Православие.Ru | Священник Павел Сержантов | 24.04.2012 |
Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Наблюдение не просто интересное, оно касается немаловажных вещей. Взгляд на нас со стороны обнаруживает то, что мы сами почти не замечаем — смех заменяет нам радость. А ведь такая замена неравноценная.
Между смехом и радостью не поставишь знака равенства. Смех является лишь проявлением радости, но не ею самой. Часто бывает, что человек смеется, но радости никакой за его смехом нет. Зубоскальство есть, хорошо вытренированная улыбка «успешного человека» на месте, а радости не видно — глаза-то грустные.
Вообще говоря, смех — не единственное проявление радости. Помимо смеха радость проявляется в скромной улыбке, светлом блеске глаз, веселой песне, ободряющем слове, приветливом жесте, даже в слезах. Есть радость и со слезами на глазах.
Да, в нашем обществе переизбыток смеха и маловато радости. И какой же это смех? Наиболее распространенный — смех самого грубого свойства. Индустрия развлечений предлагает нам ядовитый сарказм, завистливые передразнивания, скабрезное шутовство, безудержные попытки все высмеять, вплоть до самого святого. Утонченный юмор, взвешенная самоирония, остроумный и одновременно глубокомысленный афоризм встречаются редко и существуют на правах «неформата».
Но это все шоу-бизнес, внешние обстоятельства нашей жизни. А что мы делаем сами? Что делаем, можно посмотреть хотя бы в сети. Бесчисленное число интернет-«приколов» построено на злорадстве, то есть на случаях, когда смеяться грешно. К примеру, я посмотрел видео, где паренек пытался на скейте выполнить эффектный трюк, у него что-то не заладилось. Он упал неловко, сломал ногу, завопил от боли. «Френды» вместо того, чтобы вызвать скорую, снимали «прикольное» видео.
Положим, я скачал этот ролик и оставил после себя комментарий с заметной долей издевки над пареньком и его окружением. Можно не сомневаться, я буду отвечать перед Богом за то, что «без ума смеяхся», что позабавился над чужой кровью.
С другой стороны, если я болезненно тщеславный человек, отношусь к себе с повышенной серьезностью, то для меня большой шаг — посмеяться над собой. Увидеть себя как бы сверху, увидеть всю свою раздутую амбициозность, мнимое величие и реальный масштаб «Из жизни насекомых». Если я увижу собственное самолюбование, свой букашечный размер и от души посмеюсь над распирающей меня гордыней, то от этой самоиронии и до покаяния — один шаг. Если же над моим тщеславием посмеется жена или друг, а я не обижусь, и напротив, поддержу шутку, то от этого и до смирения не так далеко.
Бывает покаянное самообличение, которое проявляется в смехе над собой. Хотя чаще встречается покаянное самообличение в плаче над собой. Правда, плач о своих грехах особый — радостотворный. То есть он порождает радость, он переходит от печали по Боге к радости по Боге. Подобный чудесный переход от печали к радости совершает не только отдельный человек, но и вся Церковь, ежегодно. Когда?
Великим постом мы погружаемся в светлую покаянную печаль, скорбь Страстной седмицы, а на Пасху приходит радость о Христе, Победителе греха и смерти. Наш главный праздник, Пасха, поистине всерадостное торжество. И об этом Христос предсказал апостолам: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (греч. и липи имон ис харан генисте)» (Ин. 16:20).
Люди обращают внимание, что Христос в Евангелии ни разу не засмеялся, -наоборот, Он прослезился из любви к умершему Лазарю. И некоторые отсюда делают вывод: будем подражать Господу, вместо смеха у нас должен быть плач. И они погружаются в безоговорочный траур, даже на Пасху одеваются в черное. Да, в Новом Завете Христос ни разу не засмеялся, но Он радовался, и не однажды. Вот, например, стих из Евангелия: «Возрадовался (греч. игаллиасато) духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10:21).
И Своим ученикам Христос дает отраду даже во время гонений на веру: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (греч. геласете)… Блаженны вы, когда возненавидят вас люди… за Сына Человеческого… Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах… Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк 6: 21, 22−23, 25). Итак, Христос все-таки не осуждает смех как таковой. Заглянув в труды святых наставников христианской веры, мы найдем тому подтверждение. «Если бы всех осуждать за нынешний смех, то не осталось бы, кому дать блаженство за слезы. Итак, „смеющиеся“, которых осуждает Евангелие, суть люди, которые преданы удовольствию чувственному… Подобным образом не всякие слезы составляют плач Евангельский; ибо плачут даже и звери», — замечает московский святитель Филарет. Евангелие осуждает такой смех, который является выражением страстной привязанности к удовольствиям.
Как праздник и ликование переживают одухотворенные люди встречу с Христом. Стоя подле Христа, проповедник покаяния и великий аскет Иоанн Предтеча говорит о переполняющей его радости (см. Ин. 3: 29). Богородицу Церковь прямо именует - Радостью нашей, просит покрыть нас от всякого зла честным омофором. Своим людям Христос дает всепроникающую радость, которую не в состоянии отнять никакие скорби. Первоверховный апостол пишет в Коринф о радостях и скорбях: «Я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2 Кор. 7: 4).
Но вернемся к смеху. Апостол Павел и в этом отношении сообщает нам путеводную мысль: «Сквернословие и пустословие и смехотворство (греч. евтрапелиа) не приличны [вам], а, напротив, благодарение (евхаристиа)» (Еф. 5: 4). Обратим внимание, здесь противопоставляются евтрапелиа (балагурство, шутовство) и евхаристиа (радостное благодарение), а не смех и пожизненный траур.
Конечно, возникает вопрос: как радоваться, если на душе безрадостное настроение? Кругом плохие новости, много поводов опустить руки, и рады бы порадоваться, да как-то не выходит. Что ответить? Я не знаю, но вот апостол говорит: смехотворство нам не подходит, нам приличнее благодарение. Может, благодарение и наполнит наше сердце подлинной радостью, ведь радость не засияет от балаганных глупостей профессиональных острословов. Если угодно, к благодарению христианин может относиться как к духовному упражнению.
Мы знаем, что надо упражняться в покаянии — это упражнение в печали по Богу. Если мы «правильно» выполняем это упражнение, мы начинаем отчетливее видеть свои грехи, приносим их Богу на исповеди, и Господь прощает их. После исповеди можно начать благодарение. Господь оставил нам грехи, мы Его благодарим за милость, великодушие, за любовь к нам. Благодарение и радость нимало не противоречат покаянному духу.
Как понудить себя к радости? Духовно опытные люди говорят о заповеди любить Бога и ближнего: если не чувствуешь в себе этой заповеданной от Христа любви, твори дела любви. И от этого аскетического понуждения себя на дела любви понемногу пробудится любовь. Любовь подобна огню, если в огонь не подкладывать дрова, он потухнет. Если любить и не творить дела любви, то любовь понемногу угаснет. Что такое дела любви — понятно: деятельная помощь любимому человеку, бережное отношение и ласковое слово, сопереживание в горе и радости… Можно побуждать себя и к делам радости, и радость придет.
Не стоит притворяться, что радуешься. С притворством нам не по пути. Можно как-то пробиваться к радости через дела радости. А в чем состоят дела радости? После исповеди поблагодарить Бога за возможность принести покаяние. Ведь покаяние не тяжкая заунывная обязанность, а счастливая возможность расстаться с грехами, даже тяжкими грехами. Искреннее покаяние открывает нам Божию всепрощающую милость и человеческую радость, такую желанную. Мы ежедневно благодарим Бога за пищу и питье, за ночной отдых, за начало нового дня, еще одного подаренного нам дня. Благодарим за выздоровление после болезни, за любое добро, присутствующее в нашей жизни. Благодаря Бога и людей, мы научаемся радости.
А еще есть упражнение — найти случай, чтобы порадовать другого человека. Если это хорошо удается, то обрадованный человек сияет так, что в лучах его радости и сердца окружающих сами собой согреваются. А тот, кто порадовал, благодарит Бога за это доброе дело, потому что всякий благой дар — от Творца. Если замечать то хорошее, что есть в нашей жизни, не забывать о благодарности Богу, то больше будет в нашей жизни радости и света.
Возрадуемся о Господе, Христос воскресе!