В последнее время активно начал мусcироваться вопрос об объединении Православия на Украине в единую Поместную Украинскую Церковь. Безусловно, ситуация, которая сложилась на Украине, трагична. Три церкви, претендующие на то, чтобы представлять Украинское Православие, противостоят друг другу. И это противостояние продолжается при усиливающейся экспансии унии, католичества, а также стремительного распространения различных протестантских сект. Тем не менее, трагичность сложившейся ситуации не дает повода решать этот вопрос сгоряча, руководствуясь эмоциями, которые не имеют отношения к области церковной жизни. Такой подход лишь усугубит положение, приведет к возникновению новых проблем. Прежде чем искать выход из ситуации, необходимо определиться в некоторых основополагающих принципах, исходя из которых только и возможно решить данный вопрос. Во-первых, дела Церкви может решать только Церковь. Государство, пытаясь вмешаться в дела Церкви, нарушает принцип отделения Церкви от государства, записанный в Конституции Украины. Только Церковь компетентна решать вопросы, которые относятся к ее жизни. Вспоминается начало 90-х, когда Верховный совет Украины принял решение, объявляющее деяния Харьковского Архиерейского Собора, на котором Украинская Церковь отмежевалась от тогда еще митрополита Филарета, неканоническими. То решение Верховного совета было не только незаконным, но и абсурдным, как если бы Верховный совет принял решение о неправильности той или иной спорной теории в математике. Нечто подобное некоторые чиновники пытаются навязать Церкви и сейчас. Во-вторых, в решении данной проблемы необходимо руководствоваться ее каноническим правом. Украина пытается строить правовое государство, то есть государство, которое существовало бы на основе закона, в котором закон занимал бы главенствующее положение. Так вот, такая ситуация, когда закон стоит во главе всего, — к чему стремится Украина, — испокон века существует в Церкви. Церковь всегда строила свою жизнь на основании так называемых канонов или правил, законов. Именно благодаря этому на протяжении уже двух тысяч лет, даже во времена самых сильных исторических пертурбаций, она сохранялась как единое целое. Для Церкви нарушить каноны, как впрочем и для государства, значит прийти к состоянию хаоса. Именно на основании этих законов был предан анафеме Филарет. В этом не было прихоти или симпатий-антипатий кого-то, кто принимал такое решение. В этом действии Церковь руководствовалась своими правилами, которые позволили ей просуществовать, как уже сказано, 2000 лет. Неканонической (то есть вне закона) Церковью на Украине является также т. н. «Украинская автокефальная православная церковь». Единственной канонической Церковью является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это значит, что только с этой Церковью имеют молитвенное общение все остальные Православные Церкви во всем мире, в том числе и Вселенский патриархат. Со священником, например, из т.н. Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата не будут сослужить православные ни в Греции, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, ни где бы то ни было, где существует Православие, разве что такие же раскольники, как они сами. Кстати говоря, действия Филарета по распространению своего раскола во всем православном мире являются беспрецедентными и не имеющими аналога в истории Церкви. История Церкви знает расколы, которые возникали в какой-нибудь отдельной Поместной Церкви. Филарет же пытается создать церковную структуру, параллельную Вселенской Церкви. Это выводит его раскол на совершенно новый уровень, на котором он начинает представлять опасность не только для одной какой-либо Поместной Церкви, но для всего Вселенского Православия. Исходя из этого, невозможно говорить о каком-то соединении Православной Церкви на Украине с раскольнической организацией Филарета. Единственный законный, канонический путь объединения Православия на Украине — это присоединение раскольников к УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это присоединение должно сопровождаться их покаянием за учиненный раскол. Движение, связанное с т.н. «объединением Украинского Православия», началось после смерти «патриарха» УАПЦ Дмитрия, который завещал своим сторонникам войти в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Необходимо отметить, что речь здесь не идет об автокефалии Украинской Церкви, а, наоборот, о потере «Украинской автокефальной православной церковью» своей, пусть и мнимой, автокефалии. Константинополь не заинтересован в том, чтобы предоставить еще одной Церкви автокефалию, но в том, чтобы присоединить к себе хотя бы часть Украинского Православия. Сторонники же «объединения Украинского Православия» мечтают об автокефалии. Сама по себе автокефалия как каноническое явление не несет в себе ничего плохого. Важно, чтобы она была получена законным способом. Согласно каноническому праву Церкви, ее не могут предоставить в одностороннем порядке ни Москва, ни тем более Константинополь. Предоставление той или иной Церкви автокефалии — это дело всех Поместных Церквей, всего Вселенского Православия. Это правило относится даже к предоставлению автономии. Автокефалия ни в коем случае не может быть объявлена самой Церковью самостоятельно. Сторонники «объединения Украинского Православия» ссылаются на опыт получения именно таким способом автокефалии Болгарской, Греческой, Сербской Церквами, однако при этом забывают, насколько болезненным был этот процесс. Болгарская Церковь, самочинно объявившая свою автокефалию, находилась в расколе 70 лет. Греческая — с 1833-го по 1850-й годы. От более серьезных проблем, кстати говоря, эти Церкви спасло только вмешательство Русской Церкви. До сих пор находится в расколе Македонская Церковь, самочинно объявившая автокефалию. Это привело к ее почти полному вымиранию. По такому пути хочет пойти Украина? И это еще не все последствия, которые могут ее ожидать. Огромная часть Украинской Церкви, тысячи ее приходов, готовы уйти в раскол и напрямую подчиниться Московскому Патриархату даже в случае объявления автокефалии Украинской Церкви каноническим путем. Также насильственное продавливание государством идеи объединения Православия нарушит хрупкое равновесие, которое сложилось между Православными Церквами во всем мире. Все эти предпосылки, а их еще больше, чем описано, необходимо принять во внимание, прежде чем предпринимать какие-либо шаги по решению проблемы Украинского Православия.