Русский дом | Протоиерей Артемий Владимиров | 03.05.2012 |
«Имя Бога должно быть забыто на территории страны.» Такова была конечная цель «безбожной пятилетки», объявленной Декретом советского правительства от 15 мая 1932 года, за личной подписью «великого вождя народов».
В день святых страстотерпцев русских князей Бориса и Глеба на шестой части суши Земли был объявлен смертельный вызов вере Христовой и носителям всякой религиозной идеи. Там, где рухнуло самодержавное православное Русское царство, воцарилась кромешная духовная тьма воинствующего против Церкви безбожия.
Председатель «Союза воинствующих безбожников» Ярославский-Губельман, который вовлёк в антихристианские сети миллионы молодёжи и пользовался до самой своей смерти (в 1943 году) благорасположением И. Сталина, в созвучии с линией партии разработал соответствующий план уничтожения религии в эти 5 лет. Никогда нигде не опубликованный и, к счастью, провалившийся, он был реконструирован покойным петербургским профессором С.Н.Савельевым. К 1933 году должны были закрыться все храмы, молитвенные дома, синагоги и мечети. К 1934 году — исчезнуть все религиозные представления (!), привитые литературой и семьёй. К 1935 году страну (и прежде всего молодёжь) необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой. К 1936 году планировалось уничтожение последних молитвенных домов и всех до единого (!) священнослужителей. А к финальному 1937 году религию требовалось изгнать из самых укромных уголков жизни, а самое имя Божие должно было исчезнуть.
Напомним, что предшествовало этим поистине сатанинским замыслам, мало известным современным православным читателям, некоторые из которых за давностью тех лет склонны несколько идеализировать события сталинской эпохи.
В стремлении оторвать народ от святых корней его тысячелетней истории начиная с октября 1929 года в числе мер антирелигиозной борьбы в СССР традиционная для нашей культуры семидневная неделя была заменена шестидневной. Пять дней трудящиеся работали, а на шестой день отдыхали, причём выходной день мог прийтись на любой день седмицы — лишь бы отменить христианское воскресенье!
На II съезде «Союза безбожников» (организации, финансируемой Советским государством) даже поднимался вопрос о реформе летоисчисления — предлагалось начать его «с первого года пролетарской революции». Сам Ярославский говорил по этому поводу следующее: «Это очень сложное дело, и я боюсь, чтобы не повторился опыт Великой французской революции. Мы уже сегодня во всех советских актах и в литературе должны отмечать наше летоисчисление. 1929 год отмечается как 12-й год новой эры, нашей эры. Я употребляю слово „нашей эры“, чтобы не говорить об эре христианской». Председатель «Союза» предлагал вводить в сознание широких масс понимание того, что в мире началась новая коммунистическая эра. По счастью, сознание «широких масс» не поддалось! Нелишне будет напомнить и главные лозунги «Союза», особенно интересные для тех, кто сегодня почитает коммунистическую идеологию совместимой с христианским мировоззрением: «Через безбожие — к коммунизму!», «Борьба с религией — это борьба за социализм».
Партия формирует к 1932 году главную политическую задачу — «окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы вообще. превратив всё трудящееся население страны в активных строителей безклассового социалистического общества». Следовательно, по логике большевистского мышления, должно было вступить в последнюю фазу борьбы с носителями «религиозного дурмана». Тиражи антирелигиозной литературы достигают объёма к 1930 году более чем 50 млн! Однако, по русской поговорке: «Бодливой корове Бог рогов не даёт». Ещё в первом столетии по Рождестве Христовом ожесточённый гонитель веры познал неодолимую силу Воскресшего в словах, прогремевших с Небес: «.Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 5). Говорят, что Сталин не терпел соперников. С земными ему было справиться легко: только лишь наклеить на них ярлык «врагов народа». Последствия — хорошо известны. С Богом дело обстояло сложнее: несмотря на жесточайшие репрессии против Церкви, народ не переставал (хотя бы в тайне сердца) уповать на Господа. Проведённая к концу «безбожной пятилетки» перепись населения (в 1937 году) стала свидетельством религиозных настроений, заквашивающих народную душу. В опросные листы по личному указанию Сталина был введён вопрос о религиозных убеждениях. Перепись выявила поразительный факт: в стране «победившего атеизма», где за 5 лет борьбы из русского лексикона должно было исчезнуть само слово «Бог», две трети сельского населения и одна треть городского открыто исповедовали Православие!
Разочарованный Сталин засекретил итоги переписи и, по старой памяти, прибегнул к более естественным для большевиков мерам борьбы с религией, нежели пропаганда воинствующего безбожия. Его ответом духовной инерции народа стал террор! Именно на 1937—1938 годы приходится пик безпощадного уничтожения духовенства, в том числе и «лояльного», которое выполнило свою роль в конце 20-х годов и теперь могло быть «пущено в распыл». Согласно данным комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937—1938 годах были расстреляны 106 800 священнослужителей.
Таким образом, факт Большого террора конца 30-х годов, в ходе которого погибло почти всё духовенство и активные православные миряне Советского Союза, был на самом деле признанием провала безбожной пятилетки 1932—1937 годов. Современные исследователи эти страшные годы, когда представителей духовенства расстреливали каждый день сотнями, объясняют помимо прочего и тем потрясением, которые испытал Сталин, осмыслив данные переписи населения 1937 года.
Ведь тогда на территории СССР оставалось лишь около 100 храмов, которые могли вместить самое большее 300 тысяч человек. Это значит, что среди 100 млн православных (решившихся исповедовать Христа в сталинской анкете 1937 года) не могло не быть сотен пастырей, которые, подвергая себя смертельной опасности, тайно окормляли прихожан по всему пространству истерзанной безбожниками Святой Руси. Те называли их «попами-передвижками» и считали самыми опасными «антисоветскими элементами».
Карательные репрессии не прекращались и позже. В 1939 году были расстреляны ещё 900 священнослужителей, в 1940-м — 1100, в 1941-м — 1900, в 1943-м — 500. Цифры уменьшились, поскольку духовенства на свободе тогда уже почти не осталось. как не осталось и ни одного монастыря. Только таким кровавым способом «безбожная пятилетка» могла приблизиться (и то с запозданием) к своим этапным целям, поставленным коммунистами. Но отменить эти цели, равно как и все календарные антихристианские «реформы», заставила. война.
Сохранить власть большевистской партии накануне огненных лет было возможно лишь посредством постепенной реабилитации русского патриотизма. Так началось паразитическое оседлание сталинской компартией патриотических чувств державообразующего русского народа. 5 сентября 1943 года в «Правде» на первой странице было опубликовано сенсационное краткое сообщение о встрече Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшейся 4 сентября. Генералиссимус решил воссоздать церковные структуры и использовать их в оборонных целях. Это было необходимо и для влияния на западную демократию, лидеры которой нуждались в оправдании своего военного союза с богоборческим режимом СССР.
4 декабря 1943 года умер оставленный Богом и обласканный главой Советского правительства Е.М.Ярославский (Губельман). В официальных статьях, посвящённых его памяти, ни слова не говорилось о его антирелигиозной деятельности. Функции распространения атеизма перешли в 1947 году к Всесоюзному обществу «Знание», а антирелигиозная пропаганда в СССР была возобновлена тотчас по окончании войны. К концу 1950-х годов пришло время новой «пятилетки безбожия».
Говорят, что на самых дальних восточных рубежах нашей Родины современные пограничники видят иногда двух всадников на белых конях. Неспешно, в полном молчании, едут вдоль русской границы стройные юноши в княжеских шапках и длиннополых плащах красного цвета — символ страданий за веру Христову.
Составлено протоиереем Артемием ВЛАДИМИРОВЫМ
по печатным материалам Сергея Фирсова и Александра Солдатова,
с благодарностью за их исторические исследования