Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 18.04.2012 |
Святой подвизался в пустыне Ливийской на Фракийской горе. Вот как он сам рассказывал о своей жизни святому старцу Серапиону, которого Бог послал к нему в последний день его жизни: «Девяносто пять лет я живу в этой пустыне и не видал ни человека, ни зверя, ни птиц, и никаких животных. Первые тридцать лет были особенно тяжелы для меня, одежды я не имел, страдал то от холода, то от зноя, голод утоляя иногда землей, а жажду соленой морской водой. Одинокое безлюдное место наводило на меня тоску, не раз я переносился мыслью в мир со всеми его удобствами и удовольствиями.
Но больше всего я страдал от бесов — ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя меня убить, утопить в море или разорвать на части. После тридцати лет я удостоился великой Божией милости, плоть моя изменилась. На теле у меня выросли волосы, которые защищали меня от холода и зноя, начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня".
«Есть ли в мире ныне святые с такой чудодейственной силой, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы со своих мест?», — спросил Серапиона Марк после того, как рассказал ему о своей жизни. При этих словах Фракийская гора сдвинулась с места и пошла в море. Тогда святой остановил ее.
Марк пригласил Серапиона помолиться и затем сказал: «Велик для меня нынешний день, ибо душа моя отделяется от тела и идет в обители Небесные». При этом послышался голос с Неба: «Принесите Мне из пустыни верного Моего раба, совершенного христианина. Иди и почий, Марк». Марк испустил дух. Серапион видел его душу, возносимую ангелами на Небо.
Потрясающая картина. С одной стороны, мы видим, с точки зрения современного цивилизованного человека, какого-то бездомного, живущего в расселине. Он питается чем попало, выгладит, естественно, непричесанным, неприбранным, без цивильной одежды. И мы видим отношение Бога к этому человеку — очень пристальное, внимательное. Воистину, что высоко у людей, то бывает мерзостью перед Богом, и что у человека в пренебрежении, в презрении, бывает избранным Божиим сосудом. Потому что Господь смотрит не на пиджачок за несколько тысяч долларов, не на марку машины и состояние кредитных карточек. Это все мишура, это все пустое (хотя в мире очень многие многое отдали бы, чтобы всем этим обладать). Господь смотрит на сердце человека, на свойства, на качества души. А это совершенно иная ценность — качество души человека.
Святая Церковь в одном из Евангельских чтений вспоминает проклятие смоковницы. Когда Господь возвращался из Иерусалима после торжественного входа, Он издали увидел смоковницу и хотел вкусить от нее плода. Но Он подошел и, не найдя на ней плода, произнес: «Да не вкусит от тебя никто более плодов». На следующее утро ученики проходили мимо этой смоковницы и, увидев ее засохшей, весьма и весьма удивлялись.
Казалось бы, чем смоковница не угодила Богу, почему Он так жестко обошелся с ней? Дело в том, что смоковница — дерево необычное. Сначала на нем появляются плоды, и только затем листья (на всех остальных деревьях наоборот — сначала листья, потом цвет, а потом плоды). И когда Господь увидел смоковницу, вид у нее был плодоносящий; подойдя, понял, что она бесплодна.
Более всего грех лицемерия ненавистен Богу. Как Господь неоднократно выговаривал фарисеям: вы лицемеры — снаружи как гробы покрашенные, все в цветочках, в рюшечках, а внутри полны всякой мерзости и нечистоты.
Цель жизни человека — принести угодные Богу плоды, приобрести определенные свойства, навыки духовные, чтобы человеческое сердце, как средоточие души, впитало в себя Божественные свойства: как апостол Павел напоминает, плоды Святого Духа, угодные для Бога, — любовь, радость, мир, милосердие, вера, кротость, благость, воздержание.
Но слово апостола для многих не закон. Ну, например, вершина добродетели — это любовь. Часто люди приходят и жалуются: вот то, вот другое, вот муж такой-сякой. И понимаешь, что многие семейные конфликты просто высосаны из пальца. Но человек, находясь в претензии, требуя от другого, чтобы он был таким… другим, пытаясь обрезать его по своим шаблонам, загоняя его в какие-то рамки, тем самым проявляет гордыню — это гордость всегда стремится сделать все по-своему и заставить другого человека жить так, как хочется мне. Но где есть гордость, там нет любви. И, напротив, любовь, как возглашает святой апостол Павел, долготерпит, милосердствует и никогда не перестает. Не перестает, даже если у человека грипп, или зубная боль, или ближний очень его утомил. Любовь не перестает — она служит. Если мелочи выбивают человека из равновесия или лишают его мира, значит, нет полноты любви. Настоящая любовь — вечная.
И Господь ожидает от нас, чтобы мы в обществе, в семье через совместное сопереживание, самоограничение, преодоление себялюбия, брезгливости приобретали именно это свойство — любовь. Но для этого необходимы труд и подвиг.
Однажды преподобный авва Агафон в беседе с учениками, указуя на цель жизни духовной и на способ приобретения добродетелей, сказал: «Внешняя жизнь, то есть пост, молитва, дела милосердия, всенощные бдения и всевозможные деятельные подвиги, — это листвие на древе. Плод приносит именно то, что в Церкви именуется внутренним деланием христианина (наблюдение помыслов своего сердца, сохранение его от впечатлений духовных, молитвенный труд), и только оно способно очистить сердце человека от страстей». И далее он процитировал Христа, Господа нашего: «Всякое древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо».
Представляете, дорогие мои, внешняя деятельность, пусть даже самая праведная, не приносит необходимого плода в духовной жизни. Только внутренний труд — молитва, послушание воле Божией с чистыми помыслами — способен дать человеку желанный плод Духа Святого. Подумаем о смоковнице, о святом преподобном Марке Афинском — и приложим все усилия, чтобы к концу нашей жизни, к разлучению души от тела и нам все-таки услышать голос Отца Небесного: «Добрый рабе, благий и верный, в малом был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего».