Русская линия
Православие.Ru Кирилл Фролов08.01.2000 

СМОЖЕТ ЛИ «ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ НА УКРАИНЕ» НАЗВАТЬСЯ ЦЕРКОВЬЮ?

Киевская газета «День», известная своей антироссийской ориентацией, опубликовала 16 июня заметку Клары Гудзик «Вселенский Патриарх простирает омофор над Украиной», в которой описывает некоторые важные подробности визита на Украину представителей Константинопольского Патриархата — епископов Вашингтонского Антония (Щирбы) и Скопельского Всеволода (Майданского). Следует обратить внимание на тот факт, что журналистка-радетельница автокефалии Клара Гудзик совсем недавно была специально приглашена в Ватикан «для ознакомления с деятельностью структур Римо-католической церкви, занимающихся Украиной». Этот факт является еще одним свидетельством того, кто стоит за проектами «Единой Поместной Церкви на Украине».
В упомянутой статье сообщается следующее:
«…Референт патриаршей канцелярии Украинской автокефальной церкви Дмитрий Поляков сообщил: «Действительно, в Киеве недавно побывали епископы УПЦ в США, визит которых связан с выступлением президента Украины на праздновании 2000-летия Рождества Христова. Как известно, Леонид Кучма призвал тогда православных к образованию единой Православной церкви. В связи с этим американские епископы привезли президенту письмо Вселенского Патриарха Варфоломея, котором предлагается организовать этим летом в Киеве встречу представителей всех ветвей расколотого православия Украины для обсуждения возможных путей к единству». Дмитрий Поляков сообщил также, что УАПЦ уже делегировала двоих представителей для будущей встречи: митрополита Мефодия и архиепископа Игоря. Кроме того, американские епископы имели в Киеве беседы с патриархом Филаретом УПЦ КП и митрополитом Владимиром (Сабоданом), где обсуждались те же вопросы. Как сообщили нам представители КП («Киевского Патриархата» К.Ф.) и МП, пожелавшие не называть своих имен, сегодня Вселенский Патриарх Варфоломей проявляет значительный интерес к украинскому православию и имеет самые серьезные намерения содействовать единству Православия в Украине. В частности, в июле месяце в Шамбези (Швейцария) состоится встреча, на которой эти проблемы будут обсуждаться в присутствии Вселенского Патриарха и представителей всех трех православных церквей Украины. Наш источник информации особенно подчеркнул, что об «отставке» патриарха Филарета речь не шла, об этом даже не упоминалось. Стало также известно, что митрополит Владимир (Сабодан) приветствовал инициативы американских епископов, сказав им только: «Делайте обязательно так, чтобы не ухудшить ситуацию, не углубить раскол».
Данная заметка содержит ряд важных моментов, которые требуют комментария. Очевидно, что из странной цитаты, будто бы записанной со слов блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) отнюдь не следует, что он поддержал инициативу американских раскольников. Ибо их действия как раз только ухудшат ситуацию, усугубят раскол. Не ухудшать ситуацию, не углублять раскол можно только одним способом — не вмешиваться в дела автономной части Русской Православной Церкви на ее канонической территории. Кроме того, необходимо расставить точки над Ј - никакого «раскола православия» на Украине не существует. Подавляющее большинство жителей Украины поддерживает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и категорически возражает против автокефалии и смены юрисдикции. Тогда как раскольников-самосвятов поддерживают лишь узкие круги украинских националистов. Свежий пример тому встреча чудотворной иконы Царя-Мученика Николая в Тульчинской епархии, в самом центре Украины — в Винницкой области, когда десятки тысяч православных украинцев коленопреклоненно каялись в цареубийстве и богоотступничестве и вопрошали — кто нас разделил с единоверной и единокровной Россией? Две раскольнические группировки — «Киевский Патриархат» и «УАПЦ» являются маргинальными, малочисленными, и ни в какой степени не могут представлять православный народ Украины. Они существуют только благодаря поддержке государства и нацистских политических сил, а также Ватикана и США (как стало известно, Билл Клинтон имел встречу с расколоучителем Филаретом Денисенко во время своего последнего визита в Киев).
Вспомним, что большевики точно также создали обновленческий раскол, обновленцам было передано большинство храмов, однако этот карманный суррогат Церкви не имел и не мог иметь народной поддержки. Когда в 1943 году власть перестала поддерживать обновленцев, обновленческий раскол исчез в течение года, его лидеры, с удивительной быстротой принесли покаяние и вернулись в юрисдикцию Русской Православной Церкви, так как, ни их «иерархии», ни «священства» никто никогда не признал бы. То же самое рано или поздно произойдет на Украине. Не помогло обновленцам и то, что в 20-е годы их признал Константинопольский (Вселенский) Патриарх Мелетий (Метаксакис). Не поможет и нынешним украинским раскольникам вмешательство Константинопольского (лишь по инерции называемого Вселенским) Патриархата.
Кстати, именно с Патриарха Мелетия началось падение Константинопольского Патриархата в бездну обновленчества, экуменизма, пересмотра святоотеческого предания и канонического права. До этого Константинопольские Патриархи были блюстителями Православия и друзьями Российской империи. Очевидно, что крушение России в 1917 году и убийство Православного Императора привело к серьезному ослаблению Православия на политическом уровне. Свидетельство тому — падение Константинопольского Патриархата, превращение его в «троянского коня» Православного мира, возникновение в 20-е годы ереси экуменизма, обновленческого и автокефалистского расколов в России и на Украине, календарный раскол в Греции, Финляндии и Румынии. Придя к власти путем внутрицерковного переворота, Мелетий ввел новый стиль, что вызвало раскол в православном мире, подписал экуменическое послание, явно расходящееся с православной экклизиологией, помогал обновленцам в СССР — не только признал их, но и требовал от святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, уйти на покой. В Финляндии Мелетий насильно сверг русского епископа и поставил туда своего протеже Германа (Аава), который разорил Финскую Церковь, устроил гонение на противников нового календаря, ныне Финская Церковь даже Пасху празднует по новому стилю.
Все преемники Мелетия, в том числе и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей являются продолжателями его курса. Тот же самый Варфоломей пошел на беспрецедентное сближение с католиками, что вызывает резкий протест у афонских монахов. Мало того, в 1995 году Патриарх Варфоломей принял в общение без перерукоположения т.н. «Украинскую Православную Церковь» в США, во главе с «митрополитом» Константином, а в марте 2000 года «митрополит» Константин, с ведома Патриарха Варфоломея, провозгласил себя «предстоятелем» т.н. Украинской Автокефальной Церкви во главе с «архиепископом» Игорем Исиченко. Здесь надо сказать, что лжеиерархия УПЦ в США и УАПЦ происходит от «липковской» «украинской автокефальной церкви» — самочинного сборища, созданного, при поддержке большевиков, маргинальной группкой украинских сепаратистов во главе с запрещенным священником Василием Липковским. В 1920 году решающее участие в создании этой группировки принял НКВД, который собирался использовать ее для борьбы с Русской Православной Церковью. Ни один епископ Православной Церкви не поддержал автокефалистской авантюры и Липковский сотоварищи решился на беспрецедентный и странный шаг — раскольники, миряне и священники, «рукоположили» Липковского в «митрополиты». Естественно, что такое «рукоположение не имеет ничего общего с подлинной апостольской преемственностью. Подробнее об этом см. (В.Петрушко «Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период» Из-во Свято-Тихоновского Богословского института, М.1998, стр. 11−13). Таким образом, в составе Константинопольского Патриархата оказалась группировка, «епископство» и «священство» которой не могут быть признаны.
Очевидно и то, что создаваемая «Поместная Украинская церковь» не будет Православной, в ней не будет даже апостольского преемства. Поэтому ни один сознательный православный христианин на Украине не пойдет в юрисдикцию обновленческо-экуменического Константинополя. В аналогичной ситуации, сложившейся на Украине в начале ХХ века, когда в результате действий раскольников, из сотен киевских храмов только один оставался православным, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, ввел прямое патриаршее управление Украинской церковью, отменив из-за чрезвычайной ситуации автономию, дарованную Киевской митрополии Собором 1917−18 годов.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru