Русская линия
Православная КамчаткаПротоиерей Василий Гончар09.03.2012 

Возрождение военного духовенства

По данным социологических опросов, более 70% Иерей Олег Афанасьеввоеннослужащих армии и флота называют себя верующими. Из них около 80% исповедают Православие, около 13% — ислам, около 3% относят себя к буддистам, 4% — к адептам иных религий. Наш корреспондент побеседовал с настоятелем храма блгв. Александра Невского, с руководителем отдела по работе с военнослужащими протоиереем Василием Гончаром.

 — Уважаемый отец Василий, традиция опекать воинство Российское, воспитывать любовь к Отечеству, поднимать воинский дух всегда была одной из серьёзных забот Русской Православной Церкви. Сегодня рассматривается вопрос о введении в войсковые части военных священников в качестве помощников командира по работе с верующими военнослужащими. Чем это вызвано?

- Реализации программы по возрождению института военного духовенства в России началась в 1994 году. Всего согласно программе по возрождению института военного духовенства, упраздненного в 1918 году, в армии появятся 240 штатных должностей священнослужителей.

 — Недавно Вы побывали в Синодальном отделе Патриархии по работе с военнослужащими. Как намечается реализовывать программу по возрождению духовенства?

- На мой взгляд, сегодня есть определенные сложности для решения этой задачи, существует такой момент, который следует пережить. С одной стороны, церкви как бы дали возможность работать в войсках, а с другой стороны, созданы такие препятствия, которые не позволяют военному священнику быть в воинском коллективе. Например, чтобы назначить священника в часть, он должен пройти пять ступеней отбора: от командира и епископа до Патриархии и Министра обороны. Безусловно, с такими длительными проверками кандидатур священников с момента его отбора до момента назначения Министром обороны на должность может пройти много времени. Вот уже прошёл год, как ввели эти должности, но из 240, утверждено около 20.

— В принятом в Минобороны Положении по организации работы с верующими военнослужащими в числе обязанностей священнослужителя значатся воспитательные функции: укрепление дисциплины, профилактика правонарушений. Разве священник должен выполнять такие функции?

- Это ещё одно из серьёзных несовпадений и противоречий между Военным ведомством и Церковью. Священник в части не должен быть воспитателем, священник всегда несёт духовную составляющую. В войсковых частях, действительно, все работают на выполнение единой задачи, при этом командир остаётся командиром, воспитатель — воспитателем, а священник должен быть священником, и смешивать эти понятия просто непозволительно. Сегодня у назначенного на должность священника статус в войсках не определен, функциональные обязанности не прописаны, и неведомо теперь, что лучше священнику: или просто приходить в часть, на корабль и служить во славу Божию, как это было раньше, или служить в порядке назначения.

 — Какие предложения Вы как руководитель отдела епархии по работе с военными привезли в Синодальный отдел?

- Это предложения, которые относятся к функциональным обязанностям священника в войсках. И каково было моё удивление, что кроме нашей епархии таких предложений по работе с вооруженными силами никто не представил. Труды нашей епархии по разработке обязанностей священника в войсках были не напрасными и взяты Синодальным отделом во внимание при разработке таких обязанностей.

-Епархия уже много лет сотрудничает со всеми видами войск, которые дислоцируются на Камчатке. Какие отношения складываются с нашим местным командованием?

- Камчатка — особый регион России, и возможно, что здесь военнослужащих больше, чем самих жителей. Здесь большое количество войсковых объединений — это группировка Войск и Сил на Северо-Востоке России, Эскадра атомных подводных лодок, Северо-западное управление пограничных войск, сотни других частей. Кроме того, наша епархия окормляет работников Полиции, МЧС и других силовых структур. Конечно, нами за это время накоплен большой опыт работы. Наше командование заинтересовано в духовном окормлении военнослужащих, все понимают необходимость этой работы, поэтому не возникает никаких проблем. Проблемы возникают с нашей стороны: нет священников, которые могли бы постоянно и целенаправленно работать в частях. Недавно владыка Артемий определил благочиние воинских гарнизонных храмов. Это храмы блгв. кн. Александра Невского, ап. Андрея Первозванного в Рыбачем, преп. Серафима Саровского в Вилючинске и в строящийся храм в военном гарнизоне Ключи. Гарнизон космических войск в Вулканном. В городе я один. Безусловно, я бываю в частях, и на кораблях, но это — эпизоды, охватить целенаправленной работой все части у меня и у тех, кто со мной работает, просто не хватает времени. В Рыбачем год назад приступил к обязанностям клирик нашей епархии иерей Олег Артемьев, направленный Синодальным отделом, но еще, правда, не утвержденный Министром обороны. Служит он в составе эскадры атомных подводных лодок, работает в экипажах кораблей. Так что мы ждём от него первого положительного опыта.

Беседовала Нина Доронина

http://pravkamchatka.ru/news/vozrozhdenie-voennogo-duxovenstva-chast-1.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru