Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургИеродиакон Лаврентий (Полешкевич) 27.04.2012 

«Привыкнув смотреть на солнце в воде, обратим взоры к самому свету»
Беседа с кандидатом богословия иеродиаконом Лаврентием (Полешкевичем) в эфире телеканала «Союз»

— У нас в гостях заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета кандидат богословия иеродиакон Лаврентий (Полешкевич). Тема нашей беседы — совместима ли жизнь в Церкви со светским образованием?

Отец Лаврентий, что на тему нашей беседы говорят святые отцы?

Ученость — благо

 — Готовясь к нашей передаче, я специально сделал выписку из трудов святых отцов на эту тему. Апостол Павел говорит: «Никто не обольщай самого себя, если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» — это первое Послание к Коринфянам, первая глава. То есть мудрость мира сего, всяческие светские науки — это безумие в глазах Божиих. Тертуллиан в трактате «О душе» пишет, что нет нужды ни в философии, ни в науке, потому что «душа по природе своей христианка», и сама природа способна научить душу правильной вере и истине. Как видно, эта точка зрения основана на отвержении языческой философии, которая непосредственно была связана с учением о языческих богах.

Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что наука бесполезна лишь в случае, если она не приводит человека ко Христу. Уже в раннехристианскую эпоху появляются учителя Церкви — это, например, святой мученик Иустин Философ, Афиногор Афинский, Ориген, Климент Александрийский, позднее — святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, которые утверждают, что христиане обязаны учиться светским наукам. Позволю себе зачитать несколько выдержек из трудов святителя Григория Богослова — в частности, «О богословии», и также из «Надгробного слова святителю Василию Великому». В словах «О богословии» Григорий Богослов называет себя любомудром: «Я первый из любителей мудрости, я никогда не предпочту этому занятию ничто другое, чтобы сама мудрость не назвала меня жалким как учителя мудрости и образования» — святитель Григорий называл мудрость стяжанием всего драгоценнейшего, а говоря о святителе Василии Великом, о том, как они вместе получали светское образование в университете языческом, он писал так: «Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злоискусной, опасной и удаляющей от Бога. Небо, землю, воздух и все, что на них, не должно презирать за то, что некоторые плохо поняли и вместо Бога воздали им божеское поклонение. Напротив, мы, воспользовавшись в них тем, что удобно для жизни и наслаждения, избежим всего опасного и не станем с безумцами тварь восставлять против Творца. Также об огне, о пище, о железе и о прочем нельзя сказать, что какая-либо из этих вещей сама по себе или всего полезнее, или всего вреднее, но это зависит от произвола употребляющих… Так и в науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и в глубину погибели».

Эти слова святителя Григория Богослова отвечают на вопрос, стоит ли церковному верующему человеку получать светское образование — конечно же, стоит.

Приведу еще одну цитату — из произведения святителя Василия Великого «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями»: «И мы должны держаться той мысли, что нам предлежит подвиг, важнейший всех подвигов, подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и с стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе.

Красильщики, назначенные к окраске, приготовляют сперва особыми способами и потом наводят цвет, пурпуровый или другой какой; подобным образом и мы, чтобы добрая слава наша навсегда оставалась неизгладимою, посвятив себя предварительному изучению сих внешних писателей, потом уже начнем слушать священные и таинственные уроки, и как бы привыкнув смотреть на солнце в воде, обратим, наконец, взоры к самому свету. Поэтому, ежели между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства, то изучать разность учений, сличая их между собою, немало служит к подтверждению лучшего учения.

Но чему уподобив каждое из сих учений, можем составить себе их образ? Конечно, собственное превосходство дерева — изобиловать зрелыми плодами; но оно носит на себе и некоторое украшение — листы, колеблющиеся на ветвях; так и в душе истина есть преимущественный плод, но не лишено приятности и то, если облечена душа внешнею мудростию, как листьями, которые служат покровом плоду и производят не неприличный вид. Почему говорится, что и тот славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущего. А подобно ему, и в позднейшие времена о премудром Данииле повествуется, что он в Вавилоне изучил халдейскую мудрость и тогда уже коснулся Божественных уроков.

Напротив того, займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и сродно с истиною, остальное будем проходить мимо. И как, срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного".

Это учение нашло свое отражение и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Я зачитаю только одно предложение: «Христианская традиция неизменно уважает светское образование, многие отцы Церкви проходили через обучение в светских школах и академиях и считали науки, проходимые там, полезными и необходимыми для верующего человека».

— Давайте продолжим комментарии сразу после ответа на звонок из Твери.

 — Прошла информация, что в Польше не разрешают ходить с крестиками христианам, их даже увольняют с работы, если они с крестиками приходят в офисы. Там ведь не богоборческая власть, как у нас с 1917 года была. Почему это происходит?

 — Вы знаете, это делается в угоду толерантности. Пытаясь всем и вся угодить, власти тем самым начинают ограничивать права титульной нации. К сожалению, происходит ущемление христианской культуры в Европе. По поводу Польши… у меня это вызывает большее недоумение, чем по поводу Великобритании: Польша — католическая страна, там огромное количество активных католиков. Если на футбольный матч там запрещают приходить с крестиками, то, возможно, из соображений сохранения святости креста, но там не запрещают публично носить крест или публично исповедовать свою веру. Там некоторое притеснение испытывают православные. Что касается Великобритании, то там, видимо, берут пример с Франции, где запрещалось ношение религиозной символики в образовательных учреждениях. Тенденция к обмирщению наметилась в Европе, в европейской культуре, и нам необходимо беречь себя от этой тенденции.

 — Возвращаемся к нашей теме. В тех цитатах, что Вы прочитали, главная мысль — взять все самое лучшее из других учений для достижения определенной цели.

 — Да, на основании слов святителя Василия Великого возникла даже поговорка, что христианин должен уподобиться пчеле и не искать нектар на всех цветах, а только там, где он есть. На мой взгляд, именно такой подход будет абсолютно правильным в подходе к светскому образованию.

Одно другого не исключает

— А как в России сопрягаются светское образование и христианство?

 — История доказывает: нельзя разделять духовное и светское образование. При изучении светских предметов должен учитываться модуль изучения веры и нравственности христианства. Так, как это и было в России.

Вспомним, кто принес светское образование Древней Руси — монахи: греческие православные монахи братья Лихуды основали в Москве знаменитую Славяно-греко-латинскую христианскую академию, где преподавались светские предметы вместе с религиозными. И даже на светских предметах модулями изучались основы вероучения. Эта академия была матерью таких знаменитых школ, как Московский государственный университет, Московская Духовная академия.

— Еще звонок — Белгородская область на связи.

 — Батюшка, у апостола Павла есть такое выражение: «Мы видим мир как бы через тусклое стекло». Не подтверждение ли это, что все мы живем в грешном мире, не в настоящем, а как бы в голограмме, и не видим истинного мира?

 — Апостол Павел говорил несколько о другом. Он говорил не о нашем мире, а о вечной жизни, что будет после окончания этого мира. И мы представляем то блаженство, как апостол Павел пишет, «не уявише, что будет». Сейчас мы видим, естественно, гадательно, как сквозь тусклое стекло, а когда соприкоснемся с этой вечностью, то увидим все лицом к лицу.

— Есть интересный вопрос: «Как быть, если на экзамене в светском институте или школе приходится отвечать на экзаменационный вопрос иначе, чем о том говорит Церковь — ну, например, теория эволюции и происхождение человека от обезьяны, — стоит ли отстаивать мнение Церкви, рискуя получить неудовлетворительную оценку?»

 — Никто не заставляет на экзамене вести полемику с учением Церкви, никто не заставляет на экзамене пытаться столкнуть эти два мнения. Вы излагаете теорию Дарвина, которая написана в учебниках, и излагаете учение Церкви о Творении мира, то, что содержится в Библии, нейтрально совершенно. Если последуют провокационные вопросы, то можно спокойно ответить, что это не входит в материал, потому что мы не изучаем полемику христианства с какими-то другими убеждениями, и предложить воздержаться от этого. Но нужно все это сделать очень аккуратно.

— Дмитрий задает нам вопрос: «Получение высшего светского образования до получения духовного часто встречается в жизни священников. А можно ли получить высшее светское образование после духовного и, соответственно, после рукоположения? Не существует ли каких-либо запретов?».

 — В разных епархиях разные условия: где-то священнослужитель может получать светское образование, не испрашивая особого благословения Правящего Архиерея, это считается как бы его личная жизнь, но в ряде епархий есть условие, что священник берет благословение у Священноначалия. Некоторые архиереи даже рекомендуют духовенству получать светское образование. Это очень хорошо, когда человек изучает светские науки через призму духовности. Этим требованиям отвечают современные православные вузы: и Российский православный университет, где я преподаю, и Свято-Тихоновский университет, и богословские факультеты других вузов. И если эта система будет работать в большинстве вузов, мы создадим ту платформу, которая поможет духовно и нравственно возродить наше Отечество.

Послушание — дело любви

— Слушаем вопрос из Самары.

 — У меня есть книга старца Иосифа Ватопедского, в которой сказано, что послушание есть не что иное, как дело любви. Можете объяснить, что это такое?

 — С рождения мы обязаны проявлять послушание — своим родителям, старшим. Апостол Павел говорит: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою». Ко всем нужно относиться с почтением и уважением. Когда ребенок растет, он учится, приобретает определенные навыки и языка, и культуры, и поведения, и общения — он проявляет послушание тому, что ему говорят. Когда человек начинает учиться в школе, он тоже проявляет послушание, он доверяет себя учителям. Когда он взрослеет и учится быть каким-либо специалистом, например, строителем, проявляет послушание своему руководителю. Ему показывают, как нужно класть кирпич, иначе дом развалится, и он проявляет послушание, понимая, что все это имеет определенную цель. То есть послушание исполняется тогда, когда есть определенная цель. В данном случае цель — спасение души.

 — Вопрос задает Вам Сергей из Москвы: «Могу ли я приходить в воскресную школу при храме? Я мало что понимаю пока в учении Церкви, хотя понять очень хочется. Возникает стеснение, ведь там собираются люди, гораздо больше понимающие, чем я. Стоит ли для начала изучить основы Православия? Скажите, с чего начать, что почитать?»

 — Что почитать? Слава Богу, в интернете есть огромные библиотеки православные — можно прочитать некоторые сочинения святых отцов и известных богословом, Но начните с Евангелия, с посланий апостола Павла, там вы ознакомитесь с азами Православной веры. Можно начать изучать Православие с «Закона Божия» или с катехизиса. Но вы не бойтесь приходить в воскресную школу, не думайте, что там сразу на вас набросятся, будут косо смотреть: мол, пришел, ничего не знает. В церковь-то приходят как раз чтобы что-то узнать.

Вера — дар Божий

 — Следующий вопрос задает Василий из Санкт-Петербурга: «Как поверить в Бога, если с детства в школе и всюду тебя учили, что человек произошел от обезьяны?».

 — Я сам учился в советской школе, и мне тоже приходилось в свое время слушать все это. Но не нужно смущаться теории Дарвина, потому что это только теория — ее до конца не доказали. И тем более эта теория не может быть направлена против Бога, потому что сам Дарвин был верующим человеком, первое образование Дарвина — богословское. Его теория вызвала порицание в научном мире, тогдашнем и нынешнем.

Не смущайтесь тем, что в школе когда-то преподавали, мне тоже это преподавали, но при этом я — верующий человек. Если у вас будет желание, вы можете стать верующим человеком — молите Бога о том, потому что вера это дар Божий.

— Следующий вопрос задает Марина Голубева: «То, что сейчас школа отделена от Церкви, это отрицательный момент в воспитании юношества или, наоборот, хорошо, что у детей, для которых школа — это что-то нудное и неприятное, Церковь не вызывает неприятных чувств?»

 — В настоящее время сама Церковь еще не до конца готова сотрудничать с каждой школой. Лучше потихоньку входить в систему соприкосновения с духовным образованием и воспитанием. И первый шаг к этому — курс «Основы православной культуры», который вводится во всех школах России с нынешнего года. Этот синтез будет проходить постепенно.

— Андрей из Санкт-Петербурга спрашивает: «Верна ли точка зрения „философия — служанка богословия“, и можно ли через нее прийти к Богу?»

 — Григорий Богослов и Василий Великий, знаменитые святители и просветители, утверждались в вере в Бога через изучение языческих наук, искали лучшее, укрепляли в этом добродетели свои. Выражение «философия — служанка богословия» говорит о том, что понятийный аппарат философии в ряде случаев применим и в богословии. Так что вполне можно сказать, что философия — служанка богословия, в том плане, что она может быть одним из средств выражения богословской мысли.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52401


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru