Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 01.03.2012 |
Благодать дается смиренным
- Можно начать вот с чего. Что такое прощение? Вот если я тебя обидел, а потом скажу: «Отец Александр, ты уж меня прости, я погорячился», или «Я у тебя украл что-то, но дам тебе вчетверо, — ну, бес попутал, только не сердись», — этим я восстанавливаю с тобой отношения. А прощение от Бога — совершенно другая вещь, оно не связано с восстановлением таких отношений: отношения между человеком и Богом другие. Представить, что я Его обидел или что-то у Него украл, невозможно — Бог бесконечно большая Величина по сравнению с ограниченным человеком. А почему употребляется слово «прощен», а там, в притче, слово «оправдан»? Оправдан — это уже юридический термин: оправдан — невиновен. Что это значит? Это значит, что перед Богом нет чистого человека, все грешны перед Богом. А как происходит оправдание? Оправдание происходит не внутри Божественного ума, не внутри сердца Божества, оправдание приходит благодатью Святого Духа: Царь Небесный, Утешитель приходит в сердце человека и очищает его от всякой скверны, и грех делается небывшим, человек в некотором смысле даже забывает о нем — если Дух Святой сделал жадного щедрым, он не помнит про себя, что он был жадным, ему не жалко этих тугриков совсем: «как пришли, так и ушли, — можно за деньги что-то хорошее сделать, ну, слава Тебе, Господи». И вот это воздействие Святого Духа на человека определено термином «оправдан», хотя в юридическом смысле ничего этого не происходит.
Это притча, то есть иероглиф: есть иероглиф, который обозначает небо, есть иероглиф, который обозначает человека, какое-то явление — так же и здесь. Эта притча что-то обозначает в том духовном мире, который нам непонятен. Нам непонятны многие вещи. Например, почему фарисей, человек праведный, уходит менее оправданным, чем человек грешный — не просто грешный, а наипротивнейший из людей, которого нужно обходить за три версты: «Буди тебе яко язычник и мытарь» — что это значит? Это значит, что даже общаться нельзя, настолько он противный парень. А почему же он более оправдан Богом? Да он воспринял больше благодати. То, что фарисей молится, делает добрые дела, жертвует на храм, что он не вор, не прелюбодей — это все замечательно, и это тоже от Духа Святого. Чего же не хватает фарисею? Ему не хватает смирения, он превозносится над всеми, в том числе над мытарем. А мытарь не превозносится, мытарь сознает себе грешником. И вот это перед Богом выше, опять говорю условно, потому что у Бога нет такого представления — выше или ниже. Просто есть совершенно четкая установка, что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Поэтому мытарь со своей смиренностью от Бога получил большую благодать, а раз больше благодати, значит, он больше оправдан: человек оправдывается не делами, а исключительно благодатью Божией, а благодать Божия больше привлекается исключительно смирением. И если у человека нет абсолютно никаких добродетелей, как у мытаря, но есть смирение, он спасается. И если у человека есть все добродетели, но нет смирения, он не спасается.
— «Научитесь от Меня», — говорит Господь.
- Да. Есть такая русская пословица: «Рыбак рыбака видит издалека». Или Матерь Божия говорит Серафиму Саровскому: «Сей от рода нашего». А что такое — из Ее рода? Она из рода еврейского царя Давида, он — из рода купцов Мошниных. Фамилия даже такая — «мошна», то есть «кошелек», фамилию-то они заработали как богатые люди, бизнесмены. Но не в этом родство-то (Матерь Божия была из обедневшей семьи, а преподобный Серафим — очень богат), а в смирении. И вот из этой притчи нам надо узреть, что только смиренным Господь дает благодать, а не мнимым каким-то заслугам, которые все перед Богом смешны.
Покаяние — явление редкое
— Батюшка, у нас спрашивает Виктор из Москвы.
- Говорят, что ангелы и бесы завидуют человеку, и в то же время говорят, что человек ничтожен. Как это можно соотнести?
- Да не надо слухами-то жить: бесы завидуют, а ангелы не завидуют. Ангелы — это существа, укрепившиеся в добродетели, а бесы укрепились в страстях. Тут совершенно два разных поля. Вы услышали звон, и у вас появилось недоумение, у меня тоже возникло недоумение. Я сказал, что человек перед Богом — маленькое, ограниченное существо, но Бог любит это существо. Потому что в человеке запечатлен образ Божества. Через это мы имеем дерзновение быть чадами Божиими. Но тут, по-гречески говоря, антиномия. С одной стороны, человек — царь и священник Бога Вышнего, потому что он должен свою жизнь принести в жертву Богу. А с другой стороны, это такой маленький грязненький червячок, который во всяких вонючих местах желает жить, ему там тепло и вкусно. Поэтому Богу угодно, чтобы человек жил ангельской жизнью, а человек, к сожалению, в силу грехопадения, стремится к жизни бесовской. И происходит борьба.
— Но по сравнению с ангелами человек действительно имеет то, чего даже они не имеют.
- Конечно. По природе, по данной от Бога благодати мы имеем больше возможностей, а по факту. Ну, мы иногда чистое дитя называем ангелом, но все-таки такой чистоты, как у ангелов, у нас нет и быть не может.
— Однако человеку дана возможность в своей жизни возвыситься до ангельского состояния.
- И не только. Мы, грешные люди, имеем возможность причащаться Святых Христовых Таин, чего ангелы даже не имеют. Ангелы имеют возможность просто созерцать Божественные энергии, исходящие от Бога, а мы имеем возможность с ними соединяться и духовно, и телесно. И в этом смысле возможности человеческие превосходят ангельские.
— Батюшка, такой вопрос о Причастии: в греческой Церкви Причастие не ставится в зависимость от Исповеди, эти два действия разведены во времени. Чем это объясняется, ведь невозможно причащаться Святых Христовых Таин, не очистив себя, по мере возможности, покаянием и Исповедью?
- Я исповедую людей уже более тридцати лет, а участвовал в таинстве Покаяния несколько раз в жизни. То, что люди приходят на Исповедь, чтобы после нее было какое-то очищение, я был свидетелем не один раз. А покаяние все-таки очень редкое явление. Потому что Исповедь, особенно у современного русского человека, не сопряжена с покаянием. Просто человек признает себя грешным в том-то, том и том, но это же не покаяние. Так что Исповедь-то совершается, а вот насчет очищения все очень сложно. Как преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Священник говорит: „Прощаю и разрешаю“, а Бог не прощает и не разрешает».
— Человека смущает, можно ли причащаться не исповедовавшись, — мы привыкли к такой последовательности действий: сначала Исповедь, потом Причащение.
- Эта привычка идет от времени, когда люди причащались только раз в году. Тогда они говели, очень строго соблюдали пост, приходили на Исповедь и после этого причащались до следующего года либо Страстной седмицы, либо до первой седмицы Великого поста. Те, кто особо усерден, причащались четыре раза в году, но чаще — только уже когда преподобный Серафим начал говорить, что причащаться чем чаще, тем лучше, некоторые, кто его слышал, стали эту практику изменять. Но каждый человек, изменяющий какую-то практику, обречен на непонимание, на подозрения. Просто авторитет преподобного Серафима дал такую возможность, которую развил уже в начале ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он тоже причащал без Исповеди. Потому что Причащение — это одно, Исповедь, таинство покаяния — совсем другое.
— Батюшка, есть вопрос, давайте ответим.
- Батюшка, когда я лет двадцать назад крестилась, я совершенно не верила в Бога, для меня Крещение было как некое представление. Сейчас, слава Богу, я истинно верующий человек. Но меня мучает вопрос, а насколько верно было мое Крещение?
- Оно верно на все сто процентов. Таких людей, как вы, великое множество среди нашего народа, которые во что-то там веруют, конечно, но только не в Святую Троицу, не в Господа нашего Иисуса Христа, и не в то, во что верует Святая Церковь, — если у них начнешь что-то спрашивать, они ничего не ответят: если в воскресную школу прийти на первый-второй год обучения, поговорить с детьми, иногда слова будут случайно совпадать с тем, во что верует Церковь. А веры порой и нет.
То, что вы очень глубоко переживаете — это хорошо, это вселяет надежду, что вы сможете дойти до глубин веры и стать настоящей христианкой. А так это всеобщее положение нашего бедного народа, который записывается в православные по Крещению. Но это еще только начало пути, только зачатие духовной жизни, а нужно еще и родиться, и вскормиться, и обучиться, и при этом еще жизнь прожить христианскую, то есть плоды принести. Это очень долгий путь.
Без правил человек жить не может
— Батюшка, кто дал имя Адаму? Потому что Адам дал имя Еве. И второй вопрос: на ком женился Каин, если в то время были только Адам, Ева, он и Авель, — откуда еще взялся один человек?
- Может быть, вы удивитесь, но я абсолютно не знаю, кто дал имя Адаму и кто дал жену Каину. Я только подозреваю, что Господь создал человека из какого-то готового принять дыхание Божества живого существа. И Каин просто соединился с этим существом женского пола. А кто дал имя Адаму? Может быть, только впоследствии Адама стали так называть. Приведу такой пример. Тысячу лет назад был у нас на Руси князь Владимир, которого крестили Василием, а потом уже народ дал ему еще одно имя, назвали его Красным Солнышком. Так что возможно, что Адама стали так называть позже. В Библии не все написано из того, что было, а написано только то, что для нас важно. Библия нам не даст ответа на все еще и потому, что написана, когда не было еще ни науки, ни каких-то исследований. Да и это написано, первая часть, по крайней мере, со слов пророка Моисея, и, говорят, записано даже не сразу после того, как он это изрек, а много позже. Но это совершенно не страшно. Главное совсем другое, то, что даны такие образы и про змия, и про ребро, и про крепкий сон, и что Бог создал мужчину и женщину, и что нехорошо быть человеку одному. И то, что человек сам, из-за своего греха, потерял общение с Богом, спрятался от Него, потерял райскую жизнь — вот это важно. А в каком загсе ему имя дали, для нас это совершенно неважно.
— Елена из Украины: «Знаю, что хлеб и вино в Причастии есть Тело и Кровь Иисуса Христа. Но помогите объяснить мужу, почему перед Причастием нельзя ни есть, ни пить».
- Таков древний обычай. Почему, когда мы входим в помещение, снимаем шапку, почему, когда с человеком встречаемся, мы пожимаем ему руку, а христиане еще и целуют друг друга троекратно? Обычай. А обычай связан с тем, чтобы человек глубже осознал, что пища, которую он вкушает в церкви, — она иная, не такая, какую мы покупаем на базаре или в магазине. Такие обычаи помогают человеку прийти в чувство. Вообще без правил человек жить не может. Вот в Церкви возникло такое правило, что причащаешься натощак. Но кроме детей малых и болящих тяжело.
Черту подводит Бог
— Батюшка, вот такой вопрос: «Что означает выражение «да не усну в смерть?».
- Тут двояко. Есть состояние, которое называется смерть души, когда душа находится в оцепенении, омертвении. А второе — чисто физическое состояние. Чтобы, уснув, я встал на следующий день опять потрудиться для Господа.
— Многие мечтают лечь, уснуть и не проснуться, как-то раствориться незаметно.
- Все равно это не получается: то, что мы именуем смертью, — только наименование, все равно жизнь продолжается.
— Мы часто просим, чтобы Господь даровал нам безболезненную кончину, а ведь известно, что болезнь перед смертью полезна человеку, она как-то его смиряет.
- Это конечно. Но, как маленькие дети не любят горького лекарства, так и взрослые устрашаются, прося Царя Небесного об этом.
— Бог ведает, что человеку полезно, а мы, порой идя вразрез, просим не то, что Господь предполагает, как нам лучше.
- Но мы надеемся, что наши желания придут в гармонию с волей Божией.
— Что такое благая кончина? Это когда душа перейдет в Царствие Божие?
- Нет. Это когда душа попадет в руки Божии, потому что Царство Божие внутри нас есть.
— Это если человек приобрел его в земной жизни…
- Лучше сказать, стяжал. Потому что приобрел — это уже есть некий конечный результат, а стяжание — это процесс.
— Но кончина есть некий итог, который мы подводим.
- Да, только не мы подводим, а Бог подводит под жизнью человека такую черту. Но спасение — это все равно процесс. Либо человек находится в этом движении, либо он уснул в смерть, и тогда этот процесс остановился.
— Когда человек находится в духовном движении в земной жизни, это движение продолжается после смерти тела?
- Думаю, да, хотя знать нам об этом не дано.
— Просто предел развития человека в земной жизни нам все-таки известен, хотя бы по примеру каких-то людей. А вот интересно, чего может человек достичь в будущей жизни, если будет развиваться?
- Ну, это же все развивается не усилиями только человека, опять же — благодатью Божией, а степень приближения к Богу бесконечна.
Вынь бревно из собственного глаза
— Людмила пишет: «Ты в церкви не крещеная, но погруженная», — это слова моей мамы. Мне сейчас шестьдесят лет, и я неоднократно сама крестная. А в последнее время стали одолевать сомнения: если в церкви не было Крещения, можно ли себя считать крещеной? Объясните, пожалуйста, значение слова «погруженная».
- Погруженная — это в переводе на русский язык «крещеная». Трудно сказать, что имела в виду ваша маменька, но если это погружение совершалось в церкви, то это Крещение подлинное.
— Батюшка, кстати, очень много вопросов на эту тему, когда люди не помнят, как их крестили, где, свидетельства нет, и возникают сомнения: крещеный человек или нет?
- Ну, пойди и покрестись, какие проблемы, что мучаться-то?
— Но если человек крещеный, то второй раз креститься нельзя.
- Нельзя. Но ты же не знал, а незнание в данном случае трактуется в пользу обвиняемого.
— Ирина из Пушкино спрашивает, остается ли прижизненная память с душой усопшего?
- Судя по тем явлениям, которые бывают в нашей жизни, остается. Например, усопший является человеку и говорит ему что-то.
— Но здесь, я понимаю, душа умершего хранит память о своей земной жизни.
- Есть такие свидетельства, что усопшие хранят эту память.
— Ксения из Смоленска спрашивает: «Батюшка, встречаются ли души умерших? И видят ли они нас?».
- Иногда точно видят, об этом тоже имеются свидетельства. Насчет встречаются, думаю, по-разному, это зависит от близости к Богу каждой души. Прямо говоря, есть же рай и ад, и если одна душа находится в одном месте, а другая в другом, тогда общения нет. Я так думаю; может быть, ошибаюсь.
— Батюшка, у меня отец был контужен на войне, совсем глухой, сейчас ему 95 лет. Я ему не могу объяснить, что нужно исповедаться и причаститься. Можно ли его причастить по вере моей?
- Но вы же не сказали, что он слепой, поэтому вы можете просто написать ему на бумаге крупными буквами и спросить, хочет ли он исповедоваться и причаститься? В таком возрасте он, наверное, уже знает, что такое Причастие.
— Вот такая ситуация: в семье болящий 17-летний ребенок. Его причащают, но он никогда не исповедуется. Мама спрашивает: «Я-то знаю его грехи, потому что постоянно с ним общаюсь. Могу ли я за него, когда батюшка придет его причащать, поисповедовать его грехи?».
- В этом нет никакой нужды. Это сравнимо вот с чем: у моего 17-летнего сына болит зуб, могу ли я вместо него пойти к стоматологу и вырвать свой? Это какое-то механическое восприятие Исповеди. От того, что один человек назовет второму человеку грехи третьего человека, что изменится? Ничего. А то, что он причащается, это хорошо. Как преподобный Серафим говорил: что будет причащаться и просвещаться, будет просвещаться, пока совсем не просветлеет.
— Батюшка, Никита из Москвы спрашивает, как избавиться от осуждения? «Постоянно осуждаю и как-то комментирую поступки и внешний вид других людей. Такое ощущение, что в общественном транспорте нужно ездить с закрытыми глазами, иначе обязательно согрешу».
- Это ничего не даст. Во-первых, в памяти и так очень много впечатлений, потом будут доноситься звуки. Тут очень простое лекарство: нужно сначала вынуть бревно из собственного глаза. Когда человек видит свои грехи, ему уже не до грехов ближних.
— Но человек говорит, что все эти мысли просто лезут в его ум.
- А в уме все отсекается только молитвой, больше ничем. Пришел помысел осуждения — тут же покаянная молитва к Богу, чтобы это не вырвалось в каких-то словах. Согрешил? Тут же покаялся: «Прости меня, Господи». Но если только языком мы это будем говорить, то пользы не будет. Надо, чтобы было покаяние в мыслях.
— Интересно, что люди, называя себя грешниками, совсем не так как-то ведут себя.
- А потому что все у них на словах только. Господь нам говорит: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».
— О Господи, как приблизить сердце свое к Тебе? Спасибо, батюшка, за Ваши ответы.
- Спасибо за ваши вопросы — простите, если я не сумел на них ответить так, как вы того хотели.