Радонеж | Протоиерей Андрей Ткачев | 03.05.2012 |
Есть часы из разряда «последнего писка», в которых видна часть механизма. Вообще механизм (например, автомобиля) всегда закрывали, в противном же случае было некрасиво и отталкивающе. Но в этих часах последней моды открыто ровно столько пружинок и колесиков, и показаны они именно так, что эстетическое чувство не оскорблено. Наоборот, есть чувство особого шарма. Все это очень похоже на демократию, точнее на посвященность в тайны управления процессами, доступ к которым якобы открыт народу.
Народ верит, что он способен собой управлять и сам собой командовать посредством демократических процедур. Над Мюнхгаузеном, который тащит себя из болота за волосы, народ справедливо смеется, как над выдумкой, и даже способен языком физики объяснить невозможность такого трюка. Но вот в свою способность собою же управлять он все-таки верит, и нет пока такого языка, на котором можно было бы его в этом разубедить.
Подарили людям некий механизм демократических процедур, и люди уверовали, что они теперь полные хозяева жизни, а урна с бюллетенями, это — аналог некой волшебной кнопки. То есть подарили человеку часы, в которых механизм частично виден, а человек взял и уверовал, что он отныне — часовщик и специалист по части пружин и колесиков. Хотя еще древние говорили: Увидишь человека с топором, не думай, что это плотник.
Вообще-то зрелище обнаженных тайных пружин должно так же пугать, как вид выпавших внутренностей или вывалившихся кишок. Поэтому никто и никогда все механизмы обнажать не будет. Никто, и никогда, и нигде, вплоть до самых наидемократичнейших стран включительно. Так, кое-что покажут, заведут, так сказать, разок за кулисы, откроют гримерную, но в сложные отношения внутри актерской труппы посвящать не станут. Потом так же за локоточек, вежливо проводят до двери. Зато у человека будет гордая и совершенно ложная убежденность в том, что отныне он — «почетный гражданин кулис».
Те, которые кричат и в мегафон, и в его отсутствие, они зачем кричат? Зачем зовут, то «Русь к топору», как Герцен, то пипл на баррикады, как современные борцы за рай земной и справедливое житье в Отчизне? Ой, не верю я, что чисты их намерения, как первый снег. Как Лебедев не верил в «стук телег, подвозящих хлеб страждущему человечеству», так и я не верю. У публичных борцов за всеобщее счастье часто бывает — души таковы, что клейма негде поставить. При том и история минувших дней точку зрения Лебедева оправдала. Борцы за счастье понастроили концлагерей, а филантропы массово переквалифицировались в террористов и людоедов. Кто с историей знаком, у того иллюзий мало.
С какой стати нынешние крикуны должны быть лучше крикунов вчерашних? Ни с какой. Хуже должны быть, это точно, а лучше — нет. Но народ, то ли в школе плохо учился, то ли еще что, на болтовню ведется и на проблемы напрашивается. И поскольку с хлебом пока все в порядке, народ хочет зрелищ. Разница между футбольным матчем, просмотром кинофильма и участием в демонстрации стирается. И не только потому, что Рейган был президентом, а Шварцнеггер — губернатором.
Спортсмены и актеры лезут в политику, как в родную среду. И это значит, что публичная политика имеет с клоунадой, с яркими шоу внутреннее подобие. Но дело не только в этом. Дело нее только в подлых планах декабристов, но и в дремоте народного сознания. Простые люди, которым показали часть механизма, верят, что видели весь механизм. Мало того, что видели, а могут его еще и ремонтировать. Это непростительная глупость. Это было бы то же самое, если бы болельщики верили, что умеют играть не хуже своей команды, и массово выбегали бы на поле «подсобить» своим. Спортивный праздник был бы сорван, а виновные заслуженно наказаны. Спортивное шоу требует полных трибун, профессиональной игры и распределения обязанностей. Кто вам сказал, что политическое шоу устроено иначе? И откуда вы знаете, что попадание в вышние эшелоны власти нынешних народных вождей не станет в очередной раз сущим проклятием?
Вся ложь питается демократическим пафосом, внушенным простому обывателю. У человека обычно хватает ума понять, что 12 раундов в тяжелом весе он не выстоит. Лучше сидеть с пивом возле телевизора и подпрыгивать на диване в такт наносимым ударам. Но почему здравый ум заканчивается, когда речь заходит об управлении государством? Почему человек, подпрыгивавший с пивом на диване, то, что он — не чемпион, понимает, а то, что он ничего не смыслит ни в международной политике, ни в вопросах высшего управления, уже не понимает? Это — загадка.
Власть, говоришь, плохая? А какая должна быть хорошая? И где вообще есть хорошая власть? И где ассенизатор не пахнет тем, что ассенизирует? Думаешь во власти только на золоте едят. Нет, брат. Там такие мешки разгружают, что добровольный поход во власть под силу только рыцарю или негодяю. Ну-ка, угадай с трех раз, кого в мире больше и кто заметнее? Те клоуны, которые тебя на бунт зовут и кровь лозунгами будоражат, думаешь — лучше будут, когда во власть залезут? Говоришь — лучше. Ну, извини, мил человек. Я думал, ты умный, а ты. кхе-кхе.
Хочешь верить в демократию, верь на здоровье, только руками не размахивай. Если ты не тренер, и не спонсор команды, и не родственник одного из игроков, то сиди на трибунах и болей за «наших». Это все, что от тебя требуется. Изменить счет матча не в твоих силах. Так в спорте, так же и в том, что у нас демократией называется. То и другое придумали в общих и главных чертах одни и те же греки.
Ты тоже нужен, как болельщик и часть процесса. Как массовка в кино. В конце концов, играть при пустых трибунах — позор и наказание. Но не надо верить в свою незаменимость и в возможность прямого влияния на результат. Особенно насторожись, если услышишь голос: «Наши играют плохо. Наши — никакие не „наши“, а переодетые „чужие“. Матч заранее куплен?! Айда всем на поле! Вместе мы победим!»
Победим-то, победим, но забитые толпой голы не засчитают, и сначала будет весело, а потом прибежит ОМОН, приедут машины с водометами и все закончится грустно.
Кому-то из зрителей поломают ребра, зато зачинщики беспорядков «заявят о себе», и на следующем матче уже будут сидеть в правительственной ложе.
Я знаю одного «патриота», который страшно любит свою страну и желает ей счастья. Но рыбу этот патриот ловит электросетью, и грязь за собой из лесу после пикника никогда не убирает. Этот патриот ненавидит власть, всюду зрит воров и занимает активную политическую позицию. Он уверен, что войди во власть он и такие, как он, жизнь была бы несравненно лучше. Но меня терзают смутные сомнения по части правильности его жизненных установок. И когда он в очередной раз щедро сыпет матом на тех и на этих, мне кажется, что ходи он на футбол, он и там заплевывал бы все вокруг семечками и ломал бы стулья, находясь в полной убежденность относительно правильности своего поведения.
До каких же пор, думаю я, люди с подлыми намерениями будут греметь красивой фразой и баламутить грязную воду народных страстей? До каких пор эти газетные и уличные вакханалии будут преподноситься и восприниматься как формы народовластия? До каких пор люди, не научившиеся владеть собой, будут верить, что они влияют на ситуацию в стране, а те, кто загадил и не хочет убирать собственный дом, будут стремиться навести порядок в мире?
Сколько раз еще можно втаскивать внутрь городских стен очередную импортную деревянную лошадку, напичканную спецназовцами, не говорящими по-русски? И разве одна такая лошадка менее опасна, чем другая, если на ней написано «Демократия»?