Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)02.05.2012 

«Наша задача — помочь человеку обрести веру»

 — Владыка, Вы возглавляете Издательский совет Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) Русской Православной Церкви, и нашу беседу хотелось бы посвятить книгоиздательству и чтению в нашей стране. Расскажите, чем занимается Издательский совет Русской Православной Церкви.

Рецензирование — не цензура

 — Издательский совет — одна из старейших Синодальных структур, он был создан вскоре после Великой Отечественной войны, когда Церковь при покойном Святейшем Патриархе Алексии I начала издательскую деятельность. Все советское время Издательский отдел имел очень большие ограничения, ведь тогда ничего не издавалось церковного, религиозная тематика была под запретом. Издавали несколько десятков тысяч календарей на всю Русскую Православную Церковь, ежемесячно выходил «Журнал Московской Патриархии», где были богословские труды, один раз в 5−6 лет издавали молитвослов, Библию за 50−80-е годы издали только два раза.

В 90-е годы произошли большие перемены. Был снят запрет с издательской деятельности, появилось много издательств частных, монастыри, приходы, епархии получили возможность издавать религиозную литературу. И в 1994 году на Архиерейском Соборе решили Издательский отдел преобразовать в Издательский совет, чтобы он занимался координацией издательской, просветительской деятельности Русской Православной Церкви. Мы следим, чтобы издаваемая православная литература соответствовала Православному вероучению.

— Многие верующие, купив ту или иную книгу в церковной лавке или в магазине, во время чтения начинают сомневаться, полезно ли им будет чтение этой книги. Издательский совет чем-то здесь может помочь?

 — Рецензирование — одна из основных задач Издательского совета: чтобы книга была полезна, чтобы книга, которая имеет гриф Издательского совета, приводила человека к Богу. Я сразу оговорюсь, мы — не цензурный орган, кто хочет что-то издавать — пожалуйста, есть много издательств. Мы только отслеживаем и даем гриф на литературу, которая может быть распространена через церковную книжную сеть. Почему это нужно? Каждый человек, который приходит в храм что-то купить, находит книгу, и он может быть уверен — если в храме купил книгу, ее можно читать, она полезна.

Но, к сожалению, за два года работы наша коллегия по рецензированию и экспертной оценке выявила очень много книг, которые не могут быть реализованы через церковную книжную сеть. К нам приходят запросы с мест, из епархий, сами верующие, которые купили книгу и прочитали ее, пишут и спрашивают, можно ли ее распространять, читать? И тогда наши эксперты дают рекомендации, мы пишем архиереям, что такие-то книги не могут быть распространены через церковную книжную сеть, там есть места, которые не соответствуют Православному вероучению.

Чтобы правильно понимать, какую книгу они читают, люди должны знать, что у нас есть трехуровневая система грифов. Первый уровень — гриф «По благословению Святейшего Патриарха». Такой гриф ставится на Священное Писание на славянском языке и Синодальный перевод Священного Писания. На другие переводы Священного Писания мы гриф Святейшего Патриарха не ставим. А ставим «Рекомендовано» и «Допущено» — все зависит от уровня перевода. Мы принимаем такие тексты на рецензирование и ставим гриф, означающий, что этот текст может использоваться в научных целях, допускается для распространения через церковную книжную сеть. Есть интересные переводы, которые используют новейшие научные данные, но они не приняты для широкого распространения в Церкви. И мы их верующим не рекомендуем для семейного чтения. Для этого есть Синодальный перевод Священного Писания.

Кроме того, гриф Святейшего Патриарха ставится на богослужебные книги, на сборники канонические, постановления Архиерейских и Поместных Соборов, постановления Священного Синода и на книги, которые имеют общецерковное значение.

На всех остальных книгах ставятся грифы либо «Рекомендована для распространения через церковную книжную сеть», либо «допущено». Рекомендованы труды святых отцов, книги богословов Православной Церкви, исторические книги, душеполезные книги, учебные пособия.

На книги, которые отображают либо местные традиции, обычаи, либо вопросы дискуссионного характера, мы ставим гриф «Допущено». Гриф «Допущено» ставится и на художественную литературу, если она выражает какие-то нравственные идеалы, знакомит с традициями. Этот гриф помогает человеку, который приходит в магазин, в храм, разобраться, что можно читать, а что нет.

— Много ли литературы выходит под грифом Издательского совета, и какой?

 — В прошлом году мы отрецензировали более 3 000 книг, и где-то 2 800 книг получили гриф, то есть были одобрены. Значительная часть их — это книги Священного Писания, молитвословы, сборники акафистов. Много книг святоотеческих — очень большой интерес есть у издателей (а издатели издают то, что пользуется спросом) к произведениям святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), несколько раз издательства обращались к нам по изданию «Добротолюбия». В прошлом году, по сравнению с предыдущими, появилось много художественной литературы с православным наполнением. Это очень полезно для людей, которые недавно пришли в храм, начинают познавать основы веры. Художественная литература, в которой присутствует православная жизнь, описание православных праздников, обычаев, вводит человека в атмосферу Православия, помогает ему усвоить нормы православного поведения. Это очень ценно. Ведь если они возьмут авву Дорофея, Исаака Сирина, то им трудно будет научиться, как правильно жить. Потому что святые отцы писали в свое время — это V—VI вв.ек, и для людей той ментальности. А советы, рекомендации, образ жизни православного человека по художественной литературе людям легче усвоить.

Спасибо Иоанну Федорову

— Недавно прошел День православной книги. Что это за празднование?

 — В этом году мы уже третий раз отмечали День православной книги. Он приурочен к 14 марта по новому стилю, 1 марта по старому. Почему именно этот день? 1 марта 1564 года была напечатана на Руси диаконом Иоанном Федоровым первая печатная книга «Апостол». Чтобы отдать долг памяти, обратить внимание на чтение и вообще на книгу, и на православную, Святейший Синод постановил учредить такой праздник. И с каждым годом празднование его расширяется: если первый год он был только по России, сейчас и в других государствах, бывших странах СНГ, и даже в нынешнем году во Франции отмечался День православной книги.

Это очень важно, потому что мы за советское время утратили историческую память. Иоанн Федоров изменил облик России, ведь до этого книги переписывались. За одну переписанную Библию можно было купить до пяти сел вместе с землями, крестьянами, домами. Иоанн Федоров изменил мышление людей, книга постепенно стала доступной. И не только церковное книгоиздательство, но и светское обязано Иоанну Федорову. Появление первой печатной книги — это как появление компьютера в XX веке. Мир изменился, Россия изменилась.

День православной книги проходил во всех епархиях, причем в некоторых было до 40−50 мероприятий, посвященных этому событию, разного характера — и работа с детьми, с пожилыми, распространение книг. К этому празднику мы специально издали книгу «Школа веры» протоиерея Павла Великанова тиражом 100 тысяч экземпляров, она бесплатно распространяется во всех епархиях Русской Православной Церкви. Эта книга адресована человеку, который делает первые шаги в Церкви, не знаком с верой, с традициями, не знает, что такое православная жизнь. Здесь, конечно, не даются рецепты правильной жизни, тут ставятся вопросы, и человек вводится в тему. Прочитав эту книгу, он захочет взять другую, третью по этой же теме и прочитать, чтобы больше узнать о Православии. Ведь Православие — это прежде всего живая жизнь, а книги помогают нам жить этой жизнью. Наша задача — помочь человеку обрести веру, потому что свою бесценность человек обретает в Боге.

Книга на все времена

— Библия — самая издаваемая книга всех времен и народов. Но, несмотря на это, интерес к Библии все-таки падает, некоторые придерживаются мнения, что там уже все изучено и изучать больше нечего. Так ли это, по Вашему мнению?

 — Я скажу, что Библия — это Книга, которая дана Богом человеку. Записали ее, под действием Духа Святого, святые, апостолы, пророки. Эта книга боговдохновенна — она на все времена, она устареть никак не может. Потому что задача Библии, Евангелия — привести человека к Богу. Человек согрешил, он должен осознать свою греховность и прийти к Богу. Путь к Богу как раз указан в Священном Писании — в словах Христа Спасителя в Евангелии. И я скажу: чем больше человек будет читать Евангелие, тем больше ему будет открываться смысл. Даже в физическом устроении человека в каждую эпоху находят что-то новое — если уж материю не могут изучить, то как человек может понять Бога, свое отношение с Ним, свою жизнь? Как он может полностью знать путь своего спасения? Ведь чем больше человек живет, тем больше он осознает, как мало знает.

Я приведу один пример, когда молодой человек поспорил с богатым человеком за большие деньги, что он 15 лет проведет в одиночестве. Ему приносили только книги. Светские книги он читал запоем десять лет, в очень большом количество. Потом перешел к чтению житий святых, стал обращаться к творениям святых отцов. На десятый год попросил Евангелие и целый год читал только его, небольшую книгу. А потом его спросили: «почему ты сначала сотни книг прочитывал, а потом за год только одно Евангелие смог прочитать?». Он ответил: «Я его до конца не смог понять, и времени мне не хватило». Маленькое Евангелие он за год прочитал 20−50 раз, но каждый раз при чтении ему открывалось что-то новое.

Аудиодиски не должны подменить молитву

— Есть вопрос — Таруса на связи.

 — Батюшка, я хотел бы узнать, издаются ли в аудиоварианте Добротолюбие, Священное Писание, толкования и комментарии. Можно ли их издать, если они не издаются?

 — Есть отдельные главы Добротолюбия, записанные в аудиоварианте, Евангелие есть, но у нас не проходило записи толкований в аудиоформате. Мы рекомендуем издателям, которые специализируются на записи аудиокниг, чтобы она запустили такое производство, раз уж они таким спросом пользуются. Но здесь я некоторое предостережение скажу: хотите читать Евангелие — лучше возьмите книгу. Хотите прочитать акафист — лучше откройте канонник, молитвослов и прочитайте акафист — сами почитайте, поучаствуйте в молитве. Естественно, когда вы едете в машине, чем слушать какую-то музыку, лучше включите молебен с акафистом, чтением Псалтири или еще с чем-то. Но большая духовная опасность — подменять личное участие в чтении молитв прослушиванием: когда человек прослушивает, он менее внимателен, когда он читает по книге — работают и зрение, и мозг: информацию эту воспринимает, эти молитвы становятся своими, доходят до сердца. Аудиодиски не должны подменить нашу молитву.

 — Как Вы считаете, современные технические средства и новшества не ставят под угрозу вообще саму печатную книгу, и, соответственно, читальные залы и библиотеки?

 — Я думаю, нет, и скажу, что электронная книга и печатная книга дополняют друг друга. Электронная книга, когда нужно какую-то цитату найти, — очень удобна. Набрал слово, и сразу же высвечиваются места, которые тебе нужны, ты выбираешь нужный текст. Когда человек находится длительное время в дороге или вообще вне дома, легко захватить с собой маленький планшетник, там будет не одна сотня книг, которые можно в свободное время почитать. Но для души, для работы традиционная печатная книга лучше. Когда человек читает печатную книгу, она глубже доходит до его сознания. Это касается, в основном, литературы вероучительной, духовно-нравственного содержания, созидательной. Когда человек хочет, чтобы его сердце наполнилось любовью, лучше читать печатную книгу — там чувствуется слово настоящее. И скажу такую вещь: молиться лучше всего по печатному слову, а не по планшету и не по электронной книге. Когда ты стоишь и держишь молитвослов, то чувствуешь слово молитвы, когда ты канонник держишь, ты чувствуешь содержание: сколько акафистов там, сколько молитв, сколько там обращений к Богу. И сердце наполняется особой духовной радостью. Поэтому эти книги должны друг друга дополнять, но никак не конкурировать.

— Вячеслав из Владимирской области спрашивает: «Что делать, если чтение духовной литературы мешает чтению научной?»

 — Этого никак не может быть — я сам занимаюсь историей и могу сказать, что когда человек устает, хорошо бы открыть Евангелие, Добротолюбие почитать, немного поразмыслить. И после этого бывает прилив энергии для работы над той или иной темой. Любому человеку, который работает в научной области, я рекомендую прерывать научную деятельность и почитать Евангелие, Иисусову молитву, помолиться Богу, немножко как бы духовно отрезветь и опять продолжать работу.

Беседовал Сергей Юргин

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52412


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru