Русская линия
Седмицa.Ru03.05.2012 

Память прп. Анастасия Синаита

Анастасий Синаит [греч. ̓Αναστάσιος ὁ Σιναΐτης] (нач. VII в.- после 701), прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, известный богослов и церковный деятель. О его жизни известно очень мало; гипотеза С. Саккоса, отождествившего А. С. с Антиохийским Патриархом сщмч. Анастасием II Синаитом, противоречит К-польскому Синаксарю (SynCP. P. 607−608) и указаниям на мирную кончину этого святого. Возможно, А. С.- одно лицо с визант. военачальником Ваганом (Маханом) Армянином, к-рый, согласно хронике Александрийского Патриарха Евтихия, после поражения от арабов на р. Ярмук (636) стал монахом на Синае и написал толкование на 6-й псалом (Eutychii Annales // CSCO. Ser. III. T. 7. P. 15). А. С. принимал активное участие в борьбе с ересями (монофизитством, афтартодокетизмом, монофелитством), в связи с чем посещал Александрию (ок. 639, между 678 и 689), Палестину и Сирию.

В рукописной традиции А. С. отождествляется с др. Анастасиями, чаще всего с Антиохийским Патриархом Анастасием I Синаитом, что осложняет вопрос об атрибуции приписываемых ему творений. Наиболее известным произведением А. С. является «῾Οδηϒός» (Путеводитель, лат. Viae dux; между 686 и 689), 24 части к-рого посвящены полемике с различными формами монофизитства. Каждый тезис подкрепляется обширными ссылками (иногда не вполне точными) на творения святых отцов. К догматическим и полемическим сочинениям относятся также «6 глав против монофелитов» и «16 глав против монофизитов». Самым объемным творением, сохранившимся под именем А. С., является труд «Ερωτήσεις καὶ ἀποκρίσεις περὶ διαφόρων κεφαλαίων» (Вопросы и ответы на разные темы). Жанр патриcтической лит-ры, известный как «вопросоответы» (ἐρωταποκρίσεις, ἀπορίαι καὶ λύσεις, πεῖσεις καὶ κρίσεις и т. п. и т. п.) получил широкое распространение в Византии и странах христ. Востока. Для обоснования ответов на экзегетические, догматические и нравственные вопросы в текст обычно включались извлечения из Свящ. Писания и святых отцов (см. Флорилегии). Сочинение самого А. С. восстанавливается на основе сборника из 102−103 вопросоответов (2 рукописи IX—X вв.) без ссылок, комментариев и схолий; в более поздних редакциях, отличающихся по композиции и объему (от 88 до 154 глав-вопросов), соч. А. С. подверглось переработке и было дополнено святоотеческими и библейскими текстами. Одна из них, т. н. «Коллекция в 88 вопросах и ответах с флорилегиями» (не ранее IX в.), стала прототипом церковнослав. перевода памятника, выполненного, видимо, в Болгарии при царе Симеоне в нач. Х в. и сохранившегося в составе выдающегося памятника древнерус. книжности — Изборника Святослава 1073 г. и многочисленных позднейших списков. «Вопросы и ответы» А. С. адресовались широкому кругу читателей: догматические проблемы здесь рассматриваются в связи с нравственными (грех и покаяние, возможность спасения для благочестивых иудеев или неверующих, что есть благо и т. п.). Признаком совершенства христианина указывается пребывание Христа в его душе (Quaest. 1−2, 75−76).

Из многочисленных более мелких произведений А. С., часть к-рых остается неизданной, следует отметить «Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему», наиболее ярко и четко представляющие христологические и антропологические воззрения святого (ок. 701), а также проповеди: «О святом собрании» (посвящено таинству Евхаристии, важный источник по истории богослужения); «Беседа на 6-й псалом» (на начало поста; 1-я редакция дошла в сир. и копт. версиях); «О Преображении»; «Слово на Великую пятницу» (в араб. переводе), «Слово на схождение Христа во ад» (в сир. переводе), «Надгробная речь» (в арм. и груз. версиях), «Беседа на Фомино воскресение» (фрагменты). Творения А. С. переводились на лат., церковнослав., араб., груз., арм., копт. и сир. языки. Тексты многих произведений А. С., упоминаемые в источниках, не сохранились.

http://www.sedmitza.ru/text/685 280.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru