Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургИеродиакон Лаврентий (Полешкевич) 13.03.2012 

Христианин должен быть образованным человеком
Беседа с заместителем декана факультета церковного служения Российского Православного университета кандидатом богословия иеродиаконом Лаврентием (Полешкевичем) в эфире телеканала «Союз».

У нас в гостях заместитель декана факультета церковного служения Российского Православного университета кандидат богословия иеродиакон Лаврентий (Полешкевич). Мы поговорим об образовании. Частенько приходится слышать: «Ну ты же образованный человек, как ты можешь верить в Бога?», хотя, если вспомнить историю Руси, в частности, образование люди могли получить как раз в храмах и монастырях…

Корни — в богословии

- Первоначально образование в Древней Руси начиналось именно с храмов и монастырей. Первые книги, которые видели дети из верующих семей, — Псалтирь, Апостол, Часослов; именно по ним в старину учили грамоте. Позднее знаменитые греки, братья Лихуды, Иоанникий и Софроний, приносят на Русь формы высшего греческого образования. В Москве создается славяно-греко-латинская академия (первоначально она была основана в Богоявленском монастыре, затем перенесена в Ново-Спасский) — именно она стала как бы прародительницей и Московского государственного университета, и Московской Духовной академии, и высшего образования в России вообще.

То есть история дает нам ряд уроков: в основе образования должно лежать именно духовное, которое начинается с богослужения, чтения в храме. И только потом — образование, которое строится на богословских дисциплинах, на монашестве, и уже из него вытекает образование светское.

На Западе самые древние университеты были основаны Католической Церковью в XIII веке, и ключевой дисциплиной там было богословие — любая наука уходит своими корнями именно в богословие.

 — А в наше время высшее образование не становится ли шагом к безверию?

- Высшее образование не может быть шагом к безверию.

Сейчас известно огромное количество верующих ученых; образование открывает человеку новые горизонты: например, человек заканчивает среднюю школу — перед ним открывается один перечень возможностей, заканчивает вуз — перед ним открывается еще больший спектр возможностей. От самого человека зависит, как он распорядится ими. Это как нож — человек может с помощью ножа приготовить пищу для себя и своих близких, а может с помощью ножа и убить этих близких. В первом случае он принесет пользу и себе, и обществу, во втором — тем же самым инструментом навредит и окружающим, и самому себе.

Высшего образования нельзя бояться, нужно просто быть готовым правильно распорядиться новыми открывающимися перед человеком возможностями.

 — К чему могут привести человека неграмотность и невежество в духовной сфере?

- Можно вспомнить исторический пример, когда в Византийской империи появился император Юлиан Отступник, который решил вернуть язычество. Он запрещал христианам поступать в университеты и изучать светские науки, оправдывая это тем, что якобы христианам достаточно того, что они получают образование в своих церквах — слушают Евангелия и послания апостолов. Но целью Юлиана Отступника было изолировать христиан от образованного общества, сделать их изгоями. Ведь когда человек не владеет информацией, знаниями, опытом общения с людьми и теми науками, которыми владеют окружающие люди, он становится оторванным от общества. Эта оторванность опасна и потому, что христианин не может донести слово Евангелия до окружающих его людей.

В святоотеческих трудах святителей и Иоанна Златоуста, и Василия Великого, в «Письмах против Юлиана» мы видим очень серьезную доказательную базу, что христиане должны приобщаться к науке. Очень важен опыт древних огласительных училищ — Александрийского богословского училища, Антиохийского богословского огласительного училища. Там образовательный процесс строился поэтапно: первоначально человек получал образование в светских науках, а высшей ступенью было богословие. Недаром в Средневековье возникло выражение «философия — служанка богословия». Но это не унижение философии, а возвышение ее — от прикладной науки к науке, которая способна помочь в богословских рассуждениях, дать какой-то понятийный аппарат. Поэтому святые отцы настаивали, что христианин должен быть образованным человеком.

Вседозволенность разрушает душу

— Сейчас молодые люди стараются получать высшее образование, достаточно велико сообщество православной молодежи — почему же остается проблема безнравственности?

- Здесь речь идет о системе ценностей. Светское общество, которое мы можем назвать обществом потребления, выстраивает свою систему ценностей для молодого человека. И вроде бы она с нравственной точки зрения приемлема, но устроители ее не видят очевидных побочных явлений. Представим себе, что думает обычный молодой человек, заканчивающий школу, особо не интересующийся религиозными вопросами, который уже привык жить одним днем: «Получу высшее образование, устроюсь на хорошую работу и буду получать хорошие деньги. Это даст возможность жить комфортно, завести семью или иметь любое хобби, путешествовать по всеми миру, и я буду счастлив — больше мне ничего не надо».

Этой ложной установке молодежь начинает поддаваться, ведь когда человек погружается в стихию светского мира и вседозволенности, то теряет чувство меры. Когда человек не ощущает присутствия Бога в своей жизни, он теряет здравый смысл. Появляются деньги — появляется желание достигнуть новых ощущений через алкоголь, наркотики, какие-то другие страсти. И человек от якобы нравственной установки, мол, «я иду к счастью», на самом деле скатывается вниз.

Даже если он заканчивает вуз, получает хорошую работу, становится преуспевающим человеком — это не гарантия, что он останется нравственным человеком. Это может привести его к внутренней безнравственности, которая уничтожит и всю окружающую жизнь — он лишится того, к чему стремился. Молодежь увлекается фетишами, не понимая последствий. И фактически каждый человек на своем опыте убеждается, что эти принципы, по которым человек работает якобы ради своего счастья, ложны. И даже добиваясь очень высоких вершин в жизни, человек внутренне остается духовно опустошенным. Есть такая тенденция в западных странах — люди, пресытившись жизнью, заканчивают самоубийством. То есть они свою жизнь обесценили, бросили вызов Богу, и тот дар Божий, который имели, просто уничтожили.

Правильную систему ценностей нужно выстраивать в соработничестве: с одной стороны — вера, с другой — знания. Человек должен гармонично сочетать в себе и веру, и знания, и те способности, которые ему дал Бог.

 — Насколько сейчас среди молодежи актуальна вседозволенность?

- Она актуальна. Мы это видим даже из рекламных слоганов, не говоря уж о телепередачах. Даже проходя по улице, мы видим рекламные щиты с такими надписями: «Бери от жизни все!». Например, рекламируется какой-то продукт и говорится: «вы этого достойны». Ну почему так низко нужно опускать достоинства человека — до какого-то куска мыла или вещи? Человек достоин большего, а не этого. И что значит — «бери от жизни все»? Человек остается человеком и достигает подлинного счастья только тогда, когда отдает жизни все, когда себя посвящает другим людям, и тогда этот дар в нем преумножается. Вспомните Евангельскую притчу о талантах, когда вознаграждается носитель того таланта, который принес прибыль, а не тот, кто закопал свой талант в землю с ропотом на господина, давшего ему этот талант.

Так и здесь. Конечно, это актуально, потому что призыв соблазнительный, а молодой человек по своему неразумию думает, что необходимо прожить жизнь, используя себя по максимуму, но не духовно совершенствуясь, а духовно опустошаясь через развлечения, праздность, удовлетворение страстей своего тела. И человек выматывает, опустошает се-бя. Принцип вседозволенности поражает все направления.

Но, несмотря на актуальность этого принципа, множество молодых людей внутренне отрекаются от этого, понимая, что человек — нечто большее, чем короткая связь, дискотеки, выпивки, курение и наркотиков. Человек — это образ Божий. И есть такие положительные тенденции в обществе, что, несмотря на растлевающую рекламу, молодежь выбирает духовный путь развития. Я не говорю, что это массовое движение, пускай 10−12%, но то, что есть оппозиция нравственному разложению среди молодых людей, это уже хорошо. Число молодых людей, которые противостоят неправильному образу жизни и неверию, растет, и этому мы можем только радоваться.

— Современное общество называют обществом потребителей. Создают ли высшие учебные заведения потребителей?

- Потребители возникают не только в высших учебных заведениях. Идеология потребления преподносится как одна из форм социального развития. Но эту форму может принять или не принять любой человек, вне зависимости от социального статуса или уровня образования. Вузы дают людям очень серьезные возможности, и эти возможности, что логичнее всего, выпускники должны направить на служение Отечеству, своим ближним. Но в их власти направить эти возможности и во вред обществу. Навыки, которые они получили, они могут направить не для развития общества, а, например, для убийства других людей или чтобы искалечить их психику, создав определенного рода структуры, организации, общества, в том числе тоталитарные секты. Так что все зависит от того, как человек данными ему возможностями распорядится.

Главное — увидеть десницу Промысла Божия

— Многие молодые люди только в вузе узнают что-то о Боге, о Православии; может ли молодой человек в этом возрасте прийти к Богу?

- Человек может прийти к Богу в любом возрасте, потому что Господь постоянно его призывает, главное — увидеть десницу Промысла Божия.

Я уверен, что многие молодые люди, поступая в вузы, испытывают некоторые духовные борения. Студенчество открыто для духовных поисков, есть возможность соприкоснуться с наукой, познакомиться с опытом великих ученых, пообщаться с верующими представителями современной науки. И у молодых людей появляется очень серьезная возможность задуматься над своим духовным миром. И слава Богу, что на площадках современных вузов у молодежи есть возможность определиться в вере и укрепиться в ней.

Верующему человеку жить труднее, чем неверующему. Когда он приходит к вере, он испытывает какой-то духовный экзамен, в нем происходит переосмысление современности, поступков, мыслей и действий — своих и окружающих. И когда человек укрепляется в вере, он встает на очень серьезный духовный путь, которого неверующий человек не видит. Он даже не понимает, что бывают моменты в жизни каждого верующего человека, когда Господь испытывает его веру: не является ли она слепой? Испытывает через различные обстоятельства, через скорби, через какие-то нестроения. И мы можем видеть огромное количество евангельских примеров, когда человек, проходя эти нестроения, становится истинным христианином. Это показатель для каждого из нас: если в человеке есть внутренний духовный стержень, то любые жизненные нестроения, скорби и страдания он перенесет. Это урок — мы должны внимательно относиться к своему духовному миру, наша система ценностей должна быть основана на вере, все таланты, которые мы получили от Бога, мы должны направить на служение обществу и Богу.

Преимущество высшего образования еще и в том, что оно дает человеку возможность рассуждать. Развитие человеческого разума, конечно же, приближает его к Богу. Разум — дар Божий, он может привести человека к Богу, но может и отвести человека от Бога.

На мой взгляд, перспектива высшего образования в России — симфония духовного и светского образования. Потому что светское образование только тогда не вырождается, когда оно сочетается с духовным.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52331


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru