Российская газета | Андрей Максимов | 09.04.2012 |
Ну, тут вся общественность встрепенулась резко, заворчала-закричала, возмущаясь. Что за шум? С хитрым прищуром глаз стали стенать, что вот дождались, до добра это не доведет… Некоторые, особо ретивые борцы, стали причитать: мол, сейчас вернутся репрессии… Интеллигенция начала обсуждать: закономерно ли произошедшее или все-таки случайно…
Что ж случилось такое? Что за событие приковало к себе внимание? Революция, бунт, митинг?
Да нет. В сущности, ничего не произошло. Вышли школьные тетрадки, на обложках которых был напечатан портрет Сталина. Мне тоже лично больше нравится, чтобы на обложках был портрет Пушкина или Солженицына.
Только я никак в толк взять не могу. Когда у нас посредине главной площади лежит труп диктатора, который приказывал расстреливать священников, по чьему приказу был расстрелян последний русский царь, это нормально? Когда у нас два последних года в школе (как раз когда по программе надо изучать литературу и историю СССР) идет безумная дрессировка по сдаче ЕГЭ, в результате чего наши дети историю СССР не знают вовсе, это ни у кого протеста не вызывает. Если вы хотите поставить в тупик подростка, спросите у него, кто и с кем воевал в Гражданскую войну: услышите массу «интересных» ответов — и это не удивительно. Когда у нас все время показывают по телевизору картины о сложной и неоднозначной фигуре Сталина, в которой тирана играют великие русские актеры, это в порядке вещей.<
А вот именно конкретно фото на тетрадке — это кошмарный ужас и ужасный кошмар. Почему? Потому что фото на обложке ученической тетради — это знак, символ. А в нашей стране по поводу знаков и символов всегда любят спорить больше, чем по сути.
Я понимаю крупных российских актеров, которые хотят играть Сталина — им интересно. Хотя я не знаю (может быть, в силу своей необразованности) ни одного крупного немецкого актера, который бы сыграл сложную и неоднозначную фигуру Гитлера.
Когда крупный российский актер гениально играет неоднозначную фигуру Сталина, людям среднего и старшего поколения волнительно: они ищут новые краски, новые нюансы, им хорошо. Но только после этого не надо удивляться появлению фото неоднозначной фигуры на обложке школьной тетради.
По-настоящему страшный Сталин был показан в фильме Никиты Михалкова «Цитадель». Максим Суханов играл человека, который спокойно посылает людей с деревянными палками против врага. Он не то чтобы не жалеет людей, для него просто люди не существуют.
На мой взгляд, эта была мощная метафора, которую мы не захотели увидеть. Мы слишком были заняты снятием мигалки с машины Михалкова и прочими его изобличениями.
Гораздо больше, чем появление фото Сталина на обложке тетради, меня поразило, что, когда мы выбирали «Имя России», мы назвали четырех руководителей России — и все тираны: Грозный, Петр, Ленин, Сталин…
Можно ли объяснить русскому человеку, что тирания, использование людей для достижения тех целей, которые кажутся тирану правильными, это не единственный способ правления в нашей стране? И почему мы уверены, что наши люди хотят жить в демократии, если они так любят тиранов?
Когда много лет назад я впервые увидел по телевизору дискуссию о том, сколько именно людей было уничтожено в сталинских лагерях, я испытал подлинный шок. Дискуссия шла в том ключе, что, мол, если в лагерях погибло столько же людей, сколько на войне, то это еще туда-сюда. А вот если больше, тогда, конечно, ужас!
Как мы не смогли объяснить молодым людям, что нет причины, которая может заставить руководителя страны убивать безвинных людей?
Тиран, который убивал собственный народ. Значение фразы понятно? Глава государства, в чьих лагерях погибло столько же народу (хотя, судя по документам, значительно больше), сколько на войне, которую он выиграл? К слову, на этой войне у победителей тоже погибло людей больше, чем у проигравших.
И вот этого тирана мы изучаем, смотрим на неоднозначность его фигуры, бесконечно ставим о нем фильмы и спектакли. В общем, очень им увлечены.
И тут вдруг его фото на школьной тетрадке. И мы начинаем восклицать: как же так! Как же так!
Одно из самых удивительных воспоминаний моего детства, как я, совсем клопом, ходил с мамой и папой смотреть картину «Освобождение». Если не ошибаюсь, это был первый после долгого перерыва фильм, в котором появлялся артист, играющий Сталина. И вот, когда Сталин появился на экране, часть зрителей зааплодировали, а некоторые даже встали. Что меня, пацана, всерьез потрясло, потому что я никогда подобного не видел.
То, что Сталин для огромного количества людей кумир, понятно. И то, что желание порядка — главное желание российских людей на протяжении всей многовековой истории России, ясно также.
Непонятно другое: как мы не смогли объяснить молодым людям, что нет такой причины, которая может заставить руководителя страны убивать безвинных людей? И что, если руководитель страны воевал с собственным народом, у него не может быть заслуг, которые перекроют эту вину.
… Вот увидит ученик фото Сталина на тетрадке и спросит у мамы или у учительницы: «А это кто?» И мама или учительница объяснят ему. Терпеливо и подробно, как в школе, чаще всего не получается. И это хорошо.
Но вот что они ему объяснят и что расскажут? И какой урок он из этого рассказа вынесет?
Вопросы, на которые до сих пор, через шестьдесят лет со дня смерти Сталина, ответа нет. И это не столько парадоксально, сколько ужасно…