Радонеж | Сергей Белозерский | 10.05.2012 |
Страшные годы войны все дальше уходят в прошлое, все меньше среди нас остается тех, кто пережил их. События того времени теряются в дымке прошлого, многим кажется, что они уже не имеют отношения к нам, сегодняшним. Но это не так; и нам очень важно помнить о том, что произошло тогда. Тогда наша страна оказалась и наш народ оказались перед угрозой полного исчезновения, и, ценой неимоверных жертв были спасены.
Тогда «мужество», «жертвенность» и «патриотизм» были не просто лозунговыми и несколько затертыми словами — а необходимым условием того, что мы смогли появиться на свет. Почтительно склоняясь перед подвигом тех, кто сражался и трудился, мы признаем наш долг — им мы обязаны жизнью. У нас есть жизнь, возможность дышать, ходить по улицам, молиться Богу — потому, что наши деды и прадеды сражались и умирали.
Но Война — не только подвиг, не только честь и слава. Война — ужасающая, безмерная человеческая трагедия. Семьи отправляли на фронт своих мужей, братьев, сыновей — чтобы никогда больше не увидеть их. Солдаты, после бесконечно долгих четырех лет возвращались домой — чтобы застать свой дом сожженным, а близких убитыми. Страшно заглядывать в такую бездну человеческой боли — но нам важно помнить о ней. Чтобы молиться об упокоении душ всех убитых и замученных, всех, прошедших через великую скорбь и муку. Но не только.
В нашей стране выросло уже несколько поколений, не знавших большой войны — да, чьи-то родные воевали в Афганистане и Чечне, но для большинства жителей больших городов война была только в телевизоре. Для нынешнего поколения «война» ассоциируется с компьютерными стрелялками — если в Вас попали, это не означает долгих месяцев мучений в военном госпитале; это означает минус двадцать пять процентов здоровья, которые легко восстановить, подобрав на виртуальном поле боя аптечку. Если Вас убили, Вам всего-навсего надо загрузить последнее сохранение. А если Вам вообще надоело это глупое занятие, Вы в любой момент можете выйти из игры и заняться чем-нибудь другим.
Недавние столкновения демонстрантов с ОМОНом выявили — у многих интернет-пользователей — неукротимую воинственность. Одна дама выдает следующие, например, призывы: «.следующим шагом будет партизанская война. Я когда-то говорила, что единственный способ защитить себя от бандитов, которые бьют днем — жечь их ночью. Вот так и будет. Это мне стало понятно после зачистки Жан-Жак…надо договариваться с начальниками ОМОНа с позиции силы — объяснять, что если будут калечить, то мы ответим взаимностью. Не «дяденька, не бейте», а «дяденька, ударишь мальчиков и девочек, ночью тебя кто-нибудь взорвет, семья пострадает, дом рухнет…» Разумеется, гламурная дама, написавшая эти слова, понятия не имеет о партизанской войне — и о войне вообще, о крови, о боли, о страхе. Как и не менее гламурный юноша, который написал о столкновениях с ОМОНом, большим буквами от избытка положительных эмоций — «РЕБЯТА! СЕГОДНЯ В МОСКВЕ БЫЛ АД! НО ЭТО БЫЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ДНЕЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ!!!» Или другой молодой человек, который заявил — «Скажу сурово, без прикрас — как оно есть. Это — война. Идёт битва за Россию». Мальчикам и девочкам, выросшим в мире компьютерных стрелялок, хочется повоевать. Они уверены, что война — это просто «движуха», можно весело покидаться в ОМОН камнями, попозировать на фоне автозаков, послать сообшения в твиттер со своего новенького айфона, в общем, поразвлечься.
Это было бы просто глупостью — и хамством по отношению к тем, кто видел настоящую войну, если бы не еще одно обстоятельство. Настоящую войну — с трупами, гниющими на улицах, пытками в подвалах, городами, превращенными в руины, устроить вполне реально — и мы ее видели, например, в той же Ливии, где демократические силы получили поддержку НАТО и, успешно заняв столицу, начали с того, что истребили в ней лиц неливийской наружности. Готовы наши гламурные воители к такому развитию событий? Готовы ли они оказаться в ситуации, когда ближайшее кафе, в котором можно будет подзарядить айфон, окажется далеко за границей? Впрочем, надо сказать, что многие интернет-подстрекатели уже там, за границей, и находятся — что, несомненно, весьма предусмотрительно с их стороны.
Когда у людей нет нравственного иммунитета против насилия, когда они не понимают, что кидаться в людей камнями нельзя — должен работать хотя бы инстинкт самосохранения. Эскалация насилия, игры в партизанскую войну очень скоро ударят по ним самим — и тут уже с подзарядкой айфонов могут возникнуть трудности. Как и с новыми нарядами из столичных бутиков.
Избалованное столичное мажорство, экспериментирующее со своей ориентацией — это немного не та категория лиц, которая имеет хорошие шансы выжить в условиях той демократизации-по-ливийски, которую они усиленно призывают на свои головы. Хотите реальной боли, крови и смерти? Отправляйтесь в Ливию или Ирак — там свобода уже воссияла, тирания пала, демократия восторжествовала. Впрочем, если по понятным причинам молодые люди предпочитают Европу и Северную Америку, они могут попробовать покидаться кусками асфальта в тамошних полицейских — и посмотреть, как демократические полицейские будут на это реагировать.
Нам же, православным христианам, следует быть миротворцами; удерживать и увещевать тех, кто нас еще слышит. Как заповедует Святой Апостол, «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. (1Фесс.5:14,15)»