Православие.Ru | Олег Кузеванов | 11.06.2001 |
Чудеса Святого Василия
Спустя семь лет после своего упокоения в 1678 г. Святитель явился во сне игумену монастыря в Жупе Никшичской Рафаилу Косиеревцу и повелел ему прийти в Острог и открыть его гроб. Игумен не придал своему сну никакого значения. Этот сон повторился во второй раз, но также безуспешно. В третий раз явился игумену Св. Василий, облечённый в архиерейские одежды и с кадильницей в руках. И когда Святитель кадил, — из кадильницы вышел жар и опалил игумена по лицу и рукам. Игумен пробудился и с великим страхом рассказал о видении братии своего монастыря.
После этого игумен Рафаил пошёл в Острог и поведал о воле Святого острожским монахам. Иноки установили строгий пост, служили ежедневно литургии, и через 7 дней, окадив гроб Св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были жёлтые как воск и благоухали как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает по сей день.
Весть об открытии мощей Св. Василия быстро разнеслась по всем православным краям, и народ стал стекаться к его гробу.
Среди многих паломников был и последний печский патриарх (1763−1765гг.) Василий (Бркич-Йованович), умерший в Петербурге в 1772 г. и похороненный в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Патриарх Василий бежал от турецких притеснений и нашёл убежище в Черногории. В Остроге он провёл 6 месяцев и в это время составил службу и житие Святителя.
Акафист Св. Василию в 1947 г. составил протоиерей Василий Ивошевич, ученик другого черногорского святого — преподобного Симеона Дайбабского (Поповича). Первую икону Василия Острожского написал Гавриил Дмитриевич в монастыре Морача спустя 30 лет после прославления Святителя.
Как во время земной жизни Св. Василий подвергался гонениям от неприятелей Божиих, так и после его блаженной кончины враги не оставляли в покое мощи его. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню.
В 1714 г., когда кровавый Нуман-паша Чуприлич с огнём и мечём прошёл всю Черногорию, острожские монахи закопали мощи Святителя на берегу реки Зеты. Вода омывала ковчег, но мощи остались неповреждёнными.
Во второй раз мощи спасали в 1852—1853 гг., когда турки во главе с Омером-пашой вторглись в Черногорию с 4-х сторон. Измаил-паша с шеститысячным войском неожиданно подошёл к Острогу. Брат черногорского князя Мирко Петрович-Негош с сотней черногорцев пробился к Верхнему монастырю и, засев за его стенами, мужественно отражал все нападения. Турки врывались во двор, где резались в рукопашную. Даже помосты церкви были залиты кровью. Трупы турок усеяли все скаты Острожской горы. Лишь когда к монастырю подошёл сам Омер-паша с 17 тыс. войска, черногорцы, взяв мощи Св. Василия, ночью проскользнули мимо неприятеля, и ушли в Цетинье. Там положили ковчег с мощами в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Цетиньского монастыря рядом с мощами Св. Петра Цетиньского. Сам Острог был сожжён турками.
Третий раз святыню спасали в начале июня 1877 г., когда Сулейман-паша с боями подошёл к Острогу. Мощи Святителя вновь хранились в Цетиньском монастыре.
Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 г., писал: «Мощи эти — величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя».
В феврале 1942 г. монастырь захватили красные партизаны Тито и провозгласили Острожскую республику. Партизан Миушкович приказал сбросить с монастырской стены икону и мощи Св. Василия, но откуда-то упала граната и осколками ее Миушкович был смертельно ранен. А через несколько дней и его брат погиб недалеко от Острога.
В феврале 1942 г., во время обстрела немцами Острога, один снаряд из горного орудия ударил в каменную стену над Верхним монастырём, разбил двери церкви Честного Креста, но не взорвался, а при падении о пол церкви раскололся на две части. Позднее специальным исследованием было выяснено, что снаряд был исправен и должен был разорваться. Очевидно, что Святитель не допустил вреда своей церкви. Снаряд и сейчас хранится в Верхнем Остроге.
Один ремесленник с окраины Никшича тяжело заболел. Врачи при осмотре поставили диагноз: полный паралич. Никакое лекарство помочь не могло. Все тело больного было скорчено. Родные хотели отнести его в Острог, к мощам Святителя, но он отказался, так как был атеистом. Через некоторое время Св. Василий сам явился ему во сне и позвал в свой монастырь для исцеления. Поразмыслив, этот человек стал просить, чтобы его отвезли в Острог. Там он исповедался и одну ночь провёл перед ковчегом с мощами Святителя, где над ним читали молитвы. Вскоре он полностью выздоровел и из благодарности Василию Острожскому крестил своего сына в честь Святого.
В 1954 г. некий Драго Джабаркапа тяжело заболел болезнью желудка. Боли были непереносимыми, и больной уже не мог двигаться без посторонней помощи. Предстояла операция. В марте 1955 г. ему приснился необычный сон. Снилось ему, что он идёт незнакомым путём. Всю душу охватил страх. Во сне Драго свернул с дороги в небольшую пещеру. Из мрака появился незнакомый человек и повёл его к небольшой двери. За дверью находилось красивое и очень светлое помещение, хотя ламп нигде не было видно. Незнакомец сказал: «Заночуй здесь, это дом Святого Василия.» Проснувшись, больной рассказал сон своим родителям, и, посоветовавшись с ними, решил поехать с матерью в Острог. В монастыре он провёл два дня, ежедневно читая молитвы Святителю. А после, полностью выздоровев, вернулся домой.
В конце июня 1996 г. в Острог из Крушевца родители привели четырнадцатилетнюю дочь Снежану. Когда они работали в Германии, их дочь примкнула к сатанистам, участвовала в их сборищах на кладбищах и целиком попала под власть дьявола.
Родители долго терпели ее состояние, но когда терпение их иссякло, решили отвести Снежану в Острог и оставаться там пока она не излечиться. И было им по вере их.
Сразу по прибытии в Острог было невозможно привести Снежану к мощам святителя. Такая дьявольская сила была в хрупкой девочке, что двое мужчин не могли ввести ее в церковь. Она кричала, билась, кусала себя и других. С трудом удалось удержать девочку, чтобы она не бросилась с балкона. В первый день священники были вынуждены служить молебны у автомобиля. Всю ночь девочка кричала.
Во второй день Снежану ввели в церковь, но приложиться к мощам она не смогла. Девочка опять кричала, кусала себя и других. Вновь был отслужен молебен, на этот раз в церкви. Всю ночь за девочкой бдительно присматривали. На третий день Снежана сама вошла в церковь и приложилась к мощам Св. Василия и ко кресту, а после молебна вышла смирная как овечка.