«ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН» РАСЧЛЕНЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РЕАЛИЗУЕТСЯ НА УКРАИНЕ
ЧАСТЬ 3. РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ
Заявленная информация о масштабах украинизации УПЦ Московского Патриархата не достоверна и опровергается самими же авторами, которые буквально через несколько абзацев утверждают, что «главный недостаток УПЦ — это тесная связь с Даниловым монастырем» (резиденция Патриарха Московского и всея Руси Алексия) УПЦ Московского Патриархата демократична в лучшем смысле этого слова. Богослужебным языком является церковно-славянский. Без каких-либо искажений. Богослужение с галицким акцентом совершается на Галичине, где всего 60 приходов УПЦ, в остальных регионах — с местными акцентами. Например, на Подкарпатской Руси (Закарпатье), где около 700 приходов и 20 монастырей УПЦ МП, есть своя, в максимальной степени сохранившая древнерусские корни, церковная культура — свой церковно-славянский выговор, уникальная музыкальная культура. Если ко всему великорусскому в Закарпатье относятся с почтением, то все галицийское отвергается в максимальной степени. Проповедь осуществляется на том языке, на котором желает община. Богослужение на украинском формально не запрещено, но отнюдь не приветствуется, по-украински практически никто не служит, даже в сельской местности на центральной Украине. Вообще, церковнославянский язык является богослужебным во всей Русской Православной Церкви и любые попытки ограничить его статус воспринимаются как обновленчество, подрывающее самые основы православной традиции. Девять лет существования УПЦ Московского Патриархата в условиях антироссийской политики «незалежной» Украины — это 8 лет борьбы за единство с Русской Православной Церковью. Пассионарность греко-католиков, являющихся костяком антироссийских сил, в некоторой степени обусловлена тем, что Галичина не знала принудительной атеизации в таких сроках и в таких размерах, как Малороссия, Новороссия и Таврия. Именно по Русской Православной Церкви, активные члены которой и составляли костяк малороссийской интеллигенции, стоявшей на позициях общерусского единства, был нанесен колоссальный удар. Именно поэтому на «галицийский вызов», в общем-то примитивный, основанный на грубейших подтасовках истории, в начале 90-х годов не было дано адекватного интеллектуального ответа. Ведь коммунистическая альтернатива, идея реставрации СССР таким ответом не является. Территория, где проживает русское и русскоязычное население, подверглась максимальной атеизации (так, в Крыму до 1990 г. было всего 10 общин РПЦ). Это одна из причин, по которой русское и пророссийское движение остается слабым и раздробленным. И в настоящее время интеллектуальные силы, стоящие на позициях общерусского национально-культурного единства, действуют в недрах УПЦ Московского Патриархата и вокруг нее. Первые годы после избрания Владимира (Сабодана) Киевским митрополитом характеризуются как непрерывная оборона. Следует отметить, что сопротивление верующих УПЦ Московского Патриархата было практически полностью замолчано в СМИ. Между тем, начиная с 1991 г. и по настоящее время, имеют место массовые выступления членов УПЦ Московского Патриархата. Так, в 1991—1993 гг. все Архиерейские Соборы РПЦ, обсуждающие украинский вопрос, проходили в обстановке демонстраций верующих, специально прибывших в Москву со всей Украины, численностью 2−3 тыс. человек под антиавтокефалистскими и пророссийскими лозунгами. В 1992 г. многотысячные демонстрации проходили в Киеве у Верховной Рады. В этом же году в Одессе около 20 тыс. верующих окружили кафедральный Собор с требованием отставки архиепископа Лазаря (Швеца), допустившего автокефалистские высказывания. Тогда же монахи Свято-Успенского монастыря просто выставили вон архиепископа Лазаря. Более драматичной была защита величайшей святыни Православия — Свято-Успенской Почаевской Лавры. Там (Тернопольская обл.) угроза штурма была реальной, как нигде. Лавру, в которой «круговую оборону» заняли несколько тысяч верующих, буквально подвергли осаде греко-католики, милиция отлавливала всех прибывающих на помощь. Однако на штурм не решились. Лавру удалось отстоять. Другой важной мерой по консолидации верующих УПЦ МП была кампания против введения т.наз. «идентификационных кодов». Неприятие идеи присвоению каждому гражданину Украины личного номера было только поводом для демонстрации антиукраинских оппозиционных настроений. В течение всего 1998 года у верховной Рады проходили массовые пикеты, на которых появились и пророссийские лозунги. Последняя массовая акция состоялась в марте 1999 г. в праздник торжества Православия. В ней приняло участие около 50 тыс. человек. Следует отметить, что в марте 1999 г. во время визита президента Белоруссии Лукашенко в Киев, когда РУХ организовал «живую цепь» между посольствами Польши, Чехии и Венгрии под лозунгом «Украину в НАТО!», у ВР проходила православная демонстрация с пророссийскими лозунгами. Архиерейские Соборы УПЦ МП дважды заявляли неприятие идеи отделения от Московского Патриархата — в 1996 и 1998 годах. Принятое единогласно «Обращение Архиерейского Собора к вам, верным чадам УПЦ» от 22 декабря 1998 г. отличается особым радикализмом. Приведем отрывки: — «В последнее время не прекращается давление на Церковь со стороны политических сил и отдельных политических деятелей с требованием „отделиться от Москвы“. Кое-кто надеется, что после получения формального статуса автокефалии, ситуация, в которой находится каноническое Православие в Украине, изменится к лучшему. Но это не так. Заинтересованные силы будут всеми способами добиваться объединения УПЦ с неканоническими группировками и греко-католиками в т.наз. „украинскую национальную церковь“, подчиненную Риму»; — «Действительная сущность происходящих процессов состоит в том, что ведется жестокая, отчаянная борьба против Православной Церкви, против Православной веры как таковой». Обвинение властей в борьбе против Православия как такового звучит весьма жестко. Ни одна из крупных политических сил Украины не позволяла себе столь радикальных высказываний. Практически все тиражные и читаемые русофильские издания на Украине — это печатные органы УПЦ МП: такие как «Запорожье-православное», «Начало» (Днепропетровск), «Кириллица», «Православие и современность» (Киев), «Справедливость» (Одесса) и многие другие. В преддверии новых испытаний Священноначалие УПЦ МП благословило своих мирян на создание мощного общественного движения «Путь православных имени Святого Владимира», учредительный съезд которого прошел летом 2000 года. С момента создания движение уже приобрело размах — только в Кировоградской области зарегистрировано более 60 первичных организаций. Вопрос стоит принципиально — ведь УПЦ Московского Патриархата является: а) гарантом сохранения Православия на Украине; б) единственной мощной силой на Украине, ориентированной пророссийски (история показывает, что эти пункты взаимосвязаны). Ее хотят уничтожить. Позволим ли мы это сделать?