Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Евгений Попиченко08.05.2012 

Скорбь — великая милость Божия
8 мая — день памяти святого апостола Марка

Святой евангелист Марк был одним из 70-ти апостолов, родом иудей. Святой апостол МаркАпостол Петр в одном из посланий называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником святого апостола Петра, который посылал его проповедовать Евангелие в разных городах и странах. Евангелие Марка было написано со слов очевидца многих и многих событий жизни Господа Иисуса Христа — апостола Петра.

Господь удостоил святого Марка мученической кончины. Произошло это в Александрии, где евангелист построил первую христианскую церковь. Язычники, египтяне, опасаясь умножения христиан, решили умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства день праздника языческому богу. На самый этот день, 24 апреля по старому календарю, приходилось в тот год светлое Христово Воскресение. Накануне апостол Марк увещевал народ не участвовать в грешном языческом торжестве. Язычники ворвались в церковь во время богослужения, схватили святого, вывели его оттуда и, обвязав ему шею веревкой, с криками потащили по городским улицам. Кровь святого обагряла острые камни мостовой, но он не переставал молиться и повторять: «Благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради». К вечеру святой апостол был посажен в темницу. Ночью явился к нему ангел и сказал, что имя его будет вписано в Книгу жизни с именами других апостолов, память его сохранится на Земле. Сам Спаситель, явившись вскоре, сказал апостолу: «Мир тебе, Мой евангелист». На другой день мучения возобновились. Святой Марк не переставал молиться и, наконец, произнеся слова: «В руци Твои, Господи, предаю дух свой», предал свою душу в руци Божии.

«Многими скорбями надлежит человеку войти в Царствие Небесное», — говорит нам Священное Писание. Нет на Земле ни одного человека, который бы избегнул страданий. Так не бывает — родился человек, прожил мирно, все его любили, не болел, на работе только карьерный рост, везде почет и уважение, дожил до старости, лег, заснул и умер. Про такого человека, с точки зрения Священного Писания, можно бы сказать, что Бог забыл про него.

Однажды двое святых встретились и стали выяснять, как прошел последний год их жизни. Один другому говорит: «Наверное, Господь забыл про меня, ибо я не болел уже целый год» — «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если Господь не наказывает, значит, вы — не Его, чужие. Чужих детей и человек не может наказать, обычно — своих, желая их исправления.

Последствием грехопадения во многом стали скорби. Скорбь от внешнего мира, «ибо проклята земля за тебя, тернии и волчцы произрастит она тебе», — сказал Господь в лице Адама каждому из нас. И теперь труд стал необходимым, но тяжелым обстоятельством жизни, в поте лица человек добывает хлеб. Земля стала мстить Адаму стихийными бедствиями, цунами и землетрясениями, наводнениями и извержениями вулканов за рай, разрушенный человеком.

Природа человека стала страстной, внутри каждого зашевелились черви и змеи страстей и грехов; всякий грешащий человек прежде всего уродует, насилует самого себя, разрушая свою жизнь. Власть над душой человека оказалась у дьявола, которому он добровольно отдал себя в рабство. Женщину Господь в наказание отдал в подчинение мужу: «К мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобою, в муках будешь рожать детей твоих», — сказал Господь Еве.

«Земля еси, и в землю отыдеши». Смерть, с одной стороны, наказание, а с другой — освобождение человека от вечных мучений. Можно представить, как бы мучался человек, будучи Кощеем Бессмертным.

Ладно, если раздражительность, нетерпение, зависть, алчность мучают человека 70−80 лет, а если вечность? Причем сила греха с каждым веком, с каждой тысячей лет многократно возрастает? Так вот, скорбь — это неизбежное следствие наших грехов и беззаконий, с одной стороны. С другой стороны, скорбь — это великая милость Божия: цель ее — напомнить человеку о Боге, о скоротечности жизни. Так что скорби неизбежно сопровождают нашу жизнь.

Скорбь дает человеку возможность ощутить жизнь духовную. «Не говори, что нет спасения, что ты в печалях изнемог: чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Он дает эти испытания, но Он же от них и освобождает, в этом царское достоинство Господа.

Символ евангелиста Марка — лев. Написанное им Евангелие отражает царское служение Господа Иисуса Христа, которое заключается в повелении и управлении этим миром. Господь — Творец этого мира, Он им и управляет. Все мы являемся Его творением. Будет ли горшок возмущаться тем, что с ним делает гончар?

Нам не хватает веры, мы забываем, что мы — творения Божии. Каждого из нас Господь призвал из небытия и все, что захочет, Он сделает с нами. Мы верим, что Господь мудрый, любящий, ласковый и милостивый Творец, что Он никогда по Своей природе не способен совершить зло. Если Он попускает демоническим силам нас каким-то образом одолевать, то даже это зло Он направляет ко благу. Часто человек, страдая, думает: «За что? Где справедливость? Разве я виноват?». На самом деле, если какое-то страдание выпадает на нашу долю, значит, Господь про нас не забыл, Он в нас еще не отчаялся. И всякая скорбь — это лишнее уверение, что мы до сих пор еще дороги Богу.

Второе свойство царского величия — это милость. Даже если человек был осужден по закону государства как преступник, царь может своей милостью отменить справедливое решение суда. Мы по своей жизни и по своим грехам достойны вечной смерти (собственно, дьявол и будет просить Бога, чтобы на Страшном Суде Он судил справедливо, по Закону). Господь судит по милости, но эта милость напрямую зависит от нас с вами. Суд без милости — не сотворившим милость: если человек не научился миловать другого, — и ему не будет милости, если не научился прощать, — и он не будет прощен, не научился не осуждать, — и в отношении к нему не будет снисхождения. Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерой меряете, такою и вам будут мерить. Если вы не прощаете, — то и вас не простят. Наше спасение и милость к нам Небесного Царя в наших собственных руках — будем внимательны друг к другу, будем всегда готовы предстать перед Господом и дать ответ о нашей жизни. Будем помнить о скоротечности, многотрудности земного пути; скорби, которые по Своей милости, по стремлению привести нас ко спасению Он нам попускает, будем претерпевать с упованием на Бога и просить единственно об одном: чтобы Господь дал нам крепости, веры и терпения.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52410


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru