По итогам освещения Собора тенденциозность «НГ» стала явной
«Церковный народ Украины выступает против автономии УПЦ МП, не говоря уже об автокефалии». Так заявил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) на пресс-конференции, посвященной итогам Архиерейского Собора РПЦ 17 августа. Этот факт невозможно оставить без внимания, решая судьбу УПЦ Московского Патриархата. Подобное же мнение высказал, выступая на соборе и епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), представитель УПЦ МП: «Автономия УПЦ МП была выторгована анафематствованным Филаретом и является, таким образом, его наследием. Исторгнув его из своей среды как клятвопреступника, расколоучителя и предателя Церкви, мы должны исторгнуть и его „духовное“ наследие, в первую очередь автономию, эту никому не нужную уступку». Согласие со своими епископами подтвердили и верующие, специально приехавшие в Москву из разных городов Украины: Одессы, Киева, Днепропетровска, Донецка и Закарпатья для того, чтоб выразить свою позицию — неприятие отделения от Московского Патриархата в любой форме, их приехало больше ста человек. В адрес Собора с Украины отправлено множество воззваний, заявлений и собранных подписей от приходов, монастырей, православных братств и общественных организаций. Последним поступило заявление карпаторусского православного общества св. Кирилла и Мефодия (г. Ужгород), в нем выражается желание прямой автономии от МП без подчинения Киеву, на том основании, что в 20−30-е годы Карпаторусская Православная Церковь имела статус автономной в составе Сербской Церкви и присоединилась затем именно к Русской Церкви, в нем так же выражается неприятие закарпатскими русинами украинских националистических идей. Следует отметить, что государственная власть Украины пыталась повлиять на решение Архиерейского Собора. Естественно, Собор не поддался давлению, но симптоматично освещение этого вопроса «Независимой газетой». Так, 17.08.2000 г. была опубликована заметка, в которой утверждается, что «подавляющее большинство украинских епископов (за исключением двух) поддержало своего президента» в вопросе придания УПЦ МП статуса автономной". Что совершенно не соответствует действительности, т.к. стойкая и сплоченная группа противников отделения от Московской Патриархии в любой форме состоит, как минимум из 10 архиереев, вечером во вторник этот вопрос устно обсуждался в кулуарах, но не более того. Впечатление о прокучмовской, проавтокефалистской ориентации «Независимой» усиливается, т.к. цитируемая заметка не является единственной публикацией в этом русле. Показательно, что дважды: в самой «НГ» и в предсоборном спецвыпуске в преддверии форума РПЦ, решавшего, среди прочих, украинский вопрос, опубликована откровенно проавтокефалистская и проуниатская статья В. Тимошенко «На Украине идет борьба за единую поместную Церковь», в которой прямо утверждается, что если «ретивые священнослужители УПЦ МП будут продолжать выступать против украинского суверенитета и государственности» и обличать филаретовских раскольников, то их ждут серьезные проблемы с украинской властью. Зная нынешнюю малороссийскую действительность, очевидно, что в «антигосударственной деятельности» можно обвинить всякого, кто выступает против антирусской истерии, против отделения от Московского Патриархата, критикует вздорную «бандеро-мазепинскую» идеологию. Тимошенко дописался до того, что в УПЦ МП преследуют священников, служащих по-украински. Это проявление элементарного невежества т.к. богослужебным языком РПЦ является ни русский, ни украинский, а церковно-славянский, кстати, в его малороссийской редакции, утвердившейся во всей Русской Церкви на рубеже 17−18 веков. Высказав такое серьезное обвинение в адрес Церкви, автор не привел в пример ни одного конкретного человека пострадавшего «за язык», с другой стороны, пользователи нашего сайта легко могут убедиться в том, что гонения на украинский язык выдумка, зайдя на официальный сайт Украинской Православной Церкви и на сайт гонимой Львовской епархии, к примеру, где они найдут материалы, как на русском, так и на украинском языках. Нет нужды комментировать заявление Тимошенко о том, что уния является святыней украинского народа, но автор НГ вновь демонстрирует элементарную некомпетентность, утверждая, что греко-католическая церковь стала служить по-украински со времен своего возникновения. В действительности до конца 19 века, до эпохи Шептицкого, греко-католики служили по церковно-славянски, а в 17−18 веках литературного кодифицированного украинского языка просто не существовало. Все это не стоило бы внимания, если бы было опубликовано в какой-нибудь львовской, а не в московской газете и не воспринималось, как попытка оказать давление на Архиерейский Собор. Кроме того, не выдерживает критики тезис цитированной выше заметки в НГ от 17.08.2000 г., что получение статуса канонической автономии собьет шквал нападок на УПЦ МП на Украине. Пока у власти такие лица, как вице-премьер Николай Жулинский, главный идеолог «Варфоломеевско-Филаретовской унии», подобные уступки только разожгут аппетиты. Свидетельством тому является интервью Жулинского украинскому телевидению, в котором он утверждал, что «Московская Патриархия не нужна на Украине ни в какой форме». Реальной альтернативой политике уступок является твердая каноническая позиция, т.к. у украинского государства нет реальных силовых ресурсов по уничтожению УПЦ МП, любые силовые акции приведут к непредсказуемым последствиям вплоть до развала Украины, что власти прекрасно понимают. Стратегией РПЦ на Украине должны быть не бесполезные уступки и пагубные компромиссы, а твердая каноническая позиция, опора на активный церковный народ, миссионерское контрнаступление на раскол, унию и сектантство. Влияние канонической Церкви на Украине, несравненно более серьезно, чем влияние всех раскольничьих и самосвятских группировок вместе взятых, это единственная Церковь, которую действительно поддерживает народ, если она займет твердую позицию, то с ней будут считаться. Конечно, этот путь труден, он требует максимального напряжения сил, но альтернативы ему нет. И мы в России должны сделать все для поддержки канонического Православия на Украине.