Русская линия | Антон Деникин | 25.04.2012 |
А. И. Деникин |
Осенью 1919 г., в ожидании успешного окончания «похода на Москву» и «похода на Петроград» ведущие политики, идеологи Белого движения уделяли особое внимание разработке основ будущей Российской Государственности. В сентябре 1919 г. генерал Деникин опубликовал программную Декларацию о правовом статусе Русской Православной Церкви в освобождённой от большевиков России. Написанная в форме листовки-обращения, она чётко определяла главные направления взаимодействия. Это — неоспоримое признание «первенствующего положения» Православной Церкви в возрождении государства. Это — твёрдое утверждение правомерности решений Всероссийского Поместного Собора (1917−18 гг.) и, что не менее важно, заявление о поддержке государственной властью Церкви в её нуждах и запросах. Показательно, что здесь шла речь не о подчинении Церкви государству, характерном для «синодального периода» российской истории, но именно о сотрудничестве Церкви и власти в общем деле воссоздания исторической России. Учитывая многоконфессиональный характер российского общества, Деникин никоим образом не умалял значения других религий, хотя и не придавал им «первенствующего положения».
Более предметно, с приведением многочисленных документов, значение Русской Православной Церкви в Белом движении, рассматривается на страницах 10-го номера альманаха «Белая Гвардия».
Предлагаемая читателям Декларация, в отдельных своих положениях, представляется отнюдь не потерявшей своей актуальности. После прошедшего 22 апреля «молитвенного стояния» в защиту Русского Православия весьма своевременно отметить формы, в которых необходимо развивать дальнейшее сотрудничество власти и Церкви. Сегодня, как и столетие назад, во времена непримиримого противоборства национальных, государственных сил и антинациональных, революционных движений, слова Декларации Деникина звучат ясно и убедительно.
(Публикация В.Ж. Цветкова).
В твёрдом убеждении, что возрождение России не может совершиться без благословения Божия и что в деле этом Православной Церкви принадлежит первенствующее положение, подобающее ей в полном соответствии с исконными заветами истории, признаю необходимым установить нижеследующее:
В согласии с новыми началами, на которых создается государственная жизнь России, и в соответствии с постановлениями Всероссийского Поместного Собора, Православная Церквоь свободна и независима в делах своего внутреннего распорядка и самоуправления.
Впредь до выработки особых по сему предмету законоположений, учрежденному ныне Временному Управлению исповеданий надлежит иметь наблюдение за соответствием постановлений власти Православной Церкви в делах, соприкасающихся с областью государственных и гражданских правоотношений, с существующими общими государственными узаконениями. Через его посредство осуществляется поддержка, оказываемая государственной властью Церкви в её материальных и иных нуждах.
В своих отношениях к инославным и иноверным исповедениям Временное Управление исповеданий должно руководствоваться началами свободы, совести и веротерпимости, предоставляя каждому признанному в государстве исповеданию, в полном соответствии с общими государственными началами свободу самоуправления в делах внутреннего, чисто религиозного характера, не соприкасающихся с областью государственных и гражданских правоотношений. В борьбе с общим врагом, разрушающим начала государственности и нравственности, все эти исповедания призываются содействовать, среди своих последователей, общей задаче оздоровления и воссоздания России.
Генерал-Лейтенант Деникин
http://rusk.ru/st.php?idar=54571
Страницы: | 1 | |