Русская линия
Русская линия Александр Алекаев03.04.2012 

Моя учёба в Свято-Тихоновском университете
К 20-летию Православного Свято-Тихоновского государственного университета

А.Н. Алекаев, руководитель проекта *Белые воины*

Надо отметить, что многие наши прихожане, в том числе и молодёжь, закончили или учатся в различных духовных высших учебных заведениях. В конце 90-х годов прошлого века мой духовник о. Александр Шумаев рассказал мне о богословском университете, который находился в Москве, и о том, что мне неплохо было бы там поучиться. К тому времени у меня было уже 2 диплома ВУЗов (МИНХ им. Г. В. Плеханова и Академия Внешней торговли МВТ СССР), и поначалу я эту идею не воспринял, тем более, я не представлял себя в 40 лет сдающим вступительные экзамены. Однако, немного поразмыслив, я решил для себя, что лучше учиться, нежели сидеть по вечерам дома у телевизора или ходить по ресторанам. В университете всё было по-настоящему: никаких скидок на мой возраст и дипломы не было: вступительные экзамены сдавал на общих основаниях. Предварительно я собрал кучу необходимых документов, включая рекомендацию от настоятеля Спасского храма, моего духовного наставника. Чтобы не провалиться на экзаменах, я нашёл свою старую учительницу по русскому и литературе, которая готовила меня к поступлению в Академию Внешней торговли, и засел за учебники (мне предстояло написать письменную работу — изложение). Параллельно штудировал «Закон Божий» по учебнику протоиерея С. Слободского. Времени свободного катастрофически не хватало, приходилось заниматься по выходным (после службы в храме) и по ночам. Не поступить в университет и подвести отца Александра я не мог, но Закон Божий давался мне с огромным трудом. К тому же у меня, как назло, в то время страшно болела голова, и длилось это больше года. Экзамены я сдал успешно и осенью 2000 года был зачислен на 1 курс миссионерского факультета (заочного отделения Свято-Тихоновского богословского университета). Учиться мне предстояло 5 лет. Тогда я ещё не представлял себе, насколько это будет трудно. Достаточно сказать, что из 90 человек поступивших диплом через 5 лет получили 25 человек. «Выживших» на курсе и окончивших его ректор университета о. Владимир Воробьёв на выпускном окрестил «православными спартанцами».

На первый взгляд всё было достаточно просто — в начале учебного года тебе предлагалось написать 15−17 довольно больших контрольных работ по разным предметам, причём по каждому из них давалась методичка и обширный список литературы. Ставились определённые сроки сдачи работ (в среднем на написание давалось 25−30 дней), т. е. необходимо было систематически самостоятельно заниматься, причём работы были составлены таким образом, что списать всё с одного источника, либо из интернета было невозможно. Необходимо было «перелопатить» большое количество учебной литературы, в том числе, первоисточники. Заставить себя сесть за письменный стол после окончания работы в 8−9 вечера, было крайне трудно, несмотря даже на то, что как профессиональный спортсмен я обладал определённой волей и умением сконцентрироваться на выполнение определённой задачи.

Как это обычно бывает, поступить было относительно легко, а вот переходить с курса на курс оказалось крайне сложно. Поскольку в университете учились студенты со всей страны, они приезжали на сессию на короткий срок — экзамены шли через 2 дня на 3-й, график был жёсткий. Но главное было, чтобы тебе зачли все контрольные работы (за каждую ставилась оценка, которая учитывалась на экзамене) и допустили до сессии. В отличие от обычной системы образования, наша, православная, была бескомпромиссной: хочешь учиться — учись. Не хочешь — не отнимай время ни у себя, ни у преподавателей. Отец Александр всегда живо интересовался моими успехами и, по возможности, меня морально поддерживал. На удивление, я достаточно хорошо сдал самую трудную первую сессию, и, когда вышел с зачёткой после хорошо сданного последнего экзамена, я был самый счастливый человек на свете. Я гордился тем, что не подвёл своего духовного наставника и преодолел все трудности; моя семья и прихожане нашего храма радовались вместе со мной. В день завершения сессии я, как на крыльях, «полетел» за город в наш храм, и мы до поздней ночи с о. Александром обсуждали все перипетии моей учёбы. Воистину: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».

О. Александр говорил мне (да и я сам это понимал), что для качественной проработки материала необходима концентрация внимания, может быть, даже уединение. И вот однажды весной 2001 года по рекомендации одного хорошего знакомого я поехал в Тульскую область в пансионат «Краинка», который известен своими целебными источниками. У меня впереди было 15 дней (шёл Великий пост), я набрал с собой целую сумку учебников, взял благословение, сел в машину и отправился в санаторий.

Пансионат «Краинка» находился на линии так называемых «засечных» городов — Одоев, Лихвин, Белёв, Козельск. Городок Лихвин был уникален тем, что до революции в нём было два монастыря и более десятка церквей. Стоит он на высоком берегу Оки, а на противоположном низком берегу расположилось это удивительное место— «Краинка». Ещё при Государе-императоре Николае II там были обнаружены четыре уникальных источника с лечебной минеральной водой, по своим свойствам близкой к Кавказским минеральным водам. Как потом выяснилось, источники не просто так там появились, в этом месте была обнаружена положительная аномалия (если так можно выразиться).

Действительно, первое время я спал «как убитый», вокруг царила какая-то умиротворённость и спокойствие. За две недели я отдохнул так, как не отдыхал никогда в жизни, хотя условия в этом пансионате довольно «спартанские». Но, самое главное, я проработал почти весь курс заданий по линии Свято-Тихоновского университета. День у меня начинался с небольших процедур, а затем я садился за письменный стол (я оборудовал его в своём номере) и до поздней ночи погружался в науку. Пятьдесят минут занятий, потом 10 минут физкультуры и так до позднего вечера. Занятия я также совмещал с пешими прогулками.

С тех пор я каждую весну Великим постом выбирался в «Краинку» и там нагонял всё, что не успевал по учёбе в Москве. В хорошую погоду я обходил окрестности, чувствовалось, что это как святые места, ведь с «Краинкой» граничит территория древнего села Доброе, в котором сохранились большая церковь и рядом (в относительно хорошем состоянии) мужской монастырь, вернее, огромные крепостные стены, и Покровский храм на его центральной площади. Монастырь также расположен на высоком берегу Оки в живописном месте, а на его территории до сих пор растут вековые липы и сосны. Слава Богу, сейчас началось постепенное — восстановление этой древней обители.

Отрывок из книги «Батюшка» (воспоминания прихожан о своем пастыре)

http://rusk.ru/st.php?idar=54079

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru