4 апреля на 76-м году жизни во Франкфурте-на-Майне скоропостижно скончалась Ирина Иловайская-Альберти, главный редактор русскоязычной газеты «Русская мысль», издаваемой в Париже, и радио «Благовест», постоянный автор и ведущая Христианского церковно-общественного канала. Ирина Иловайская была выдающейся личностью и в полной мере знаковой фигурой. Каждая деталь ее биографии свидетельствует о совершенно исключительной роли, которую она играла в современной России. Почти всю свою жизнь Ирина Иловайская жила и работала за границей вместе с мужем, итальянским дипломатом Эдгардо Джорджи-Альберти. В России она впервые появилась в 1991 году, когда Америка, казалось, победоносно завершила свою невидимую войну против нашей страны. Тогда-то Ирина Иловайская и развернула активную деятельность на открывшемся политическом, интеллектуальном и информационном поле. В частности, основала Христианский церковно-общественный канал, ставший мощным средством католической пропаганды на территории России. Кстати, в свое время Ирина Иловайская была также одним из основателей радио «Свобода». Православная по рождению, вышедшая за католика и крестившая детей в латинской вере, Ирина Иловайская-Альберти считала своей главной задачей распространение католицизма и укрепление авторитета папы Римского. Так, в одной из своих последних статей о поездке Иоанна-Павла II на Святую Землю главный редактор «Русской мысли» на первой странице писала: «Необыкновенное значение этого паломничества для настоящего и будущего уже ясно многим. Мы сочли нужным дать как можно более полную картину этой недели, которая, несомненно, окажет глубокое влияние на пути человечества». Разумеется, ничего подобного не было сказано о встрече множества православных Патриархов на святой Земле в день Рождества 2000 года. Отпевали Ирину Иловайскую в римском соборе Св. Роберта Беллармина по католическому обряду, о чем 7 апреля НТВ показало специальный сюжет. Разные люди выделяли разные приоритеты в политико-религиозной деятельности г-жи Иловайской-Альберти: одни считали основным проамериканскую линию, другие — прокатолическую направленность. Некоторые, как, например, Никита Струве, видели в ней крупного работника американской разведки, иные называли ее правой рукой Папы. Однако, возможно, никакого противоречия здесь не существует. Как писал в той же «Русской мысли» Федор Штаркман, «Америка заинтересована в укреплении и росте в России нерусских религий и философий, в том числе католицизма, который является мощной международной силой» (31.10.96). В данном случае интересы Ватикана и ЦРУ вполне совпадали. Подобную же политику проводила Ирина Иловайская-Альберти и в созданном ее Христианском церковно-общественном канале. Святейший Патриарх Алексий неоднократно на епархиальных собраниях духовенства подвергал резкой критике антицерковную деятельность радиоканала и считал невозможным участие в его работе православных. «Явно прослеживается главная цель, — подчеркивал Патриарх: внедрение в сознание людей недоверия к церковной иерархии, отторжение от нее как можно большего числа людей, то есть разделение нашего верующего народа». Тем не менее, в работе ХЦОКа участвовали несколько православных священников: или находящихся за штатом и в прямой оппозиции Московской Патриархии (игумен Иннокентий Павлов, протоиерей Иоанн Свиридов), или открыто симпатизирующих католичеству (священники Георгий Чистяков, Владимир Лапшин). Бесцеремонная критика действий священноначалия являлась одной из важнейших составляющих работы канала. Так, игумен Иннокентий (Павлов) прокомментировал недавнее заявление Священного Синода следующим образом: «Идиоты из Синода озаботились штрих-кодом». Такая же направленность отличала материалы о религии в газете «Русская мысль», которую, как отметил Патриарх Алексий, в Париже и Москве именуют «Римской мыслью». Теперь, после смерти Ирины Иловайской, наблюдатели предсказывают скорое угасание подконтрольных ей средств массовой информации. Но если выходящий более полувека парижский еженедельник «Русская мысль» наверняка продолжит свое существование, лишь в несколько измененном качестве, то Христианский церковно-общественный канал, потеряв своего главного покровителя, быстро исчезнет. Тем более, что, как стало известно «Православию 2000», решение о его выдворении из стен факультета журналистики МГУ уже принято. Символично, что «российский» период работы г-жи Иловайской совпал с ельцинской эпохой, а с уходом Бориса Николаевича на покой история распрощалась с этой неутомимой труженицей идеологического фронта. Смерть Ирины Иловайской-Альберти, выдающейся фигуры последнего десятилетия, несомненно, кардинально изменит ситуацию в России… Виктор Фомин P. S. Конечно, мы не можем воспринимать переход из Православия в католичество иначе как измену вере. Тем не менее, молимся о милосердии Божием к новопреставленной Ирине. К сожалению, одной из последних ее акций стало активное создание образа врага именно в лице Сретенского монастыря и сайта «Православие 2000». За последний месяц в каждом (!) номере «Русской мысли» (включая и подписанный Ириной Иловайской за несколько часов до смерти) появлялась заметка или статья с тенденциозным изложением публикаций сайта и соответствующим комментарием. К примеру, игумен Иннокентий (Павлов) в номере от 16 марта утверждал, что Сретенский монастырь нагнетает страсти вокруг штрих-кодов и сеет панику. Между тем, в действительности Сретенский монастырь объявил открытую дискуссию по этой проблеме, уже вызвавшей немалые волнения в других странах. Материалами этой дискуссии с изложением разных точек зрения активно пользовалась и «Русская мысль» без всяких ссылок на сайт. К сожалению, пропаганда оказалась для газеты дороже объективности. Редакция сайта «Православие 2000»