Православие.Ru | Игорь Куницын | 11.03.2004 |
Механизмы защиты религиозной идентичности
История человечества являет нам много примеров защиты религиозной идентичности самыми разнообразными средствами: политическими, экономическими, и, даже, военными. Развитые страны обеспечивают ее на всех уровнях, в том числе и на внутриполитическом. Для подавляющего большинства из них характерны государственная поддержка традиционных конфессий и строгие ограничения на деятельность иностранных миссионеров: например, в Европе для Великобритании, Дании, Исландии, Ирландии, Италии, Испании, Германии, Болгарии, Греции, Литвы; на Ближнем Востоке — Египта, Ливии, Иордании, ОАЭ. При этом их политика не квалифицируется как дискриминационная, благодаря их лояльности к США. В отношении стран, представляющих геополитический интерес для группы западных государств во главе с США, регулярно предпринимаются попытки установить контроль над политикой в области религии.
Формирование глобального тоталитаризма беспокоит самые разные политические силы на планете. Намечается тенденция к более ясному пониманию народами своих интересов и кристаллизации культурного и религиозного самосознания, поэтому уже сегодня в мире наблюдаются набирающие силу процессы, обратные по отношению к глобализации. Набирающая гигантскую мощь исламская цивилизация породила против глобального тоталитаризма такую стихийную форму защиты как глобальный терроризм. Мир раскололся на страны, преследующие религиозную идентичность и ее отстаивающие. Наша страна по факту относится к последней категории, но при этом не имеет ни экономической мощи, ни военного преимущества, поэтому лишь адекватная политика поможет занять «золотую середину» между Западом и исламской цивилизацией. Требуются построение цивилизованных механизмов защиты и корректировка системы международных отношений.
Сложившаяся в мире ситуация демонстрирует сходство с историческими причинами возникновения идеи о свободе совести, т. е. механизма защиты религиозной идентичности на личностном уровне. Главной из них заключалась в государственных ограничениях на религию: контроле за духовной жизнью, принуждении в вопросах исповедания религии, преследовании отпавших от «истиной веры» и т. д. В одном случае механизм защиты религиозной идентичности возник в ответ на преследование личности, в другом, такой механизм становится необходим в ответ на преследование социальной общности, народа. Международные документы и национальные законодательства практически всех цивилизованных стран предусматривают защиту религиозной идентичности на личностном уровне посредством права на свободу совести. В то же время механизм защиты религиозной идентичности народов до настоящего времени не обеспечен ничем.
Требуется последовательное развитие права на свободу совести, которое выражается в его реализации не только каждым человеком в отдельности, но и народами, в провозглашении защиты их религиозной идентичности, предусматривающей возможность самостоятельного определения своего уклада духовной жизни при неукоснительном соблюдении прав человека, с одной стороны, а суверенитета и территориальной целостности государства, с другой. Подобно тому как история развития человечества привела к необходимости узаконить веками витающую идею права на свободу совести, страны, развивающиеся на фундаменте духовной самобытности и традиционных ценностей, закономерно придут к провозглашению права на защиту религиозной идентичности народа. Его сущность заключается в том, что ни одно государство или международная организация не вправе вмешиваться в духовную сферу суверенных государств, имеющих собственное видение религиозной жизни, и применять военное, политическое или экономическое давление. Это создаст возможность не для замыкания народов в рамках культурно-замкнутых территорий, а для формировании многополярного мира на основе взаимно уважительного отношения к культурным достижениям на основе диалога и недопустимости применения критериев одной цивилизации к другим ее полюсам.
В Концепции внешней политики РФ говорится о том, что Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Решение этой задачи невозможно без принятия реальных политических действий. В частности, требуется инициировать принятие конвенции о защите религиозной идентичности народов, межгосударственных соглашений и создание соответствующей инфраструктуры, а также запретить унизительные инспекции Американской комиссии по международной религиозной свободе.
Переориентация вероисповедного законодательства на защиту национальных интересов
Назначение права народа на религиозную идентичность во внутриполитическом контексте заключается в укреплении единства народа и целостности государства на основе традиционных ценностей. Для этого требуется самостоятельное определение субъектами Российской Федерации особенностей региональной вероисповедной политики. Но современная вероисповедная политика, искажая смысл Конституции РФ, основывается на смешении двух различных понятий: единообразного применения законов и единообразных государственно-конфессиональных отношений. И если первое — конституционный принцип, то второе — преступное заблуждение. По Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В регулировании религиозной жизни действительно имеют место несоответствия между региональными правовыми актами и законом «О свободе совести..». Однако это вызвано ни незнанием региональными властями федерального законодательства, а спецификой религиозной жизни в субъектах Российской Федерации. На практике это приводит к автоматическому запуску механизмов устранения противоречий между ним и региональным актом. В результате концептуально безличный и юридически некорректный закон «О свободе совести..», основанный на мифическом «международном» стандарте, наносит вред религиозной идентичности народов России на всей ее территории. Базируясь на принципе императивного регулирования, он одинаково регулирует проблемы, требующие дифференцированного подхода. В его основе лежит представление о том, что религиозная ситуация во всех регионах имеет одинаковые параметры. Однако региональное законодательство, как индикатор проблем, подтверждает обратное. Вместо учета этих проблем действующий закон «подгоняет» политику регионов под чуждые стандарты. В результате наиболее острые проблемы законом попросту игнорируются, что превращает его в «вещь в себе». Поэтому для создания внутриполитических механизмов защиты религиозной идентичности требуется переориентация вероисповедного законодательства от абстрактных стандартов к конкретным решениям. Создание таких механизмов невозможно без адекватного правового регулирования не только на региональном, но и на федеральном уровне. Россия, как поликонфессиональная страна, нуждается в гибкой вероисповедной политике, которая должна быть горизонтально и вертикально дифференцирована.
Горизонтальная дифференциация подразумевает гибкую двухуровневую вероисповедною политику. Ее построение на федеральном уровне основывается на единообразии, определяя ее общероссийские основы: взаимодействие конфессий с государством, определение их статуса, порядок их регистрации, принципы участия в социальной и культурной сферах. Мозаика частных региональных проблем должна регулироваться законодательством регионов, но в рамках федерального законодательства. Конституция РФ предусматривает модель построения законодательства, которая позволяет устанавливать общее правило в регулировании отношений на федеральном уровне, предоставляя региональному законодательству право адекватно регулировать специфику религиозной жизни. Россия — федеративное государство, построенное по национально-территориальному принципу, поэтому в субъектах федерации с ярко выраженной конфессиональной спецификой законодательство может иметь более глубокие особенности. Однако ключевым моментом является соблюдение единства правового пространства.
Правовой статус конфессий
Не менее важна потребность в вертикальной дифференциации. В основе современной вероисповедной политики является принцип «уравниловки» традиционных конфессий со всеми остальными, а, следовательно, традиционных ценностей с нетрадиционными, что приводит к беспрепятственному проникновению и укреплению западных ценностей, к еще большей духовно-нравственной дезориентации общества, чем после крушения коммунистической идеологии. Происходит не столько юридическое уравнивание конфессий по американскому образцу, сколько насильственное фактическое уравнивание. Несмотря на многократно меньшую социальную базу у конфессий, имеющих нероссийские корни, чем у традиционных конфессий, их экономические возможности по участию в общественной жизни вполне сопоставимы. Поддержка некоторых проектов, предоставление сомнительных льгот в отдельных сферах, а также регулярное общение между руководителями государства и конфессий не дают главного результата — создания в России единого традиционно-ценностного пространства. Появление внутри России регионов, ориентированных на различные конфессиональные центры угрожает формированием чуждых духовно-ценностных пространств, что наряду с катастрофической демографической ситуацией, экономической и политической дезинтеграцией некоторых регионов в будущем приведет к отчуждению исконно российских территорий.
Традиционные конфессии нуждаются в протекционистской вероисповедной политике. Факт их традиционности должен признаваться официально и повлечь за собой наделение специальным правовым статусом, позволяющим решать не только собственные, но и, по возможности, социальные задачи. Отдельными специалистами предлагались критерии, соответствие которым могло бы стать основанием для присвоения статуса традиционной конфессии. По нашему мнению, такая точка зрения является заблуждением: ни один критерий не сможет получить всеобщего признания, так как их всегда можно подвергнуть сомнению. Чтобы решение этой уже застарелой проблемы не зашло бы в тупик, статус традиционной конфессии должен предоставляться парламентом путем принятия соответствующего закона. Гарантией обоснованности такого решения может служить лишь волеизъявление (открытое голосование) народных избранников и их ответственность за него перед избирателями. Аналогичное решение подсказывает и мировая законодательная практика стран Европы, Азии, Ближнего Востока и других регионов планеты.
В отличии от ряда зарубежных стран, многонациональная и многоконфессиональная структура общества порождает необходимость в вертикальной дифференциации правового статуса традиционных конфессий: одним конфессиям он должен присваивается на федеральном, а другим, имеющим достаточную социальную базу лишь в пределах субъекта федерации, на региональном уровне. Такое положение, фактически, уже начало спонтанно складываться в регионах, поскольку законодательство ряда субъектов федерации признает наличие разницы в социальном статусе конфессий.
Правовой статус федеральных традиционных конфессий должен распространяться на всю территорию России, то есть те правовые преимущества, которые предоставляет этот статус действуют на территории всех субъектов Российской Федерации. Статус региональной традиционной конфессии должен присваиваться представительным органом субъекта Российской Федерации и действовать только на его территории. Наличие в этом субъекте региональной традиционной конфессии не ущемит права федеральных конфессий, так как их общероссийский статус в этом регионе сохранится.
Такая модель позволяет гибко учитывать религиозные предпочтения проживающих в регионе народностей, исторически исповедующих религии, не попавшие в состав традиционных на федеральном уровне.
Приведем пример. Если Федеральное Собрание РФ признает традиционной, например, Русскую Православную Церковь и Центральное духовное управление мусульман, религиозные организации, входящие в их состав и находящиеся на территории любого субъекта Российской Федерации, будут пользоваться всеми правами, предусмотренными для федеральных традиционных конфессий, независимо от того на территории какого субъекта Российской Федерации они созданы и действуют. При этом присвоение какой-либо конфессии статуса региональной в отдельно взятом субъекте федерации приведет к тому, что правами традиционных конфессий смогут пользоваться и Русская Православная Церковь, и ЦДУМ, и данная конфессия.
Возможны непринципиальные различия между статусом традиционных конфессий на федеральном и региональном уровнях для того, чтобы он, с одной стороны, давал возможность решать социальные проблемы, с другой, актуализировал вероисповедное законодательство в регионах. Религиозные организации тех конфессий, которые не будут отнесены к традиционным, имеет смысл уравнять в правах с некоммерческими организациями.