Фома | Александр Моисеенков | 04.05.2012 |
Проработав в сфере СМИ около двух лет, я осознал одну вещь: новости живут недолго. Максимум — несколько дней. И с чем большим потоком информации я сталкивался, тем отчетливее понимал, что есть только одна новость, которая неизмеримо выше всех сводок о событиях в политике или шоу-бизнесе. Эту новость мы повторяем на Пасху, и выражаем ее всего в двух словах: «Христос воскрес!».
Этому не то приветствию, не то новости уже две тысячи лет. Срок довольно большой и достаточный для того, чтобы забыть все оттенки, которые имели эти два слова в момент своего рождения. К сожалению, это действительно так — даже в сознании наиболее «практикующих» прихожан фраза «Христос воскрес!» превратилась в дежурные слова и стала чем-то наподобие знаменитых «Будь готов — всегда готов» в сознании пионеров перестроечной эпохи.
Но для первых христиан Пасха была не просто самым «кричаще ликующим» днем календаря. Пасха была центром их жизни, камнем веры, главным нервом, который оживлял каждую клеточку церковного организма. Этим нервом Пасха является и сейчас, и будет им до тех пор, пока стоит наша матушка-Земля. Но почему так? И если это новость, то о чем она возвещает?
Казалось бы, праздный вопрос, ведь каждый человек знает, что на Пасху мы вспоминаем Воскресение Христа. При этом можно совершенно по-разному относиться к факту Воскресения, — можно его признавать или не признавать, верить или не верить, — но вне зависимости от нашего признания или непризнания Воскресение Христа остается центром мировой культуры, а сама фраза «Христос воскрес!» — самой важной новостью, которая даже важнее всех новостных сводок в мире…
К сожалению, мы перестали ощущать эту пасхальную новость — новость о том, что наша жизнь имеет смысл. Но насколько важным является факт Воскресения Христова и вера в него, говорит одна история, которая произошла на заре христианства.
В одном городе умер епископ. Как и полагается, на место покойника стали избирать нового святителя. Среди местных христиан сразу возникла мысль поставить на епископский трон некоего добродетельного мужа, и практически все священники и соседние епископы уже готовы были этот выбор поддержать. Кандидат подходил по всем параметрам — и молитвенник, и постник, и прекрасный учитель, и богословие знал в совершенстве. Однако в самый последний момент ему отказали в выборе. Оказалось, что кандидат на епископство не верил в воскресение мертвых! Он верил, что Христос воскрес, что человек бессмертен, что наши души уходят в Вечность. Но вот поверить в то, что вместе с душами Вечность наследуют и наши тела, и вся вселенная, он не мог. Он не верил, что тело человека и вся материя в целом могут стать наследниками будущего Царства Божьего.
В тот раз епископом избрали совсем другого человека. Но история показательна тем, что Церковь всегда воспринимала Христово Воскресение не метафорично, а буквально. Церковь верит и учит, что Господь воскрес именно плотью, вознесся на небо плотью и плотью пребывает одесную Отца. И так же, как он воскресил свою плоть, так Он воскресит наши тела и дарует им вечную жизнь. Причем не просто жизнь как биологическое существование, а жизнь как подлинное осмысленное бытие, которое имеет ценность куда большую, нежели все иные ценности вместе взятые.
Новость о Воскресении Христа говорит нам о том, что наша жизнь не напрасна. И если мы любим и дорожим кем-то, если мы творим добро, то все это — и любовь, и добро, и все лучшие надежды — не исчезают с нашей смертью, а мы сами — не превращаемся в ничто! Своим Воскресением Христос открывает нам двери настоящего Бытия, которое мы когда-то потеряли грехопадением наших предков, но который теперь мы имеем благодаря крестному подвигу Спасителя.
Поэтому всегда, когда при встрече с другим человеком мы применяем древнее приветствие «Христос воскрес», важно помнить, что в этот миг повторяем подвиг святых жен-мироносиц, апостолов, мучеников и всех тех, кто в первые века всему миру и словом, и делом возвещали самую важную новость на земле — новость о Христовом Воскресении.