Православие и современность | Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) | 19.04.2012 |
Церковный календарь полон праздников и торжественных событий. Но ни одного дня в году не ждут так верующие, ни к одному так тщательно не готовятся, к Пасхе — «Праздников празднику и Торжеству из торжеств». О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, а почему именно Пасха является самым важным праздником, а, например, не Рождество, ведь в этот день Господь приходит в мир?
— В современном мире наибольшей ценностью является жизнь, поэтому Рождение Христа понятнее современному человеку. А для человека верующего во Христа путь по этой временной жизни является испытанием, своего рода экзаменом. Он приходит в этот мир, чтобы достойно прожить и наследовать жизнь вечную. И поэтому Пасха — победа Христа над грехом и смертью, дающая возможность спасения каждому человеку, — отмечается с особой радостью и торжеством.
Пасха Христова есть центр истории, все чаяния человечества до пришествия в мир Спасителя были связаны именно с ожиданием этого явления. Пасха стала центром, к которому человечество шло на протяжении тысячелетий и с которым связана теперь вся его история. В Псалтири мы читаем: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли (Пс. 73, 12). Даже само место, в котором произошло это историческое событие, становится знаменательным и почитаемым. На Кресте в Иерусалиме произошло событие мирового масштаба, которое изменило мир, дало Богу возможность приобщить человека к вечной жизни, изменить тот страшный порядок господства греха и смерти, которое воцарилось в результате человеческого грехопадения.
Христос называется новым Адамом, Он Бог и человек одновременно. Пришествие Богочеловека в этот мир и Его Воскресение — это основа христианской веры. Недаром апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна. то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 17−19). Секулярный же мир готов увидеть во Христе человека, праведника, учителя нравственности, но не Бога, потому что это влечет за собой необходимость следовать за Христом и меняться.
— Почему во время богослужения, и не только пасхального, мы часто слышим, как о каком-то событии говорится в настоящем времени?
— Когда мы в Церкви вспоминаем какое-либо событие из Священной Истории, мы никогда не говорим о нем в прошедшем времени. Мы становимся его соучастниками. Во время богослужения мы видим ряд символических действий, правил, которые являются попыткой показать с помощью внешних средств иную божественную реальность. Верующие являются не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками этих событий. Как это происходит? В результате Искупительной Жертвы Христа в человеческой душе открывается возможность личной победы над грехом и смертью, личной причастности событиям Священной Истории. Поэтому каждый человек в своем сердце переживает Пасху снова и снова, совосстает со Христом, сораспинается с Ним. И это видно в каждое мгновение жизни человека: как он живет, какими принципами руководствуется. Если он Христа ради терпит поношение, страдания, то он сораспинается, состраждет Христу и через это совоскресает вместе с Ним.
— Как празднование Пасхи влияет на годовой круг богослужений?
— Пасха является не только центром человеческой истории, но и той отправной точкой, от которой отсчитывается годовой круг. Это переходящий праздник, дата которого рассчитывается по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин. Соответственно, в зависимости от этой даты исчисляются даты начала Великого поста, праздников Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и другие.
Что касается самого характера богослужения, до праздника Вознесения Господня 40 дней совершается попразднство Пасхи. На Светлой седмице отменяется пост, каждый день служится воскресная служба, которая совершается в день Пасхи. В последующие дни богослужение приобретает обычный вид, но в него добавляются пасхальные стихиры, тропари, в канонах происходит изменение. Особенно это заметно в воскресные дни. До Пятидесятницы в храме отменяются земные поклоны, по средам и пятницам возможно вкушение рыбы. Таким образом, даже в чисто внешних проявлениях мы можем увидеть значимость этого праздника.
— На протяжении долгого времени мы постились, старались больше молиться, чаще посещать богослужения. Наступает радостный праздник, влекущий значительные послабления в молитвенном правиле, отменяющий пост. Как не впасть в расслабленное состояние духа?
— Нужно следовать уставу Церкви, которая знает все наши недостатки и немощи, склонности. Приходит Великий пост, предполагающий отказ от пищи, увеселительных мероприятий. Наступает Пасха, отменяется пост, обычное молитвенное правило заменяется на часы Пасхи. Мы можем отдохнуть, сходить в гости к друзьям и близким. Но проходит время Светлой седмицы, и нужно вернуться к обычному уставу.
— Все знают, что только накануне православной Пасхи в Иерусалиме в Храме Гроба Господня сходит Благодатный Огонь. Почему это явное чудо никого не убеждает в истинности христианства, Православия?
— Потому что чудеса на самом деле не могут уверить человека в истинности происходящего. Об этом все давным-давно сказано в Евангелии. Христос, когда к Нему подошли фаресеи и стали просить от Него знамения, материального подтверждения Своего Божественного достоинства, ответил: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4), то есть знамения Его Воскресения из мертвых.
Конечно, Христос воскрешал и исцелял людей, но делал это не потому, что хотел кого-то своими чудесами поразить и привлечь. Мы видим, что истинные ученики пошли за Христом не благодаря Его чудесам, а чудеса стали следствием веры человека в Бога. Помните, когда Христос исцелял бесноватого отрока, Он сказал отцу: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему, а тот ответил: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23−24).
Когда человек хочет уверовать, стремится к Богу, тогда Господь посылает ему какие-то подтверждения Своего присутствия, чтобы душа могла немного оттаять. А когда человек просто ждет чуда, чтобы поверить, то ничего доброго из этого, как правило, не выходит. Таких примеров в истории масса. Мы видим, что Христос исцелял, кормил, были явные чудеса, при этом сколько людей кричали: «Распни, распни Его!».
Страшно, когда человек подходит к вере уж слишком рационально, пытается найти в ней обретение каких-то благ, материального достатка. Это свидетельствует о косности, о черствости сердца человеческого. Чудо придет, когда человек по-настоящему начнет искать Бога. Мало ли на свете совершается чудес — исцелений по молитвам от тяжелой болезни, спасения от смертельной опасности. Скептики объясняют их совпадением, случаем, медицинской помощью. Но ведь чудо не нарушает естественного хода порядка, установленного Богом в окружающем нас мире. Чудо совершается в нужное время, в нужный час для конкретного человека, чтобы что-то сказать его сердцу.
— В дни Пасхи внимание светских средств массовой информации часто привлекают народные традиции и обычаи. А насколько вообще важны национальные традиции и обычаи в праздновании этого общечеловеческого праздника?
— Этот вопрос возникает в том обществе, в том народе, где были растоптаны и раздавлены собственные традиции, собственная история. К сожалению, это произошло и с нашим народом. Ведь народные традиции в большей степени связаны с религиозной жизнью, неважно, о ком идет речь — о православных, католиках или, к примеру, о диких племенах, живущих в Африке. Традиционная форма жизни всегда связана с религией.
С нами произошла страшная трагедия, когда, борясь с религией, из-под ног русского народа выбили ту почву, на которой зиждилась вся народная жизнь. Люди потеряли национальную самоидентификацию. Поэтому когда люди проявляют желание вернуться к своим корням, традициям, связанным напрямую с Православием, это вполне естественно и оправданно.
Но при этом нужно понимать, для чего выполняется то или иное действие: для чего красят яйца, пекут куличи, освещают яблоки. И очень странно видеть, когда в течение всего года человек не обращается к национальной традиции, связанной с христианством, а вспоминает о ней за два-три дня перед Пасхой. Этим он очень обедняет свою жизнь, лишает ее глубокой осмысленности. Это как фразу выдернуть из контекста, как прочесть одну страницу из книжки и спрашивать, хорошо или плохо так поступать. Да это не хорошо и не плохо, это никак. Нельзя понять, зачем печь кулич и красить яйца, если человек не постился, не готовился к посту и дальше не проявляет той веры, которая породила русские традиции.
Но если кто-то только начинает свой путь к вере с попытки приобщиться к традиции своего народа, переосмыслить свою жизнь, в этом нет ничего плохого. Только я бы посоветовал сделать следующий шаг и посмотреть, чем наш народ жил в следующую неделю или за неделю до Пасхи.
— Что бы Вы пожелали нашим читателям в праздник Светлого Христова Воскресения?
— Постараться со вниманием и сердечным чувством отнестись к этому празднику, не растерять того, что мы собрали Великим постом, не разменять истинную Пасху на внешние увеселительные мероприятия, одним словом, не променять Воскресение Христово на куличики и яички.
Беседовала Марина Шмелева
Православное Заволжье
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60 226&Itemid=3