Русская линия
Святая гораИеромонах Лука 16.03.2012 

«Тому, кто начнет с изменения себя, будeт под силу изменить целый мир».
Корреспондент agionoros.ru побеседовал с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).

Геронда, что такое простота Монастырь Филофейи зачем нужна эта добродетель?

Из «Деяний Святых Апостол» мы знаем, что поведение и жизнь первых христиан отличались простотой.

Простота — это, когда всё земное отходит на второй план и остается лишь связь человека с Богом. Если это было возможно для христиан в миру, то в куда большей степени должно быть актуально для тех, кто оставил мир для того чтобы устремиться к совершенству и засвидетельствовать то, что было не под силу исполнить, оставаясь в рамках общества.

Истоки, корни монашества — в Новом Завете. Простота для монаха заключается в следующем: иметь перед собой образ Господа, о котором ему должен напоминать игумен обители, и пытаться подрожать Христу, беря за образец поведение своего старца. Поэтому он и называется игумен («идущий впереди» «возглавляющий» от греческого ηγούμαι - руководить, возглавлять), что должен быть впереди в доброделании. А братия должна следовать за ним, подражая его примеру.

Когда есть настоящий пример, слова не нужны. Они просто излишни.

А если такого примера нет?

…Тогда возникают сложности. Монаху сложно понять, что от него требуется, в его душе происходит путаница и возникает смущение. Воспитание на примере выводит монаха из поврежденного (непростого) состояния. Если он не забывает о своем предназначении, о причине по которой покинул мир, он, вне всякого сомнения, должен отказаться от всего того, что усложняет его жизнь, делает ее сложносоставной. Человек, позволяя чему-то влиять на себя, становиться мелочным, распыляется и в результате теряет свою связь со Христом, который призывает его к себе и соединяется с ним как с целым, как с нераспавшейся личностью. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь"[1].

Отец Лука, что вы думаете о ежегодном отпуске монахов, установленном в некоторых современных обителях. Могут ли монахи посещать родственников?

Монах, уходя из мира, не просто покидает его физически. Он призван изменить свою жизнь. По мере того, как он будет меняться сам, инок сможет оказывать положительное влияние и на мир. Следовательно, и своих родственников он оставляет не для того, чтобы они могли влиять на него, но для того, чтобы самому влиять на них. При этом, не меняя ни своего местоположения, ни образа жизни. В противном случае он будет все время возрождать своего «ветхого человека». Ведь мир мы оставляем для того, чтобы оказаться от него на безопасном расстоянии.

А если монах в своем подвижническом делании устанет -успокоение и утешение ему даст Господь. Если же он хочет найти покоя у мира в подобном расслаблении и «отдыхе» растеряет все духовные богатства, которые им были собраны. Таким образом во время отпуска на деле отдыхает не сам монах, а его «ветхий человек», отвоевывающий свои утраченные позиции. Все чего удалось достичь за 11 месяцев, монах теряет на двенадцатом.

Как возможно спасение в условиях отхода от Предания? Когда отсутствует добрый пример игумена, а обстановка в монастыре далека от идеала?

Господь сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви"[2]. Это святые апостолы, а также их преемники — Святые отцы и подвижники вплоть до нашего времени. Каждую ветвь, привитую к лозе, Господь подрезает, чтобы она принесла больший плод. Что происходит при обрезке виноградных лоз? Они «плачут», то есть из них течет сок. Так и у человека. Из него уходит все излишнее, второстепенное — тот активный, устремленный к земной жизни, эгоистичный мирской дух, который у него есть. А остается дух очищенный, чистый, способный принести виноград, а затем и вино. Если виноградную лозу не обрезать, она разрастётся, внешне будет пышным и впечатляющим, но при этом совершенно бесплодным и бесполезным растением. Поэтому Господь от каждого человека отсекает его страсти, недостатки, слабости, чтобы он мог принимать Благодать Духа Святого и приносить плод, достойный тех возможностей и задатков, которые у него есть. Для того, чтобы данные Богом дары проявились и реализовались сначала должен быть побежден «ветхий человек», а для этого следует сознательно и добровольно дать согласие, чтобы Господь отсек от нас лишние, все то, что мешает нашему спасению. В противном случае, если мы этого не захотим, и вместо плода принесём лишь ветви с листьями — с нами будет по слову Спасителя: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают"[3]. Когда Господь говорит «пребудет во мне», он подчеркивает, что хочет, чтобы мы не теряли с Ним живую связь, отчуждаясь от Него. Как виноград и плодовые деревья нуждаются в прививке, так и мы должны соединиться со Христом, привиться к лозе Вечной Жизни. Следует не давать выход своему «я», без Бога занимаясь самопознанием и самореализацией, а собраться, прийти в себя и с помощью Божией постараться изменить свою жизнь. Попытаться быть возможно более честным и последовательным в отношениях с Богом и людьми. Путем ежедневной борьбы со своим «ветхим человеком», приспосабливающим нас к «князю мира сего», надо суметь открыть в себе человека нового — созданного по образу и подобию Божию.

Пока человек посвeщает себя внешнему, тратит себя на то, чтобы адаптироваться к мирскому образу жизни и идеалам (об этом сказано апостолом «несообразуйтесь с веком сим»)[4], пытается наладить хорошие отношения одновременно и с Богом и с миром — он будет давать пышную листву и густые ветви, в которых, однако, не будет сока Божественной Благодати и плода они не принесут.

Некоторые монахи во время путешествия снимают рясу. Что скажете по этому поводу?

Однажды один афинский архимандрит отвечая на этот вопрос сказал «лишённый рясы — значит лишённый и спасения» (в греч. игра близких по звучанию слов αράσοτος (дословно «безрясный») и άσωτος (неспасенный).

Духовный отец сказал мне, что в своей духовной брани я должен последовательно пройти через три ступени: очищение, освящение и обожение. У меня следующий вопрос: как я пойму на какой стадии нахожусь? И когда пойму это, как смогу начать двигаться на следующую ступень?

Очищение — можно сравнить с ночью, когда всё небо наполнено звёздами. Туман, облака уходят и у нас появляется возможность видеть, идти вперёд. Вторая ступень — полнолуние. Третья наступает, когда восходит солнце.

Звёзды — это те, кто очистился с помощью Божественной благодати и теперь мерцают на небе. Они взяли свет от Света Христова. Полная луна (хотя это сравнение и не в полной мере отражает Её величие) — Пресвятая Богородица. Пречистая Дева тоже была человеком, но разве можно сравнить луну и звёзды? Богородица — Матерь Света. Она была небом, из которого возсияло Солнце Правды. Первая Ева низвела нас из состояния просвещения во тьму страстей. После грехопадения, Бог сказал Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб"[5] «в болезни будешь рождать детей"[6]. А змию открыл, что однажды потомок Евы — той, которую он сейчас обманул, поразит его в голову, а он всего лишь ужалит его в пяту[7]. То есть сможет затронуть лишь человеческую природу Христа. Вдумайтесь в эти слова! Еще в Раю прежде чем люди были оттуда изгнаны, открывается Имя Пресвятой Богородицы. И множество веков люди ждали исполнения этих слов. Прошло семьдесят семь поколений. Наконец, появилась Матерь Света, из которой произошло Солнце Правды.

Итак, как мы видим при свете звёзд, луне, солнце? Чувствуете разницу? Так и качественное изменение человека можно почувствовать. Эти состояния очевидны и не нуждаются в дополнительных объяснениях.

Как подвизаться в условиях современного мира? Вокруг столько искушений и соблазнов, всё вокруг погружено в грех. Нет идеалов.

Так было всегда. Все мы находимся в пропорциональной зависимости от эпохи в которой живём. Раньше немного более благовидным было зло. Но и у добра не было столько возможностей как сейчас.

Когда я был студентом и жил в городе Салоники, в книжных магазинах нельзя было купить творений Святых отцов. А сейчас духовной литературы предостаточно.

Ведь кто такие Святые отцы? Это те, кто восприняли Евангелие, пропустили его через себя, преобразились и стали «живыми Евангелиями». Они говорят нам о том, что пережили и прочувствовали сами. Как Господь сказал: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном"[8]. Всё остальное это теории, изобретенные человеческим рассудком и практически нереализуемые.

Сейчас творения Святых отцов, то есть живое Евангелие, можно найти повсюду. На дисках, видео, в книгах. Где хотите.

Когда-то этого даже невозможно было себе представить. Если эти книги и были изданы, то их невозможно было достать и приобрести. Сейчас это делается элементарно.

Что нам делать сегодня? Как не погубить свою душу?

Мы не должны смотреть в сторону зла. Чем больше мы на него обращаем внимания, тем больше оно на нас влияет, тем больше нас обезоруживает и подчиняет себе.

Зачем нам смотреть в сторону творящегося зла? Подобное внимание означает, что нас с ним что-то связывает. В этом заключается наша ошибка. Чем больше смотрим в сторону греха, тем глубже грязь проникает в наши души. Если мы хотим хоть одним глазком взглянуть на творящуюся в мире неправду, это означает ничто иное, как-то, что у нас есть со злом какие-то связи и взаимные отношения.

В какой степени оправдано участие в политике, демонстрациях, общественных движениях?

Господь призывает нас изменить себя. Если все мы постарались бы стать хоть немного лучше, всё человечество было бы в полном порядке. А сейчас происходит следующее: некоторые ищут способы сделать лучше других, а самим остаться такими же как они есть сейчас. Это политические деятели.

Можем ли мы изменить судьбу своей Страны?

Одну вещь мы призваны, можем и должны изменить. Самого себя. Тому, кто начнёт с этого всё будет под силу. Меняя себя, человек явит и реализует те таланты, которые ему даны Богом. Он и другим поможет изменить себя и победить зло.

Беседа состоялась летом 2011 года.

[1] Матф.: 22, 37−38.

[2] Иоанн.: 15, 5.

[3] Иоанн.: 15, 6.

[4] Рим.: 12,2.

[5] Книга Бытия.: 3, 19.

[6] Книга Бытия.: 3, 16.

[7] Книга Бытия.: 3, 15.

[8] Матф.: 5, 19.

http://www.agionoros.ru/docs/207.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru