом архимандрита Иакова были отремонтированы храмы, обновлялись фрески Успенского собора, Введенской церкви и ныне действующего храма преподобного Кирилла. В 1874 году были построены каменные стены с проезжими воротами у Кузнечной и Мережной башен. В 1886 году по инициативе отца Иакова, который был благочинным белозерских монастырей, возвели часовню на горе Маура, на месте первой кельи преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских.

По ходатайству архимандрита Иакова с монастырской территории вывели уездную тюрьму и духовное училище, существовавшие на территории обители с XVIII века.

На духовное просвещение архимандрит Иаков не жалел монастырских и личных средств. Например, здание нового духовного училища на берегу Сиверского озера было построено большей частью на пожертвованные монастырем кирпич и деньги. Неслучайно по окончании строительства в 1880 году преподобный Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского духовного училища. По его же инициативе в крепостной стене монастыря вместо женской гостиницы открыли церковно-приходскую школу. За свой счет архимандрит покупал для нее учебники и письменные принадлежности. Также ученикам покупали хлеб, а на праздники — булки. Позднее для них устроили бесплатную столовую, на покупку продуктов для которой архимандрит Иаков давал 300 рублей из личных сбережений.

Как отмечали современники, отец Иаков тратил на благотворительность почти все личные средства, помогая нуждающимся продуктами, лекарствами, одеждой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после его смерти в 1896 году все его имущество состояло из клобука, двух подрясников, двух ряс и шубы. Причем «лишние» подрясник и ряса сохранились только потому, что были подарком епископа Тихона Можайского.

На погребение архимандрита Иакова собралось более 6 тысяч человек, при том что население города Кириллова составляло чуть более 4 тысяч человек. В течение многих лет после кончины преподобного Иакова на страницах «Новгородских епархиальных ведомостей» о нем печатались воспоминания, в которых высоко оценивался его вклад в развитие монашеской жизни.

Надеемся, что теперь паломники, побывав в обители преподобного Кирилла, поклонятся и преподобному Иакову — первому историку Кирилловой обители, составителю жития преподобного Кирилла Белозерского, которое продается в монастырской лавке, и наместнику, сохранившему храмы Белозерского края от разрушения.

Владимир Липовецкий,

помощник секретаря епархиальной комиссии по православному краеведению

http://www.pravoslavie.ru/put/53 452.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru