Нескучный сад | Светлана Липатова | 20.04.2012 |
7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города.
Кладбище странников
Место, где ныне располагается Троицкий Данилов монастырь, несколько веков назад находилось в значительном удалении от города. В конце XV столетия здесь хоронили умерших без покаяния и церковного причастия — бездомных, нищих, безвестных странников, а также скончавшихся скоропостижно или не своей смертью. Подобные кладбища, называвшиеся скудельницами или убогими домами, были широко распространены на Руси. Время появления скудельницы под Переславлем-Залесским неизвестно. Возможно, и само это место не стало бы известным, если бы не особый подвижнический труд преподобного Даниила.
Будущий святой родился в Переславле около 1460 года и получил в крещении имя Дмитрий. В юности он был отдан родителями в Никитский монастырь для обучения грамоте и добродетельной христианской жизни. Возжелав стать иноком, он тайно ушел в далекую Боровскую обитель, откуда шла слава о великом молитвеннике игумене Пафнутии. Там Дмитрий был пострижен в монахи с именем Даниил и прожил долгих десять (по некоторым источникам — двенадцать) лет, а после вернулся в родной город и поселился в Горицком монастыре. Именно здесь он выбирает для себя своеобразное послушание, которое несет тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города. Тела несчастных преподобный приносил в убогий дом и совершал над ними христианское отпевание. Как отмечается в житии, место это находилось напротив Горицкого монастыря и было видно из кельи Даниила. Неоднократные чудесные видения исходящего от скудельницы света и горящих над ней свечей убедили его в том, что среди неизвестных усопших немало благочестивых христиан, которых прославляет Сам Господь.
Братья Андреевичи
Однажды к преподобному обратились боярская семья Челядниных, поселившихся неподалеку от Переславля после скоропалительного отъезда из Москвы. По неизвестной причине они находились в опале и просили Даниила молиться об утолении государева гнева, а также отслужить молебен о здравии великого князя. Случилось так, что царский посланник с вестью о помиловании прибыл к Челядниным тогда, когда преподобный после совершения молебна находился в их имении в Первятино. Братья Иван и Василий Андреевичи, получив разрешение вернуться в столицу на службу, возблагодарили своего заступника перед Богом и спросили у Даниила, чего желал бы он для себя. Святой же отказался от каких-либо почестей и сказал: «Есть близ Горицкого монастыря Пресвятой Богородицы место, называемое Божедомское. Многие гробы покоятся там, потому что много лет погребались там бесчисленные тела христианские, скончавшиеся от различных смертей; и никогда не бывает на том месте о стольких душах ни поминовения, ни приношения, ни службы, ни кадила, ни свечей; прилично вам ныне позаботиться, да будет там поставлена церковь Божия, чтобы совершалась о тех душах божественная служба и было бы возношение о них». Просьба Даниила была выполнена — Челяднины не только получили благословение на постройку от митрополита, но и помогли преподобному заручиться грамотой о владении скудельничей землей.
В 1508 году на божедомье был построен деревянный храм во имя Всех святых. Посвящение храма было выбрано не случайно — в день Всех святых (переходящий праздник, совершаемый в девятое воскресенье после Пасхи) Православная Церковь поминает тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрел помазание благодати. Традиция эта восходит еще к празднику святых мучеников раннехристианского времени, когда церковь стремилась не оставить ни одного из скончавшихся за веру без дня памяти и почитания, даже если их имена и дни смерти не были известны. Освящение церкви состоялось при большом стечении жителей Переславля и окрестных сел, радовавшихся о благоустройстве этого ранее безлюдного места. Преподобный хотел поставить здесь только мирского священника и пономаря, но поскольку нашлись желавшие жить при этом храме иноческой жизнью, то постепенно вокруг небольшой Всехсвятской церкви начинает образовываться одноименный монастырь. В поисках пропитания и приюта сюда стали приходить нищие и больные, получая от Даниила духовное окормление. Спустя некоторое время была построена деревянная монастырская трапезная с церковью Похвалы Пресвятой Богородицы.
Крестный Грозного
Глубоко чтивший преподобного как молитвенника и праведника, Василий III несколько раз посещал новую обитель, выезжая с царицей на богомолье. По его личной просьбе Даниил становится настоятелем Всехсвятского монастыря. Когда у царской четы родился долгожданный наследник престола, преподобный направляется в Троице-Сергиев монастырь, где у мощей Сергия Радонежского вместе с блаженным старцем Кассианом Босым становится крестным отцом будущего царя Ивана IV (Грозного), принимая его от купели.
В 1530—1532 годах на средства Василия III, пожертвованные в честь рождения сына, в Даниловом монастыре возводится каменный храм — одна из древнейших сохранившихся построек Переславля. Строительством руководил известный ростовский зодчий Григорий Борисов, работавший до того в Борисоглебском и Калязинском монастырях. Новый храм Данилова монастыря был освящен в честь Пресвятой Троицы, а в дьяконнике устроен придел Иоанна Предтечи — небесного покровителя царственного крестника Даниила. Возможно, посвящение монастырского собора было продиктовано личным заказом царя, однако несомненна отразившаяся здесь связь праздника Троицы с традиционными для Руси крестными ходами на скудельни. По посвящению главного престола монастырь также переименовывают в Троицкий.
Существуют свидетельства, что уже в конце XVI века преподобный почитался среди братии как святой. Его житие было написано вскоре после его смерти предположительно его учеником — будущим митрополитом Московским Афанасием. В 1653 году патриарх Никон направил в Данилов монастырь грамоту: «Били есте нам челом, что у вас в монастыре наставник обители, преподобный Игумен Даниил при животе и по преставлении многия чудеса показал». По распоряжению патриарха были освидетельствованы и переложены в раку честные мощи преподобного и установлено его общецерковное почитание два раза в году — 7 (20) апреля, в день кончины, и 30 декабря (12 января) в день обретения мощей.
Заказ келаря Саввы
В 1662 году монастырский келарь Савва нанял для украшения интерьера Троицкого храма артель художников, во главе которой стоял Гурий Никитин Кинешемцев. Это был выдающийся мастер монументальной живописи и иконописи второй половины XVII века, один из самых прославленных художников Оружейной палаты. До подряда в Данилов монастырь Гурий был в числе изографов, приглашенных в 1660 году возобновлять стенопись в Архангельском соборе Московского Кремля, а также выполнял различные царские заказы. Работа по созданию живописного убранства Троицкого собора растянулась на несколько лет и совершалась с перерывом. В 1662 году художники успели расписать только верхнюю часть собора — главу, своды и, возможно, люнеты. Причина приостановки деятельности художников заключалась в их отъезде по царскому приказу в Москву, где вновь продолжились работы в Архангельском соборе. В 1664 году Гурий Никитин, находясь в Москве, принимает участие в росписи государевой комнаты и палат, а спустя три года он работает в Костроме по украшению собора Богоявленского монастыря. Летом 1668 года его артель прибыла в Переславль, однако оттуда ее скоропалительно вызывают в Москву — украшать стенным письмом церковь Григория Неокесарийского и писать иконы для ее иконостаса. Скорее всего, мастера заканчивали роспись стен храма в его отсутствие. Несмотря на это, роспись представляет собою звучный, красочный ансамбль, обладающий художественным единством. Эта гармоничная целостность обусловлена влиянием творческого гения Гурия Никитина, вне зависимости от того, присутствовал ли он при выполнении заказа постоянно.
Состав святых, включенных в роспись, свидетельствует о незаурядности программы стенописи, обусловленной монастырским характером памятника. Ростовые образы Антония и Феодосия Печерских, почитающихся как основоположники русского монашества, обрамляют алтарную апсиду по сторонам. Здесь же располагаются круглые медальоны со святыми основателями русских монастырей. На столпах представлены избранные святые князья, мученики и преподобные, в том числе преподобный Даниил, который словно благословляет всех входящих в храм. Одна из основных тем росписи стен храма — спасение праведников, которая звучит и в ветхозаветных сценах, где Господь является Аврааму и изводит из Содома Лота, и в цикле, иллюстрирующем Откровение Иоанна Богослова. Поражающие насыщенностью действий фрески уподобляют стены храма открытой книге, предвозвещающей Божий суд.
Музей — трактор — храм
Судьба Троицкого монастыря в XX веке похожа на судьбы других русских монастырей, переживших разорения. В 1923 году он был закрыт, монахи выселены, а мощи преподобного Даниила изъяты. На территории обители трудами историка М. И. Смирнова был организован музей, куда из закрывающихся усадеб и церквей свозились предметы, имеющие историческую и художественную ценность. Вскоре собранную коллекцию древностей переместили в бывший Горицкий монастырь, а М. И. Смирнова арестовали и сослали в Туруханский край. В 1930-е годы помещения бывшей обители стали занимать частные квартиросъемщики, в дальнейшем большинство построек монастыря занимала машинно-тракторная станция, а также заготконтора. Первая реставрация архитектурных памятников Троице-Данилова монастыря была начата лишь в 1960-е годы — здесь работал известный архитектор-реставратор И. Б. Пуришев. В 1980-е годы начата реставрация стенописи собора, однако из-за недостатка средств дело ограничилось лишь пробными расчистками и промывкой некоторых фрагментов. В 1993 году монастырь передан Православной Церкви. Ни одно из зданий не было пригодно для проживания, территория пребывала в запустении. В 1994 году мощи преподобного Даниила перенесли из музея в Никольский женский монастырь, а через два года вернули в основанную им обитель на скудельнице. Ныне в возрожденной обители вновь действуют храмы, а помолиться у мощей основателя обители Даниила Чудотворца приезжают многочисленные паломники.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=91§ ion=10 031&article=2199