Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 09.03.2012 |
В то время, когда избрали Тарасия в патриархи, между христианами было много неразумных людей, которые отвергали почитание святых икон. Тарасий ревновал о почитании икон не только при жизни, но и по смерти. Так, когда Лев Армянин, сделавшись императором, несколько лет спустя после смерти Тарасия, снова вооружился против почитателей святых изображений, то однажды во сне увидел святого Тарасия, который, указывая на него, приказывал убить его одному воину, Михаилу, и тот нанес императору смертельный удар мечом. Встревоженный этим сновидением, Лев посылал в монастырь святого Тарасия разузнать, не скрывается ли там воин Михаил, не подозревая о том, что Тарасий предупреждал его во сне о Михаиле Валиосе, одном из военачальников, который убил Льва в самый день Рождества Христова.
О святителе Тарасии известно, что он вел самую строгую жизнь, несмотря на знатность рода и сана, одевался просто, не дозволял прислуживать себе при одевании и снятии одежды, был столько добр, кроток и смирен сердцем, что сам прислуживал другим, особенно болящим, для которых устраивал больницы.
Иногда может возникнуть впечатление, что Бог наказывает, карает, потому что жесток и несправедлив. Но явление во сне святителя Тарасия богохульнику Льву Армянину говорит об обратном — Господь по Своей милости открыл ему некую перспективу. Всякий разумный человек, слыша об опасности, должен остановиться, подумать: «Вот, мне Бог сказал то-то и то-то, может быть, что-то исправить, изменить в своем движении по жизни, может быть, есть смысл подумать о покаянии?». Напротив, Лев еще больше вязнет во зле, посылает воинов, чтобы с кем-то где-то разобраться. И в итоге Господь, видя безнадежность его состояния, попускает некоему воину остановить его жизнь.
Смерть всегда в руках Божиих, и Он посылает ее, когда готова жатва в житницу Небесную, когда душа созрела. Евангелие очень точно об этом повествует: Царство Божие подобно зерну, брошенному в землю. Растет оно незаметно: сначала корень, потом росточек зеленый, потом злак, потом плод. Когда колос готов, посылается серп для жатвы. Второй случай — когда человек абсолютно не управлен в Царствие Божие, когда дальнейшее его пребывание на земле только увеличивает зло, которое он творит. В этом случае Господь из двух зол выбирает меньшее — для вечной участи душе этого человека меньшим будет закончить свое земное путешествие.
И в этом смысле богохульство, то есть активное противление Богу, это совершенное безумие. В прямом смысле помрачается ум у человека, он идет против жизни, причем против жизни вечной. Несколько лет назад один несчастный безумный человек, облеченный большим земным саном (один из губернаторов западных украинских областей) в порыве безумия воскликнул, что «Патриарх на землю моей области ступит только через мой труп». И через несколько дней его желание было удовлетворено: при совершенно невероятных обстоятельствах он был убит, по сути, разрядом молнии. Потому что открытое богохульство, в данном случае выраженное против Предстоятеля Церкви, показывает глубокую поврежденность страстью гордыни души этого человека.
Почти в то же время, два года назад, многие священники Екатеринбургской епархии, в свете обстоятельств со строительством Екатерининского храма, обращали внимание противников строительства, что они идут опасной дорожкой — есть же закономерность, проверенная не одной тысячей судеб: когда человек открыто выражает хулу против Божия Промысла, заканчивается это плохо. Например, многие из тех богоборцев, которые в свое время рушили колокольни, снимали кресты, разбивали колокола, печально заканчивали.
Но у человека всегда есть выбор, всегда Господь спрашивает: «Твое последнее желание?». Лев Армянин выбрал своим действием окончательное разлучение с Богом, вечную смерть. Его земной путь оборвался таким трагичным образом, потому что не произошло то, чего Господь от него ожидал, — покаяние, перемена ума. Даже такое страшное предупреждение — явление святого во сне и предупреждение о скорой смерти — не сокрушило надменного, гордого, безумного сердца человека.
А другой человек покаялся. Это Савл, который, будучи гонителем христиан, отправляясь в Дамаск, получил прямое разрешение гнать, убивать, мучить, как ему казалось, сектантов и еретиков, последователей Назорея, Иисуса из Назарета. Но на пути осиял его свет, и он услышал голос: «Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (рожно — это такая рогатина, с которой охотятся на медведей. Встретиться с медведем на тропе смертельно опасно, особенно с раненым. Поэтому охотники предпринимали такую хитрость: брали рожно, рогатину, и, когда медведь напирал, под эту рогатину ложились, втыкая ее в землю. И зверь, чем больше пытался достичь охотника, тем глубже напарывался на острие рожна. Так вот, трудно идти против рожна). Савл воскликнул: «Господи, а Кто Ты, и что мне делать?» — «Я — Господь, Которого ты гонишь, иди в Дамаск и найди Моего ученика по имени Анания, и он тебе расскажет, что нужно делать, чтобы спастись». Савл его послушался. Он остановил движение своей воли, своего ума, поверил Богу и стал самым искренним и многоплодным проповедником слова Божия. Он покаялся.
Вот и мы, всякий раз, когда возникает какое-то искушение, не стесняемся так или иначе поучаствовать в хуле на Бога: противодействуя храму Божию или рассуждая о святых изображениях по-сектантски, мол, «не сотвори себе кумира», и так далее. Но ведь кумир — это одно, а образ Божий — это совершенно другое. Поостережемся не впасть в богохульство, в страшный грех, в смертельную для души болезнь. Будем внимательны, дорогие мои, ибо трудно идти против рожна, и Бог поругаем не бывает. Спаси нас всех Господь.