Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург А. Полушин19.03.2012 

Ново-Валаамский монастырь: свет Православия в Финляндии

Приглашаем читателя в Финляндию, в Ново-Валаамский монастырь… НО ПРЕЖДЕ Ново-Валаамский монастырьчем отправиться туда, побываем на старом Валааме, что на Ладожском озере. Ведь без него невозможно представить историю Ново-Валаамского монастыря. Обитель на острове Валаам была построена в XIV веке преподобными Сергием и Германом, их мощи находятся в Спасо-Преображенском соборе под спудом — так монахи защитили их от осквернения, ведь во времена российско-шведских войн захватчики не раз сжигали монастырь дотла и безжалостно расправлялись с его насельниками.

Спасо-Преображенский собор поражал бы величием, даже будь он построен где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге, а не на отдаленном острове на Ладоге. Он рассчитан на 3000 человек, и в летние месяцы, когда наплыв паломников на Валаам особенно велик, собор нередко заполнен до отказа. Закладка его была совершена летом 1887 года. Событие это совпало с исцелением одной боголюбивой паломницы у иконы Божией матери «Валаамской». Незадолго до этого Богородица явилась болящей в Петербурге и призвала ее на остров: «Меня увидишь на Валааме», — сказала она. Так Царица Небесная сама засвидетельствовала свой покров и Свое особое присутствие здесь.

Валаамский архипелаг состоит из 50 островов, — чтобы посетить их, необходимо воспользоваться плавсредством. На маломерном рыболовецком судне «Кадьяк» мы плывем на один из самых отдаленных островов под названием Лембос, где находится Илиинский скит. Кадьяк — остров у берегов Аляски. В 30-х годах XIX столетия Валаамский монах Герман основал там детский приют для алеутских ребятишек-сирот. В Северной Америке преподобный Герман оказался в составе православной духовной миссии, состоявшей из валаамских монахов. Его товарищи кто погиб, кто вернулся на родину, а преподобный Герман 44 года служил Богу и людям на Аляске, но до конца дней своих не забывал о родной обители на Валааме…

Смоленский скит — последний из построенных на Валааме до революции. Он был воздвигнут в 1917 году на пожертвования Великого князя Николая Николаевича в память о воинах, павших на полях Первой мировой войны. В советское время скит разрушили. Его восстановление началось около 10 лет назад, он был заново освящен Патриархом Алексием II в 2007 году.

Валаам до 1939 года принадлежал Финляндии. Через год монашеская жизнь здесь будет прервана почти на 50 лет. По итогам советско-финской войны остров на Ладожском озере отошел к СССР, где в ту пору происходили жесточайшие гонения на Церковь. Братия монастыря во главе с игуменом Харитоном решили эвакуироваться. Они погрузили на подводы церковное имущество, святыни и архив и отправились в глубь Финляндии. Во время тяжелого зимнего перехода часть монахов погибла, остальные остановились в поместье Поминеине. Живописное озеро и скалы, старые ельники — все напоминало здесь родную обитель. Первую церковь устроили в сарае и начали служить. Архимандрит Герман (Левинен), духовник Линтульского женского монастыря Финляндской Православной Церкви, помнит то время. Он пришел в Ново-Валаамский монастырь в 1958 году. Тогда для молодого финна знакомство с православием оказалось неслучайным. Он отслужил в армии и вернулся к русским монахам, об упокоении которых молятся ныне в старой монастырской церкви. Архимандрит Герман рассказывает: «Приехали сюда — церкви не было, гостиницы не было, школы нет, библиотеки тоже не было. Теперь все есть».

Да, теперь есть все для повседневной жизни обители, но тогда, в 50−60-е годы ХХ века, монастырские дела были непросты. Православная Церковь в Финляндии оказалась в подчинении Константинопольского Патриархата и стала жить по новому стилю. Это очень удручало братию. Некоторая часть по этой причине даже покинула обитель и перебралась в Псково-Печерский монастырь. Оставшиеся монахи постепенно умирали, притока свежих сил не было, некому стало вести сельскохозяйственные работы, некому петь в храме. К концу 70-х количество братии сократилось настолько, что богослужения в храме совершал единственный монах Симфориан. И все же Новый Валаам не умер. Во второй половине 70-х в его истории открывается новая страница. Сюда приходят молодые приверженцы Православия из финнов. На государственные средства и частные пожертвования началось строительство нового храма. По традиции его назвали Спасо-Преображенским. Храм построен в новгородском стиле, по проекту архитектора Ивана Кудрявцева, и освящен в 1977 году, когда отмечалось 800-летие Православия в Финляндии. Звонницу оснастили 12 колоколами, вывезенными с Валаама, звон их сопровождает богослужения и сегодня. А в самом храме установили икону Валаамской Божией Матери, ту самую, что была явлена в 1887 году боголюбивой паломнице. Сколько людей в России и Финляндии молились у этого образа! Нынешние насельники монастыря с большим благоговением относятся к вывезенным со старого Валаама святыням.

ИЗ ПРОШЛОГО возвращаемся в день сегодняшний.

Ново-Валаамский монастырь живет за счет туризма, и его двери открыты для всех. За год сюда приезжает до 200 000 человек. Построены гостиница, сувенирная лавка, ресторан. Иеромонах Александр (Марти Дамасковски) печет просфоры для братии на одной кухне с сотрудниками ресторана, обслуживающими туристов. У монаха Андрея (Нуминена) — другое послушание. Он винодел. Церковное вино здесь делают из винограда, который привозят из Венгрии. А для туристов делают еще и смородиновое вино. Смородину выращивают и собирают на собственных монастырских полях.

Еще одно детище Нового Валаама — народная академия. Здесь обучают хоровому пению, читают лекции по истории Восточной Церкви, народной медицине, экологии. При академии действует школа иконописи. Есть мастерская, где обучают работе по металлу. Среди учеников не только финны, но и шведы, норвежцы, немцы. Каждый год академию посещают 3000 человек.

Ново-Валаамский монастырь несет миссию распространения Православия, и об ее успешности говорит то, что ежегодно в Финляндии прибавляется до 600 православных верующих.

«Я приезжаю сюда в выходные дни на богослужения, на репетиции нашего православного хора. До этого 20 лет я была лютеранкой, — говорит Айри Тиайнен, прихожанка храма. — Я выбрала Православие, так как почувствовала, что здесь мой дом».

Примерно в километре от обители, в тихом лесу под высокими лиственницами монастырское кладбище. На еле заметных холмиках — деревянные кресты. В это земле упокоились те, кто пришел сюда в 1940 году. Последний из русских монахов, Акакий скончался в 1984 году в возрасте 110 лет. В 1947-м был похоронен и иеросхимонах Ефрем, о служении которого писал в своих воспоминаниях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Неподалеку могила духовника обители схиигумена Иоанна (Алексеева). Еще при жизни духовника его духовные чада собрали его письма и выпустили книгу, которая не раз переиздавалась на русском, финском и других языках.

Наш рассказ о Ново-Валаамском монастыре мы закончим словами отца Иоанна, Валаамского старца: «Не представляй Бога очень строгим Судией и карателем, Он очень милостив, принял нашу Плоть человеческую, пострадал как Человек не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобою. Отчаиваться не надо. Ибо нет греха, превышающего Божие милосердие».

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52341


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru