Фома | Сергей Худиев | 20.03.2012 |
Мы живем в очень агрессивной среде; в среде, где с лиц людей не сходит озлобленно-настороженное выражение, где любое соприкосновение может кончиться ссорой, даже дракой. Недавно я видел, как двое водителей, выйдя из машин, чуть не столкнувшихся в узком проезде, стали осыпать друг друга оскорблениями, потом сцепились и покатились по земле. К счастью, их успели разнять. Пожилые женщины в метро могут внезапно начать вопить друг на друга из-за какой-то ерунды; смертность подростков в драках с применением холодного оружия у нас, по статистике, самая высокая в Европе.
Обычно за констатацией таких фактов следует новый выброс агрессии — во всем виноват (нужное вписать) такой-то враг, и мы ненавидим, ненавидим, ненавидим его! Но я хотел бы взглянуть на проблему немного с другой стороны: как это отражается на нас, христианах. Мирские страсти (и часто весьма дурные) имеют свойство в религиозной среде немедленно облачаться в священные одежды. Мелочное, подлое тиранство, «барство дикое» превращается в попечение о духовном состоянии других. Пренебрежение к своим обязательствам перед близкими — в подвижничество по примеру древних святых. Неукротимая спесь и высокомерие — в твердое стояние в истине. Патологически конфликтный характер, неспособность ни с кем ужиться — в неотмирность. Злоба — в ревность об истине. Ничего нового в этом нет, конечно, еще святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы».
Злобы вокруг нас предостаточно по самым разным поводам; демократы исходят ненавистью к демосу, патриоты — к согражданам, государственники — к госслужащим, пользователи Apple — к пользователям PC, и так далее, и тому подобное. Изъяты ли православные христиане из этого кипения адских котлов? Все ли хотя бы сознают, что нам надлежит быть изъятыми? Увы, мирская злоба охотно подхватывает религиозные знамена — это как раз то явление, на которое любят указывать атеисты как на пример «зла религии». Это не зло религии как таковой, это использование злом, которое имеет нерелигиозное происхождение, религиозных оправданий. Но хотя это не вина религии, это определенно вина религиозных людей. Религиозный, в том, числе, увы, православный, злыдень отличается от нерелигиозного только тем, что приискивает себе другие поводы для ненависти. Все ненавидят ближнего своего по каким-то, в их глазах, достойным, справедливым причинам. Религиозный злыдень объявляет эти причины еще и священными. Все готовы порвать пасть и моргалы выколоть; некоторые готовы православно порвать пасть и православно выколоть моргалы. «За козла ответишь!» сменяется на «за святыни ответишь!»
Надо ли защищать святыни? Надо. На то в благоустроенном государстве должна быть полиция, которая выведет безобразников под белы руки, и суд, который назначит им наказание. Только не надо выдавать адскую злобу за ревность о защите святынь. Как говорит апостол Иаков, Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину (Иак 3:13,14).
Можно быть до невозможности ревностным религиозным человеком и попасть в ад; более того, при жизни можно уже быть в аду, носить полную черепную коробку кипящей серы и время от времени выплескивать ее на окружающих, что будет очень заметно для всех, кроме самого ревнителя. Ужас смерти в том, что она фиксирует такое состояние навсегда. Поэтому так актуальна молитва «прежде смерти дай мне покаяние».
Но чтобы обрести покаяние и спасение, надо понять: это не священная ревность, это именно слегка замаскированная мирская злоба. Адский котел, из которого надо выскочить, пока смерть не захлопнула крышку.