Православие.Ru | Митрополит Тихон (Шевкунов) | 07.06.2000 |
Комментарий «Православия 2000»
ПРИГЛАШЕНИЕ, О КОТОРОМ ТАК ДОЛГО И УПОРНО ТВЕРДИЛИ ВСЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕ СОСТОЯЛОСЬ
5 июня 2000 года в Ватикане состоялась встреча Президента России В. В. Путина и Римского Папы Иоанна-Павла II. Этой встрече предшествовала беспрецедентная кампания в ведущих российских СМИ, в первую очередь телевизионных, в ходе которой настойчиво утверждалось, что вопрос о приглашении Путиным Римского Папы в Москву окончательно решен. Целью этой необычайно агрессивной кампании было убедить общественность и, по-видимому, самого Президента, что приезд Папы в Москву — это единственно правильное и давно назревшее решение, препятствием которому служит лишь упрямое нежелание Патриарха видеть в Москве Римского Понтифика.
Вечером 5 июня, после окончания встречи, в официальных сообщениях о приглашении ничего сказано не было, а на следующее утро в информационных выпусках дикторы растерянно констатировали, что вопрос о приезде Папы в столицу России даже не поднимался. В ходе часовой беседы в библиотеке Ватикана В. В. Путин рассказал своему высокому собеседнику о Москве и даже подарил роскошный альбом с фотографиями столь вожделенного для Папы Кремля, куда нога Иоанна-Павла II, судя по всему, уже не ступит. Так же, как не случилось этого с его предшественниками.
Известно, что Папа очень ждал этого приглашения. Приезд в Москву стал заветной мечтой престарелого Понтифика, и надо сказать, что эту мечту он ни от кого не скрывал.
Вся история Российского государства — начиная с крестового похода ливонских рыцарей в 1242 году и вплоть до ХХ века, когда Ватикан и большевизм, а потом Ватикан и гитлеровский фашизм выступили как союзники, — наполнена непрекращающимися попытками Католической Церкви подчинить себе непокорную православную Россию (подробнее об этом вы можете прочесть в опубликованных ниже аналитических заметках). Покорение России стало настоящей «идеей фикс» для Римского Престола. Особенно ярко это проявилось в период последнего понтификата. Во второй половине ХХ века мысль о сближении Православной Церкви и Рима находила сочувствие даже среди части русского духовенства. Но постепенно даже либеральные и вполне экуменически настроенные церковные деятели стали понимать истинные цели Ватикана. Вот что писал в 1998 году далеко не консервативный иерарх, всю жизнь проживший на Западе, митрополит Антоний (Блюм): «Пора нам осознать то, что Рим думает только о „поглощении“ Православия. Богословские встречи и „сближения“ на текстах никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь».
Если для Ватикана приезд Папы в Москву — это исполнение многовековой мечты, то для России он означал бы падение еще одного из последних бастионов — все еще остающейся духовной независимости Российского государства — и новый этап развала страны. Именно поэтому многие не только на Западе, но и в Москве ждали этого визита и делали все, чтобы он состоялся.
То, что Путин не пригласил Папу в Москву, можно оценить как Поступок с большой буквы.
Благожелательность Папы — непременный пропуск для вступающего на большую шахматную доску мировой политики, пропуск в сферы, где о тебе из Рима подтверждается: «Это — наш, с ним можно иметь дело». Другой вопрос — кем новичок будет в этих «сферах»: лихим ковбоем или дойной коровой. Последние пятнадцать лет за честь пребывания нашего лидера в «великолепной восьмерке» мы расплачивались статусом буренки-рекордсменки, которую усердно выдаивают джентльмены в смокингах, под благосклонным взглядом Римского старца. Но эта идиллия, по всей видимости, закончилась.
Путин пренебрег благожелательностью Папы, и это, конечно же, не останется ни для кого незамеченным. Для Запада это знак, что времена «приятного во всех отношениях» Михаила Сергеевича и всеобщего «друга Бориса» прошли. Для России — то, что отныне новый глава государства не только глубоко понимает исторические интересы своей страны, но и ставит их выше личных сиюминутных выгод. Кроме того, Президент показал, и уже не в первый раз, что, отстаивая свое решение, он может справиться как с давлением всемогущей «четвертой власти», так и с интригами своего разнородного окружения.
Но поступок Путина вдвойне мужественный, если сравнить его с тем, как вели себя в подобных ситуациях предшественники нынешнего Президента. Они, мудрые, не хотели портить отношения ни с Папой, ни с мировой элитой, ни с Патриархом, ни с собственным православным народом. И Горбачев, и Ельцин делали Папе официальное приглашение, а потом валили все на Патриарха: он-де категорически против визита, он-де вспоминает и ливонцев, и унию, и нынешний кровавый погром православных на Украине, понимаешь!.. Точно так же мог бы поступить и Путин. Но поступил он не хитро, а благородно, вызвав огонь критики на себя, защитив от нее Патриарха. И это благородство, конечно же, в ближайшее же время не преминут осмеять многие журналисты, но его с благодарностью оценит православная Россия.