Русская линия | Священник Георгий Балакин | 28.02.2012 |
16−17 февраля в Москве, в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, прошёл конгресс Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Совет создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в марте 2009 года. Сопредседатели Совета — писатель Валентин Распутин и архимандрит Тихон (Шевкунов). Главная цель Совета — противодействие алкогольной угрозе и, в первую очередь, профилактика пьянства и алкоголизма среди детей и молодежи.
В числе приглашённых на Конгресс — священник Георгий Балакин, руководитель Миссионерского отдела Барнаульско-Алтайской епархии, настоятель церкви Святаго Духа села Майма Республики Алтай. Ниже — доклад о. Георгияв первый день работы Конгресса:
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Миссионерское служение присуще Святой Православной Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру, и направлено на спасение каждого человека.
Между тем мы видим, как огромное количество людей гибнет по причине пьянства и алкоголизма. Так по данным Минздрава РФ в России зарегистрировано 2,5 миллиона людей с официальным медицинским диагнозом — «хронический алкоголизм». А негласная статистика насчитывает более 7 миллионов человек страдающих алкоголизмом. Люди гибнут и в этой жизни и для Жизни Вечной! Следовательно, работа, направленная на противодействие пьянству и алкоголизму, деятельность по утверждению Трезвости — это дело Христианской миссии.
Покойный Святейший Патриарх Алексий определял алкоголизм как «грех, ставший болезнью». Это потому, что причины алкоголизма в большинстве своем духовные. И Церковь, а в некоторых случаях — только Церковь — может оказать действенную помощь страждущим от зависимостей.
Причём, дело Церкви не столько реабилитация зависимых, сколько профилактика тех, кто «в группе риска» — т. е. пьяницей или алкоголиком не является, но может стать таковым.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл много внимания уделяет молодежи, и, наверное, совершенно не случаен его призыв, что, «только объединив все усилия — государства, Церкви, общества, школы, СМИ — мы сможем переломить ситуацию с алкоголизмом в стране».
Как же может церковная миссия помочь в этом деле?
Первое и главное — Церковь может обращаться с проповедью трезвости:
Прежде всего, в церковной среде.
Именно православные христиане, по слову Апостола Павла могут и должны показать остальным согражданам пример трезвой, чистой жизни. [Рим.14:21] «Лучше… не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
К сожалению, некоторые считают толерантное отношение к спиртному чуть ли не показателем православности. Поэтому нужно говорить, что трезвость — традиционна для Православия, что вино на языке Библии и церковной традиции — это не спиртное, как таковое, а производное винограда, что его предназначение — укреплять и питать тело, а не опьянять разум, что именно Церковь стала инициатором трезвенного движения начала 20 века и «сухого закона» 1914 года. А главное — мы своим примером должны утверждать, что трезвость — это норма бытия, пребывая в которой человек ничего не теряет, а наоборот обретает полноту жизни временной и причастие Жизни Вечной!
За пределами церковной ограды Церковь тоже может (и должна!) вести миссию по утверждению трезвости.
В этом действенную помощь могут оказать фильмы и ролики проекта «Общее дело». На встрече руководителей миссионерских отделов Сибирских епархий 19.09.2010 г. неоднократно было сказано о том, что «Общее дело» — хорошее подспорье для работы по профилактике возникновения зависимостей среди подростков и молодежи.
На такую же планомерную и постоянную работу мы ориентируем и ответственных за миссионерскую работу в благочиниях Барнаульской епархии? Что конкретно сделано на этом поприще?
В Республике Алтай в прошлом году мы провели акцию «Трезвость — выбор молодых», которую поддержал Благотворительный Фонд преподобного Серафима Саровского в рамках конкурса «Православная инициатива». На средства Фонда были приобретены диски проекта «Общее дело» для распространения в школах республики Алтай, изготовлены баннеры для размещения на улицах столицы республики г. Горно-Алтайска.
Руководителям республики, депутатам, работницам культуры и образования были розданы диски проекта «Общее дело». Фильмы проекта, сопровождаемые лекциями, беседами были показаны в различных учебных заведениях республики — в общеобразовательных школах, профтехучилищах, колледжах и техникумах, а также в исправительной колонии строго режима. Кроме того, ролики социальной рекламы были показаны по каналу ГТРК «Горный Алтай» и демонстрировались на рекламном мониторе на центральной площади Горно-Алтайска.
Яркие, убедительные, информативные фильмы и социальные ролики проекта мало кого оставили равнодушными.
Чтобы оценить серьезность алкогольной ситуации в республике, учащимся некоторых классов было предложено заполнить анкеты. Было обработано 386 анкет старшеклассников. Оказалось, что 96% старшеклассников республики уже пробовали алкоголь, большинству из них алкоголь в семейном кругу не разрешают, но, тем не менее, они более или менее регулярно употребляют, причем у 30% респондентов родители пребывают в неведении относительно употребления алкоголя чадами.
Это говорит о том, что молодежь очень мало знает об алкоголе, табаке, несмотря на регулярную, якобы проводимую работу в школах. А это значит, что чтобы изменить алкогольную ситуацию в молодежной среде нужно кардинально менять традиционные методы работы.
Основные выводы, которые мы сделали в ходе работы:
Ш
Подавляющее большинство молодых людей о трезвости, как о жизненном выборе не слышали. В их окружении трезвых людей нет. Трезвость воспринимается лишь как средство для алкоголиков окончательно не спиться.Ш
Большинство родителей убеждены, что у их детей этой проблемы нет и не может быть, поскольку в семье выпивают культурно, хотя данные анкетирования показывают, что более или менее регулярно выпивают почти все учащиеся, в том числе те, чьи родители уверены в обратном.Ш
Традиционные средства — лекции наркологов, беседы малоэффективны, поскольку создают стереотип: пока ты маленький пить нельзя, станешь взрослым — тогда можно. Подросток, естественно, давно считающий себя взрослым решает употреблять алкоголь.Ш
Огромное воспитательное значение имеет трезвость руководителей — и государственных чиновников, и врачей, и учителей, и священников.На этом пункте я хотел бы остановиться подробнее. Именно на тех, кому Господь доверил власть, лежит особая ответственность за подчинённых и тех, кто нас окружает. В частности, я лично знаком с некоторыми руководителями в республике Алтай, которые ведут трезвый образ жизни. Первое, что бросается в глаза — их авторитет резко меняет стереотипы людей.
А если ещё это человек уважаемый и успешный, то у многих возникает желание подражать. В таких коллективах гораздо выше трудовая дисциплина, резко снижаются проблемы зависимостей.
Поэтому изменение ситуации в стране может начаться лишь тогда, когда трезвость станет популярной среди руководителей страны, ведомств, врачей, учителей, священников.
И в целом с утверждением трезвости нужно не ждать, когда кто-то примет какие-то полезные властные решения, когда алкоголики перестанут пить, когда в тех, кто на спаивании народа наживают капиталы вдруг проснётся совесть .. Нужно не этого ждать, а утверждать трезвость, как основы нормальной земной жизни, и как начало спасения в Жизнь Вечную!
P. S. 25 февраля, по окончании Божественной Литургии, 27 прихожан церкви Святаго Духа села Майма (Республика Алтай) дали обет трезвости на время Великого Поста.
По окончании молебна о. Георгий сказал:
Дорогие братья и сестры!
Я поздравляю вас с принятием обета трезвости. Для кого-то это первый обет, для кого-то второй или третий. Это правильно и богоугодно, ибо об обетах Богу мы читаем в Библии.
Трезвость — это самая начальная добродетель. Можно сказать, что все люди на земле — это трезвенники. Только, к сожалению, бывают трезвенники бывшие, среди бывших трезвенников есть трезвенники будущие. Если человек не пьёт, не курит, не употребляет наркотики, то, по сути, никакого подвига в этом нет. Быть пьяным, быть обкуренным, быть уколотым — это ненормально, это не человеческое состояние. Нормальное состояние — это трезвость. То, что среди нас нет наркоманов, мало курильщиков, мало алкоголиков — это всё слава Богу, и так и должно быть.
Когда же человек ради Христа даёт обет трезвости, то он становится на путь подвижничества. Он, можно сказать, бросает вызов дьяволу для того, чтобы с Божией помощью преодолеть искушения, которые будут возникать.
Трезвость — начало трезвения, трезвение — рождает покаяние. Покаяние — путь ко спасению.
Приближается Великий пост, и дай Бог, чтобы эта малая, для большинства нетрудная добродетель трезвости стала основой спасения. А если кто-то имеет зависимость или созависимость — пьянственную, табачную, или игровую, не давайте себе зарок сразу на всю жизнь. Дайте на небольшой срок, хотя бы на Великий пост. И проходя поприще Великого поста постарайтесь освободиться от этих зависимостей. А дальше — у кого-то хватит сил дать обет дальше, кто-то решит, что это ему не по силам.
http://rusk.ru/st.php?idar=53441
|