Русская линия
Православие.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)22.12.2000 

«У САМОЛЕТА В ИЕРУСАЛИМ»
Патриарх начинает новое тысячелетие поездкой во Святую Землю

— Ваше Святейшество, почему празднование 2000-летия Рождества Христова, в общем-то условной даты, принимает какой-то карнавальный характер, куда вовлекается и Православная Церковь?
— Мы празднуем не просто наступление нового тысячелетия. Мы празднуем пришествие в мир Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, мы празднуем начало христианской эры. Если вспомнить обстановку перед юбилеем тысячелетия Крещения Руси, то надо подчеркнуть, что тогда власти говорили: это ваш собственный внутрицерковный праздник, и он не будет никак отмечаться на государственном уровне. Но в конце концов все пришли к осознанию того, что у нас общая православная киевская купель. Хотелось бы верить, что и празднуя 2000-летие христианства, люди познают, что Христос для всех нас является путем, истиной и жизнью. Если мы осознаем это и будем жить по заповедям Спасителя, то в XXI век мы войдем на прочных христианских основах жизни и преодолеем разделение, противостояние, нетерпимость, с которыми мы сталкиваемся сегодня постоянно.
— Каким Вы видите взаимодействие Церкви и государства в новом веке?
— В последнее десятилетие нам пришлось закладывать совершенно новые отношения между Церковью и государством. Отношения, которых не было в истории России. До революции Церковь была государственной, и это во многом вредило; после революции, несмотря на отделение Церкви от государства, продолжилось грубое вмешательство власти в церковные дела и даже в богослужебную жизнь. В условиях религиозной свободы сложились совершенно иные отношения: без вмешательства Церкви в политическую жизнь государства, без вмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви (правда, в некоторых государствах бывшего Советского Союза по инерции продолжает действовать прежняя модель). Я думаю, что именно в таком направлении и нужно продолжать нашу деятельность.
— Вы многократно подчеркивали отстраненность Церкви от политики. Не в такой ли позиции лежат причины во многом плачевных результатов прошедших выборов: достаточно сказать, что даже известные общественные деятели, православные церковные люди, не были избраны в Думу; с другой стороны, победилями порой становятся откровенно антирусские политики и силы?
— В каждой партии есть верующие люди. Но Церковь не должна ассоциироваться с какой-либо конкретной политической партией. Я глубоко в этом убежден. Церковь занимается спасением душ, а не лоббированием политических интересов. Человек может прийти в храм, даже когда там нет службы, постоять, помолиться, поставить свечу и обрести умиротворение своей души, которого так не хватает в современном мире. Как-то в 60-м году в Швеции в прямом эфире по телевидению меня спросили: «Как Вы мыслите будущее Церкви в коммунистическом государстве?» Я ответил: «Христианин всегда должен быть оптимистом и верить в непреложность слов Спасителя о вечном пребывании Церкви на земле». И возрождение, которое сегодня Церковь переживает в нашем Отечестве, показывает, что 70 лет не смогли сломить дух народа, веру, которая жила, порой подсознательно, в его душе. Наш народ — богоносец, и недаром говорится, что Россия является домом Пресвятой Богородицы.
— На рубеже тысячелетий многие люди в русле представления о «новом мировом порядке» начинают призывать к объединению религий и конфессий. Возможно ли это, по Вашему мнению?
— Идеологи «Новой Европы» хотели бы растворить в этом объединении и Восток, и Запад. Мы не возражаем против участия России в таком союзе, но мы хотим сохранить свою национальную культуру, свое историческое бытие и свою веру. Не случайно многие люди, глубоко размышляющие о судьбах мира, изучают феномен сохранения веры в русском народе при самых тяжелых испытаниях. Поэтому раствориться в европейском котле или новом мировом порядке мы не согласны. Россия была великой державой и должна быть великой державой. Но это возможно лишь при условии духовного возрождения нашей страны. Мы не ставим себе задачу глобального переустройства мира на православных началах, но мы должны восстановить Православие в России. Приоритетной задачей нашей Церкви является сегодня миссионерская деятельность, просвещение наших сограждан в вопросах веры. Мы должны не ждать, когда к нам придут, а сами выходить к людям. Один государственный деятель как-то сказал мне: «Какой Вы счастливый, что общаетесь с людьми!» А я ответил: «Кто Вам запрещает с ними общаться?» Церковь всегда была и должна оставаться со своим народом.
— Ваше Святейшество, чего Вы ждете от XXI века?
— XX век был трагическим для нашего народа: нам пришлось слишком многое испытать. В результате двух мировых войн, гражданской войны, революции, репрессий мы понесли неисчислимые потери. Но вот в конце века происходит обращение людей к вере, к храму. Разве не чудо, что за 10 лет открыто более 12 тысяч храмов. И, вступая в новое тысячелетие, хотелось бы верить, что наш народ своим терпением заслужил лучшей участи и что XXI век станет веком мира и согласия для нашего народа. И, конечно, веком духовного возрождения, потому что без него Россия не станет снова великим государством. Я думаю, что XXI век должен стать православным веком для нашего Отечества.
— Через несколько дней Вы отправляетесь в Иерусалим для встречи Рождества. Является ли для Вас эта поездка символическим актом или чем-то иным?
— Конечно, то, что Патриарх Русской Церкви будет молиться в праздник 2000-летия Рождества Христова вместе с православными Патриархами других стран на Святой Земле, где и произошло событие Боговоплощения, — это символ единства Святого Православия. Я буду молиться о Святой Церкви, о ее иерархах, священниках, монашествующих, мирянах, о многострадальном народе земли нашей, чтобы Господь Спаситель даровал России мир. Время разбрасывать камни прошло, пришло время собирать камни. И весьма символично, что главы Православных Церквей и православных государств встречают третье тысячелетие вместе именно там, где две тысячи лет назад родился Христос Спаситель, где началась новая эра человеческой истории.
— По мнению некоторых, Интернет как вид коммуникации пропитан духом века сего и в нем невозможен плодотворный разговор о серьезных вещах. В связи с этим что бы Вы пожелали посетителям нашего сайта?
— Я хотел бы пожелать посетителям сервера «Православие 2000» в первую очередь искать Вечную Истину на всех путях своей жизни. Новые технологии, которые решительно входят в нашу повседневную деятельность, можно использовать как во благо человеческой души, так и во зло. Дай Господь, чтобы для тех, кто заглянет на Ваш сайт, приблизилось время созидать спасение своей бессмертной души и навсегда прекратилось время разрушения самих себя.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru