Радонеж | Василий Анисимов | 29.02.2012 |
— Василий, 21 февраля состоялся Священный Синод УПЦ, вокруг которого столько копий было сломано: то его объявляли, то отменяли, наконец, провели и сняли секретаря Предстоятеля УПЦ архиепископа Александра (Драбинко) с должности руководителя ОВЦС, вывели из состава постоянных членов Синода.
- Действительно, ситуация была достаточно нелепой. Накануне Синода управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан признался, что архиереи уже устали от постоянных информационных «сюрпризов» — то захват власти в УПЦ, то ГКЧП, то узурпация, то церковный переворот и пр., — высосанных из пальца инсинуаций, раздуваемых униато-раскольничьей и светской антицерковной прессой. Распространением лжи и травлей занялись даже общенациональные каналы. Я написал перед Синодом реплику «О телеканале Коломойского и ветхозаветном хамстве» на сюжет всеукраинского телеканала «1+1», в котором в непотребном виде был показан Блаженнейший Митрополит Владимир, а высшие иерархи УПЦ — оклеветаны. И эта кампания по дискредитации священноначалия длилась много месяцев. Архиепископ Александр был уличен в причастности к ней, в результате он лишился поста руководителя ОВЦС УПЦ, был выведен из состава постоянных членов Синода. Обо всем этом подробно рассказал журналистам по окончании заседания Священного Синода управделами УПЦ архиепископ Митрофан.
— Но формулировки Синода были достаточно жесткими.
- Потому что дело касалось попыток внести вражду в саму Церковь. На тех же «плюсах» объявили, что, пользуясь болезнью Предстоятеля, злокозненная промосковская группа «епископов» пытается захватить власть в УПЦ, устранить от ее руководства ближайших соратников Блаженнейшего Митрополита, патриотов. «Группой» были объявлены высшие иерархи УПЦ, действительные многолетние соратники Блаженнейшего — митрополиты Агафангел, Иларион, Павел, архиепископ Митрофан, а их жертвами — молодые помощники Блаженнейшего Митрополита — архиепископ Александр (Драбинко) и священник-ключарь. Первые выполняют коварный замысел Святейшего Патриарха Кирилла, хотят лишить УПЦ автономии, превратить ее «вместе со всем имуществом и верующими» в «обыкновенную епархию Московского Патриархата», а вторые вместе с тяжелобольным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром — героически этому сопротивляются. Даже анафематствованный М. Денисенко-Филарет не был в своих наветах на Церковь так глуп! У нас, как ты понимаешь, никогда не было недостатка в желающих разжечь антицерковный пожар — уния с расколами не дремлют, — но чтобы дровишки подносили свои — это новое. Поэтому решение Синода и было жестким.
— Архиепископ Александр признал свою вину. И ситуация стабилизировалась?
- Она и была стабильной, истерика-то поднята лишь в Сети да околоцерковных СМИ. Впрочем, и для них владыка Александр — только три строчки в первом абзаце, информационный повод, чтобы выплеснуть яд инсинуаций на Синод, Церковь, Патриарха. Верующих, переживших эпоху государственного богоборчества, этим, конечно, не удивишь и не растревожишь. И не такое читали. По моим наблюдениям, наше униато-раскольничье информпространство функционирует в режиме переполошившегося курятника: пока последняя «переляканная» несушка, вплоть до филаретовца Зори, саентолога Еленского, иных самых пропащих блогеров, свое не откудахчет — курятник не утихомирится. Причем, если первые из переполошившихся кур еще как-то соображают, о чем звон и перезвон, то крайние вопят уже без всякого толка и смысла. Последняя по времени статья на униато-раскольничьем сайте «Религия в Украине» вышла под заголовком «Путину подарили украинскую церковь». Оцени диканьковскую длину ассоциативной мысли: от увольнения молодого церковного чиновника до премьер-министра России.
— Я посмотрел материалы СМИ — о Блаженнейшем Митрополите Владимире пишут положительно.
- Конечно. Все, кто годами и даже десятилетиями травили Митрополита и Украинскую Православную Церковь, преобразились в его горячих защитников, даже лидеры унии и раскола. У нас есть такой заангажированный и лживый еженедельник «Зеркало недели», который, сколько помню, за многие годы ни разу не удосужился взять интервью у Блаженнейшего, всегда обходился антицерковными наветами своего аналитика Екатерины Щеткиной, которые нам приходилось опровергать. А теперь замредактору Сергею Рахманину как-то удалось пробраться в клинику и взять у больного Митрополита интервью. Щеткина тоже выдавила крокодилью слезу о Блаженнейшем под щемящим заголовком «Пошатнувшегося — подтолкни». Иродиада оказалась сердобольной.
— Это интервью стоит и Интернете, с моей точки зрения, — чистая провокация. Вопросы-то какие: вы запретили, архиереи — провели; ваших помощников изгоняют; в синодальной комиссии нет близких вам людей; без вас руководят УПЦ люди, не видящие смысла в автономии; Святейший Патриарх Кирилл якобы признал вас недееспособным и пр. Как допустили к нему антицерковную газету? Ведь это единственное его интервью за последние полгода, если не год? Неужели нельзя было пригласить какое-то церковное издание?
- Согласен, провокация примитивная, технологическая, когда клевета, заключенная в вопросах, распространяется вместе с ответами Предстоятеля и попадает на церковные сайты. Церковные же СМИ просто берегут Блаженнейшего и боятся утомлять его беседами. Пусть поправится. Да и вообще я не помню, чтобы какие-то СМИ допускали к нему в больницу для интервью и бесед, хотя желающих — пруд пруди.
— Продолжая тему СМИ, хотел бы поговорить об интервью митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о выборах в России. Оно живо обсуждается и в церковной прессе.
- Я не могу понять, почему оно вызвало такой ажиотаж. У нас в Украине из общественных и политических деятелей только ленивый еще не высказался о российских выборах, событиях на Болотной. А почему нельзя изложить свое мнение православному иерарху, он разве, как в советское время, поражен в каких-то своих гражданских правах? У нас множество людей, ничего не значащих, пытаются быть притчею на устах у всех. Митрополит Агафангел — это, напротив, очень значащий человек в религиозной и общественной жизни Украины последних десятилетий. Он стал митрополитом еще в советские времена, был депутатом Верховной Рады первого демократического созыва 1990-го года. Шел на выборы в парламент по Виннице, где был тогда архиереем, обойдя и секретаря обкома партии, и известного националиста Муляву, и многих других. Любопытная деталь: лидер националистов в парламенте Игорь Юхновский в 1991 году отчего-то побоялся подписать Декларацию о государственном суверенитете Украины, а митрополит Агафангел — подписал. У нас в фойе здания парламента висит огромное живописное полотно, изображающее принятие этой декларации и парламентариев-отцов независимости. На нем изображен и наш митрополит, благословляющий это собрание. Так что владыка Агафангел — личность вполне легендарная. Он имеет все основания говорить нашим президентам о том, какую Украину, процветающую, свободную, независимую, в братском союзе с Россией и другими постсоветскими странами они создавали, принимая декларацию, и до каких процветания, свободы и братства наши правители ее довели. И говорил открыто всем четверым. Несмотря на травлю, всегда мужественно поддерживал Виктора Януковича, даже список регионалов в облсовет возглавляет, и не первый год. Меня поражает, что сегодня ему травлю устраивают провластные СМИ и деятели-регионалы. Когда он выступал за Януковича — это было великое благо для Украины, когда поддержал Путина — объявлен непатриотом, поскольку с оранжевых времен патриотом у нас может считаться только русофоб.
— Одно дело — выборы в своей стране, другое — в соседней.
- Так у нас российская оппозиция — и Немцов, и Навальный, и Прохоров, и прочие — с национальных телеканалов не сходят, все под рукоплескание студий клеймят путинский режим. А митрополит Агафангел в интервью российскому агентству, отвечая на вопросы журналиста, Путина поддержал и обосновал свою позицию. И тут же на него набросились, как на белую ворону. Демократия, знаете ли.
— А внешнеполитический фактор оказывает влияние на церковно-государственные отношения в Украине?
- Никогда не оказывал. Когда Борис Николаевич говорил, что, проснувшись, первым делом надо думать об Украине, и российские энергоносители стоили копейки, у нас преследовали православных за историческое единство с Русской Православной Церковью — захваты, погромы, шельмование. Я, когда бывал в то время в Российском посольстве, спрашивал и у посла, и у сотрудников: почему вы никак не реагируете? Если бы какую-то протестантскую общину у нас преследовали за историческую связь с собратьями в США — был бы международный скандал. Мне отвечали, что в наших странах Церковь отделена от государства, УПЦ — украинская Церковь, состоит из ее граждан, и все это — внутреннее дело Украины. Уже когда Сергей Сергеевич Кузнецов, который хорошо знал религиозную проблематику, приехал работать в посольство, при Викторе Черномырдине, ситуация немного изменилась. Помню, как Виктор Степанович в своей манере заступился за православную общину: как же можно захватывать храм, за что?
— Ну, а сегодняшние газовые и прочие неурядицы?
- Не думаю, что они как-то влияют. Тем более что в церковно-государственных отношениях застой: власть ничего не делает в плане возвращения церковной собственности, изменения законодательства, утверждения законности. И с высокой ценой на российский газ это никак не связано. И при низких ценах власть ничего не делала.
— Ну, а как нынче чувствуют себя раскольники?
- При болезни Блаженнейшего они воспряли, Михаил Денисенко (Филарет) дает интервью за интервью. Вразнос пошел, такое наговорил, что Кравчуку, Кучме и Ющенко впору сухари сушить. Леонид Кравчук в свое время божился, что в церковные дела никогда не вмешивался, никакого отношения к непризнанию властью Харьковского Архиерейского Собора не имел, был гарантом законности. А Филарет признался, как они с президентом Кравчуком руки выкручивали законодателям и силовикам, чтобы те подписали заявление Верховной Рады о непризнании Харьковского Собора. Хотя это — форменное преступление, вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви. О Кучме рассказал, что тот перед ним «всех чиновников поставил на колени». О Ющенко сообщил, что тот душу положил, чтобы Константинопольский Патриарх признал богоотступный, воровской филаретовский раскол Церковью. Представляешь, какая банда во главе с президентами все эти годы противостояла Церкви Христовой в Украине! Один президент организовывал раскол, ограбление Церкви, захваты храмов, второй ставил чиновников перед анафемой на колени, третий пытался легитимизировать награбленное. И все это — грубое нарушение Закона «О свободе совести и религиозных организациях» и Конституции Украины. А Филарет еще и гордится тем, как с властью попирал законы, и пророчествует, что и Виктор Янукович пойдет дорогой Кучмы.
— Поставит всех на колени?
- Думаю, здесь ему не много обломится. Виктор Федорович любит читать стих, где есть строчки: «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!» Но наглость, основанная на безнаказанности, у Филарета, конечно, беспредельна. Я кстати, много раз в те годы спрашивал у Блаженнейшего Митрополита Владимира: почему вы не благословите ни одной протестной акции? Ведь нас подавляющее большинство, нет проблем собрать и сто тысяч, и двести, и миллион — скажите, люди приедут в Киев и укажут власти, что пора заканчивать издеваться над Церковью. Ведь власть у нас ни законность, ни правду, а только силу воспринимает. Но Митрополит всегда жалел президентов: как им, бедным, трудно, народ нищенствует, проблем выше крыши, а тут еще православные восстанут — погубим все, и власть и державу. За 20 лет ни одной массовой протестной акции так и не разрешил. Лишь однажды в 1992 году благословил архиерейское стояние, и 15 наших владык стояли на спуске у Верховной Рады, увещевая депутатов. А вот бедные наши президенты, как свидетельствует Филарет, не нищим народом были озабочены, а вместе с анафемой вовсю интриговали против Блаженнейшего и Церкви. Они и довели Митрополита до больничной койки, превратив все последние его годы в муку.
Сам Филарет же ныне заболтался до такой степени, что терпение лопнуло у митрополита Павла, наместника Киево-Печерской Лавры, и он строго призвал Михаила Антоновича к покаянию. Думаю, у него нет другого выхода, как проситься на поруки к митрополиту Павлу, чтобы тот строгостью и наставничеством довел его до раскаяния, иначе в окружении своих лизоблюдов так и погибнет без покаяния, в отлучении от Церкви и смертных грехах.
— Но Филарет теперь обвинил Святейшего Патриарха Кирилла в том, что он был инициатором его смещении, расстрижения, анафематствования и всех прочих бед.
- Михаил Денисенко по старости придумывает себе рейтинговых оппонентов и недругов. Ими были Святейший Патриарх Алексий, Блаженнейший Митрополит Владимир, сейчас — Святейший Патриарх Кирилл. На самом деле — он никому не нужный ноль без палочки, жалкий, вороватый, тщеславный, а источник всех его бед — собственная гордыня и всепоглощающая ложь.
— Как на сегодняшний день здоровье Блаженнейшего Митрополита Владимира?
- Слава Богу, он намного лучше выглядит, говорит. Ему сейчас нужны тщательный домашний уход, только положительные эмоции и, конечно же, наши молитвы. Ведь сам Блаженнейший всегда молился за других и помнил обо всех. У меня отец был старше его, последние годы тяжело болел, был лежачим. А у Митрополита Владимира поразительная память на какие-то даже житейские подробности. Вот он возвращается в Киев из поездки или лечения, я набросаю вопросы, какие надо обсудить, распечатаю кучу текстов, которые он должен прочесть, приношу, Блаженнейший положит все это перед собой, но первым делом спросит: «Как папа?» Помолится о нем, потом — к делу. Когда были другие обстоятельства, и грустные, и радостные, расспросит о них — как там мама, как там сын в армии, как дочь в университете, как внучка. Непременно что-то посоветует, помолится. Он помнил внерабочие заботы сотрудников, интересовался ими. У нас в Украине многие считают, что по молитвам Блаженнейшего люди исцеляются, операции проходят успешно, поэтому много раз коллеги и знакомые просили через меня Блаженнейшего помолиться о ком-то из близких. Я просьбы передавал, Митрополит никогда не отказывал: выслушает, встанет, помолится.
— А как Блаженнейший сам относится к тому, что люди так верят в силу его молитвы?
- Я однажды даже спросил Митрополита об этом. Он тему сразу свернул, сказав: «Разве вы не понимаете, я-то здесь при чем?» Бог исцеляет и помогает.
Блаженнейший молился, держал в памяти проблемы не только сотрудников, окружения, но и вообще случайных людей. Вот прошлой осенью, перед самой бедой — переломом ноги, я забежал вечером к Митрополиту о чем-то посоветоваться. Почему-то в резиденции никого не было, стояла необычная тишина, но Блаженнейший собирался на службу, хотя неважно себя чувствовал — его пошатывало. Мы пару минут поговорили, я взял его под руку, чтобы проводить к машине, выходим, а у крыльца стоит какая-то бедная жалостливая старушка. Митрополит направляется к ней, обращается по имени и что-то утешительное говорит о ее какой-то беде. Старушка слова не может произнести, только мелко моргает, кивает, плачет и улыбается. Но он точно не видел ее очень давно, его и в Киеве не было, а не забыл ни эту случайную старушку, ни ее беду. Я думаю, что вместе с Блаженнейшим, нашими старшими великими архиереями завершится какая-то эпоха простоты, непритязательности, сердечности. Какого-то особого пастырства.
— Что ты имеешь в виду? Что не пройдут мимо старушки?
- А разве этого мало? У нас часто пастыри мчатся к сановнику, старушек не замечая, и вообще никого, кроме начальника, не видя. Но дело не в этом. У Блаженнейшего Митрополита есть знаменитое стихотворение «Подорожник» о смысле добра. Это растение неприметно, его затаптывают, но, жертвуя собой, подорожник исцеляет раны путников, поддерживает их в пути.
Есть представление о пастыре, который либо водительствует, либо гонит стадо нужной дорогой. У Блаженнейшего пастырь — не предводитель, не погонщик, а помощник, призванный поддержать человека на его пути ко Христу. Митрополит убежден, что душа человека не только по природе своей христианка, но и в том, что она не может не стремиться к Богу, и эта дорога бывает тернистой, мучительной. И пастырь должен, как подорожник, укрепить путника, подлечить ссадины, ушибы и раны. И в этом смысле душа старушки для пастыря, наверное, ценнее души сановника, поскольку исстрадалась больше.
Мне сейчас в этом символе подорожника-пастыря вообще видится нечто трагическое. Знаешь, молился за всех, прикладывая листки к чужим ранам, по частям себя расточал, а теперь пришла зима — оборванный, скрюченный, засохший, стоит у дороги, поскольку исцелить самого себя ему не дано. Поэтому, конечно, нужно молиться за нашего архипастыря.
— Ну, а как тебе видится развитие ситуации в УПЦ?
- Блаженнейший Владимир всегда хотел, чтобы в Церкви были единство и покой, чтобы ничто не мешало ей выполнять предначертанную миссию — вести человека к Богу. Об этом Митрополит заявил в своем последнем интервью, на этой же точке зрения непоколебимо стоят его соратники — члены Священного Синода, самые авторитетные архиереи, представляющие все регионы страны. Они не дадут расшатать единство и мир в Церкви Христовой, как бы кто этого ни хотел.
Большую досаду вызывает то, что в результате последних событий пострадал имидж Блаженнейшего. Я пребываю в убеждении, что это великий митрополит, человек высокого, подвижнического служения, много написал о нем в последние 20 лет. Скоро мы будем отмечать юбилей Харьковского Архиерейского Собора и Предстоятельства Блаженнейшего Митрополита Владимира. Я уверен, что его имя занимает достойное место в истории Церкви и Украины, чему должны посвящаться исследования и публикации. Вместо этого, куда ни кинь, имя Митрополита упоминают лишь в связи с придуманными интригами, стихами владыки-секретаря. И это тоже трагично.
Что же касается околоцерковной общественной возбужденности, то мне вспоминается случай с одним праведником. Корабль, на котором он плыл, попал в шторм, команда, пассажиры мечутся в панике, а он продолжает дремать на сложенных канатах. Наконец, его разбудили, просят о помощи. Он отвечает: «Успокойтесь вы — успокоится мироздание». Люди взяли себя в руки, успокоились — и тут же стихла буря. Я думаю, нам стоит поступить точно так же. Это особенно важно сейчас, когда наступил Великий пост.
— Благодарю за беседу.