Что такое «Матрица»? Главный образ на котором построен новый голливудский шедевр заставляет задавать философские вопросы. Ведь фильм-то философский. И даже богословский. Представьте себе гигантский кинотеатр, оборудованный по последнему слову техники — отличный звук, картинка создающая иллюзию присутствия. Замурованные в свои кресла, погрузившись в виртуальную жизнь на экране, сидят несчастные зрители. Их собственная (реальная) жизнь почти ничтожна — к тому же она начинает восприниматься в образах, видимых на экране: так девушка, сидящая рядом, как-то связывается с героиней фильма, сам ты почти ощущаешь себя суперменом, уже готовым сказать себе «я — избранный, бог — я». Так возникает деление на два мира — мир «реальный» и мир «иллюзий», причем неизвестно, какой же из них более настоящий, более подлинный. По крайней мере, энергичные фигуры движущиеся на экране живут заведомо более полной жизнью, чем вялые зрители прикованные к своим местам. Создатели фильма «Матрица» доводят это распорядок до конца. И в этом смысле именно в «Матрице» кинематограф наконец-то достигает вершины своего самопознания. Расклад такой: весь мир погружен в виртуальную реальность. Народу кажется, что он живет полной жизнью в конце ХХ-ого века, на самом деле все не так. На самом деле на дворе XXII век и миром управляют захватившие власть машины — они посадили людей в пробирки и показывают им грандиозное кино — создают тотальную иллюзию. Мир, в котором, как им кажется, люди живут, на самом деле вообще не существует. Жизнь лишь компьютерная симуляция. Сюжет фильма — повествование о неких посвященных «Посланцах Зиона» (!), которых вырвали из пробирок, в результате чего они познали иллюзию, и теперь борются против Системы. В фильме показан решающий момент этой борьбы — история инициации и деяний «избранного» Нео (в начале фильма — банального компьютерщика господина Андерсона), который предречен некоей Пифией, чтобы стать Спасителем человечества от тиранической власти машин, создавших компьютерную иллюзию. Вообще сюжет фильма чисто гностический (или если угодно оккультный). «Матрицу» можно рассматривать как почти классический киноучебник, открывающий простому народу разного рода масонские премудрости. Причем замечательно, что здесь нет никакой дешевизны! Фильм открывает только то, что составляет самое ядро гностико-масонского учения, по крайней мере доступного для непосвященных: гностическую космологию (учение о мире), сотериологию (учение о спасении и «Спасителе») и учение о инициации (путь «посвященного»). Начнем с космологии. В фильме сообщается, что мир, в котором людям кажется, что они живут, на самом деле создан ужасной бездушной машиной — «Матрицей». Разумеется, всякому кто интересовался историей мистических учений ясно, что это всего лишь вариант популярной как в древних гностических сектах, так и в тайных обществах Нового времени идеи о том что мир на самом деле создан бездуховным (и поэтому злым) существом — Демиургом, который сам был порожден на поздних этапах эволюции «высших эонов» в результате печального недосмотра. Понятно, что этот миф является радикально не христианским и вообще противоречащим любой позитивной духовной традиции, для которой Создатель нашего мира — все-таки благой Бог. Учение о «Спасителе» и «спасении», изложенное в фильме воскрешает ересь древних докетов, которые учили о призрачности и иллюзорности Тела Христа-Спасителя жившего среди людей и распятого. Докетизм — условность тела и телесности — в фильме идет даже дальше древней ереси — иллюзорным здесь является не только тело «спасителя» — Нео, но и вообще всех людей. Наиболее интересны, правда, не эти идеологические мотивы, а более практическая часть — рассказ о жизненном пути героя-избавителя. Этот рассказ выдержан в соответствии с классической схемой: инициация (пробуждение) героя — его обучение — испытание — смерть — второе рождение («воскресение») и самообожествление «избранного». Все диалоги сцены и ритуалы на каждом этапе при этом выдержаны со строгим педантизмом. Они насыщенны многообразными скрытыми цитатами из разных популярных в эзотерических кругах сочинений от «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха — вплоть до новейших сочинений оккультного толка. Разберем по порядку. В начале фильма простой компьютерщик господин Андерсон проходит обряд инициации, который осуществляется посвященными — с эзотерическими именами Морфиус и Тринити (то есть Троица). Обряд осуществляется весьма грамотно, в несколько этапов, со встречами сначала на не сакральной (дискотека), а потом и сакральной территории. В результате инициации Андерсон также получает эзотерическое имя Нео и приобщается к тайному обществу «Детей Зиона» (то есть конечно Сиона), плавающих на корабле «Новохудоносор». Неофит узнает, что мир обычных людей (профанов) — всего лишь иллюзия, внушенная «Матрицей», поэтому с ним можно и обращаться по-свойски. В частности, можно безболезнено (и для их же блага, разумеется) уничтожать профанов, ставших «друзьями системы». Замечательно, при этом, что весь антураж героев, борцов с Системой в фильме, удивительным образом напоминает зрелую эстетику Третего Рейха с его суперменством и самоизбранничеством. А прекрасные форменные черные кожанные плащи героев для российского зрителя не могут не ассоциироваться с чем-либо иным, как с одеяниями незабвенного Штирлица и его друга Мюллера. В то же время агент «Матрицы» Смит выступает в обличье «тупоголового янки». Как мы это понимаем! Дальше Нео проходит процедуру магического обучения при помощи волшебных компьютеров (между прочим, изучает ритуалы восточных единоборств). Затем он проходит и ритуальное испытание, связанное с рядом подвигов — поединков с агентами Системы — а также, что более существенно, выбором между жизнью и смертью и спасением «Учителя» — Морфиуса. После того как Нео успешно прошел все испытания и убедил всех, что он и есть «Избранный», случается самое главное — смерть, воскрешение и самообожествление героя. В результате которого он говорит себе «Я — избранный» и становится «как бог». Именно это и есть конечная цель всего. Убедить себя в собственном величии и посредством этого получить магическую власть над миром — это и есть цель духовного процесса, показанного в фильме. Вообще вся мистика «Матрицы» подчеркнуто анти-христианская. Дело не только в том, что Нео выводится как второй (после Христа) «Спаситель» пришедший к тому же «во имя свое» — то есть в христианской традиции как анти-христ. Дело и не только в подчеркнутом использовании либо только до-христианской (ветхозаветной), либо пост-христианской (оккультной) символики. Это все можно списать на творческую самобытность авторов картины. Важнее то, что духовный путь, предписанный в фильме — путь гордости, бунта и самообожествления — радикально противостоит христианскому пути смирения и обожения свыше. В то же время иллюзорная докетическая двоиственность реальности и иллюзии, стоящей по ту сторону добра и зла имеет свою логику. Поэтому я рискну порекомендовать создателям фильма сюжет для «Матрицы-2». Разумеется, его основная идея должна содержаться в строгой тайне, иначе ничего не получится. Идея же эта вот какая. На картину выделяется скромный бюджет, равный примерно бюджету небольшой российской губернии, пишется сценарий, фильм снимается, но его содержание держится в секрете. Затем устрояется грандиозная мировая премьера. На первый показ собираются ведущие кинозвезды, режиссеры, критики, политические деятели и топ-модели. Показ начинается. Высокая публика бьется в восторге. Напряжение нарастает и вот..В тот момент когда развитие действа достигает высшей точки, начинается перфоманс. Появляются до зубов вооруженные и тшательно одетые герои и методически расстреливают экран и всю видео и звуковую аппаратуру. Публика бьется в экстазе и в этот момент на сцену выходит герой по имени ЛЮЦИУС и сообщает людям новую весть: «Радуйтесь! Вы свободны. Мы освободили вас от иллюзии. Теперь начинается настоящая жизнь. Добро пожаловать в пустыню реальности». И в этот момент стены кинотеатра обрушиваются… sap@ihst.ru