Фома | Марина Борисова | 19.03.2012 |
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить память о тех местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан (117—138) приказал засыпать землей Голгофу, вместе с Гробом Господним, а также и Его Животворящим Крестом. На искусственном холме был поставлен храм богини Венеры и статуя Юпитера. Однако через 300 лет великие христианские святыни — Гроб Господень и Честной Животворящий Крест — были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Произошло это при императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.
Наверное, не случайно, что обретение Честного Креста, стало возможным только после победы Константина в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и Ликинием, правителем Восточной ее части. После этого Константин сделался единодержавным правителем огромной Римской империи и в 313 году издал так называемый Миланский эдикт. Согласно ему, христианская религия была узаконена и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.
Правитель Ликиний хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако притеснять христиан продолжал. Только после его окончательного поражения на Восточную часть империи также распространился указ о веротерпимости.
Горячо желая отыскать Честной Крест, на котором был распят Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Иерусалимскому патриарху Макарию. И хотя царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, по преданию, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Честной Крест зарыт там, где стоит храм Венеры. Тогда храм снесли и, совершив молитву, начали копать надеясь найти христианскую святыню. Вскоре царицей Еленой были обнаружены Гроб Господень, а неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
По преданию, чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, и от Креста Господня мертвец ожил. Поклониться Животворящему Кресту, обретенному царицей Еленой, потянулись толпы паломников. Святителю Макарию пришлось высоко поднимать — «воздвигать» — Крест, чтобы все могли хотя бы издали созерцать его.
По свидетельству Сократа Схоластика, равноапостольная царица Елена, обнаружив главную христианскую святыню — Животворящий Крест, разделила его на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую повезла своему сыну, императору Константину Великому. Однако, по преданию, по дороге в Константинополь она оставляла частицы Честного Креста в основанных ею монастырях. Иоанн Златоуст писал: «Многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею».
Иерусалимская же часть Честного Креста, продолжала храниться в храме Воскресения. Но в 615 году Иерусалим захватили персы и вывезли христианскую святыню как военный трофей. Только в 626 году персидский военачальник Хорям вернул часть Честного Креста византийскому императору Ираклию в обмен на обещание помочь ему войсками во внутренней смуте.
По преданию, император Ираклий сам нес Честной Крест в Иерусалимский храм на своих плечах, но был остановлен невидимою силой и не мог сдвинуться с места. В удивлении он спросил у патриарха: «Что это?» И патриарх ответил Ираклию: «Ты идешь по тому пути, по которому Иисус Христос выходил из Иерусалима, но Он выходил в терновом венце, в одеждах, обагренных Его кровью! А ты идешь в царской короне, украшенной драгоценностями». Тогда император Ираклий облекся в рубище, снял обувь и босыми ногами уже беспрепятственно вошел в Иерусалимский храм, неся Честной Крест.
Однако через десять лет Иерусалим сдался арабам, а Крест разделили на части и вывезли. Впрочем, одну из частей спустя некоторое время вернули в Иерусалим, где она хранилась до эпохи Крестовых походов. Ее окончательно потеряли в 1187 году в битве при Хаттине: тогда, после разгрома рыцарского войска, Честной Животворящий Крест видимо, захватили мусульмане.
Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году во время разграбления столицы Византии крестоносцами. Но благодаря крестам-мощевикам, которые были у многих византийских императоров, частицы Животворящего Креста, оказались в самых разных странах.
На Русь эта христианская святыня впервые попала в кресте Евфросинии Полоцкой в XII веке. Частица Животворящего Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а с XVII до начала XX века был одной из главных святынь Благовещенского собора Московского Кремля.
Одно время стало казаться, что частиц Животворящего Креста стало в мире как-то подозрительно много. В XVI веке реформатор Жан Кальвин в пылу полемики с католиками утверждал, что «из многочисленных частей Креста можно было бы построить корабль». Однако специальное исследование этих христианских святынь, проведенное в конце XIX века, показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Животворящего Креста составляет всего около 1,7 килограмма.