Русская линия
Русская линияСвященник Николай Лызлов25.02.2012 

Утешение в скорбях православным христианам
Небольшая подборка цитат о любви Божией к нам грешным

«Ей, Господи мой, иже меня ради окаянного в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней» (Молитва ко Господу Иисусу Христу, из «Молитв на сон грядущий»).

+ + +

«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ» (1Ин. 4,16).

* Преподобный Симеон Новый Богослов (память 12.3. — по старому стилю /25.3. — по новому/.1021) «Гимн 47»: «ЛЮБОВЬ есть не имя, но БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская» (Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» 1993, с.220).

* Святое Евангелие: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, что бы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия" (Ин. 3,16−18).

* Преподобный Макарий Великий, Египетский (19.1/1.2/.390−391): «Познай, человек, своё благородство и достоинство, как драгоценен ты, брат Христов, друг Царёв, невеста Небесного Жениха» (Цитата по книге: «Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли» т.1, изд. МДА и Введенской Оптиной Пустыни, 2002, с.91).

* Святой праведный Иоанн Кронштадтский (20.12.1908/2.1.1909): «Не оттого ли, что мы сами не добры, и Бога в слепоте своей, в злобе своей представляем как бы недобрым, не веруем, что Он как Отец готов всё даровать нам, по нашей вере и молитве? И только ожидает от нас как от добрых детей этой веры и молитвы. Сделайся благ — тогда ты поверишь, что Бог всё даст тебе по твоей молитве. То и вера когда человек молитвою всё надеется получить от Бога» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.1, 1856−1858 Книга вторая» М., 2002, с.241).

* Священное Писание: «…живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33,11).

* Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (30.4./13.5/.1867): «Верую по преданию Церкви и с Церковью, что всякий православно верующий во Христа и исполняющий заповеди Его, а нарушение заповедей, очищающий покаянием — СПАСЁТСЯ» («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М.-СПб., 1995, с.254).

* Преп. Ефрем Сирин (28.1./10.2/.373−379): «Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа»: Смотрите, да никто не говорит: «Много нагрешил я, нет мне прощения». Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришёл на землю ради злостраждущих «…» К Нему прибегнем и мы; потому что все грешные, прибегающие к Нему, улучшили спасение.

Посему и мы, братия моя, не будем отчаиваться в своём спасении. Согрешили мы? Покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно принесём покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающегося: ибо весь преклоняется к ней, приемлет её собственными руками и призывает, говоря: «Приидите ко Мне вси труждающиеся» (Мф. 11,28); потому что «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Иоан. 6,37); «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы» в горнем граде, где все святые Мои упокоеваются в великой радости…" (Святой Ефрем Сирин «Творения» т.2, с.232−233).

* Свт. Иоанн Златоуст (14/27/.9.407): «Не говори мне, что так бывает лишь с невеликими грешниками; нет, пусть даже человек будет исполнен всякого порока и сделает всё, что затворяет для него вход в царствие, и при том, не из неверных от начала, но из верных и благоугождавших прежде Богу, пусть такой сделается впоследствии блудником, прелюбодеем, сластолюбцем, хищником, пьяницею, мужеложником, сквернословцем и т. п. — и такого я не похвалю, если он будет отчаиваться в себе хотя бы он до самой глубокой старости провёл такую несказанно порочную жизнь. Если бы гнев Божий был страстью, то справедливо иной стал бы отчаиваться, как не имеющий возможности погасить пламень, который он возжёг столь многими злодеяниями; но так как Божество безстрастно, и наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, но по промышлению и великому человеколюбию, то надлежит иметь крепкое дерзновение и уповать на силу покаяния. Бог не за Себя мстит тем, которые согрешили против Него; ибо никакой вред не достигает до существа Его; но при этом имеет ввиду нашу пользу, и то, чтобы мы не увеличивали своего развращения, продолжая оказывать Ему пренебрежение и презрение. Как удаляющийся от света не вредит нисколько свету, а самому себе весьма много, погружаясь во мрак; так и привыкший пренебрегать Всемогущею силою, ей не вредит нисколько, а самому себе причиняет крайний вред. Потому Бог и угрожает нам наказаниями, и часто посылает их — не для того чтобы отомстить за Себя, но чтобы привлечь к Себе. «…»

И ещё более человеколюбия вот в чём: если кто окажет не полное раскаяние, то и краткого и малого Он не отвергает даже и за него назначает великую награду" («Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского» т.1, кн.1, СПб, 1898, с. 5,8).

* Преп. Варсонофий Оптинский (1/14/.4.1913): «Люди, борющиеся со страстями, как мы все, то одолевают их, то побеждаются ими. Борющиеся будут спасены. Господь не презрит их трудов и усилий и пошлёт им христианскую кончину. Люди же плотские, вовсе не думающие о спасении души своей, погибнут, если, конечно, перед смертью не принесут покаяния» (Преп. Варсонофий Оптинский «Духовное наследие» Свято — Троицкая Сергиева Лавра, 1999, с.91).

* Преп. авва Дорофей (5/18/.6.620): «Ибо одно суть страсти, и иное явные грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним» (Авва Дорофей «Поучения, послания, вопросы и ответы» М., 1991, с.26).

* Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «От лености не предавай победы врагу. После поражения не унывай; - снова за меч, — и на сражение!» («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М. — Спб., 1995, с.359).

* Преп. Макарий Оптинский: (7/20/.9.1860): «…вся ваша беда в том, что вы, всё это зная, не исполняете, и притом ещё чувствуете, что совершенно будете безответны на Страшном суде. Если сие последнее сильно на вас действует, то и паки скажу вам, что это суть козни вражии и плод гордости. Вы, сознавая себя грешным, не должны отчаяваться. А паче смиряться и дивиться человеколюбию Божию, терпящему вам и ожидавшему вашего обращения и покаяния» («Собрание писем блаженной памяти Опттинского старца Макария» СПб, 1993, с.9−10).

* Свт. Иоанн Златоуст: «Грешник ты? не отчаивайся, но вниди в церковь и покайся. Согрешил ты? Скажи Богу: согрешил я. Какое затруднение сказать: согрешил я? Разве, если не скажешься грешником не будешь ты иметь диавола обличителем своим на суде? Предупреди, же и восхити это его достоинство; ибо осуждать — его достоинство. И почему тебе не предупредить его, не сказать греха и не изгладить его, когда знаешь, что в нём (в диаволе) имеешь ты такого обличителя, который молчать не станет? — Согрешил? — Вниди в церковь, и скажи Богу: согрешил. Ничего другого я не требую от тебя, кроме этого одного. Ибо Писание говорит: «глаголишы беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43,26). Скажи грех, чтобы разрешиться от греха. Труда в этом нет, много набирать для этого слов не нужно, и траты никакой на это не требуется, и ничего подобного. Слово изреки, отнесись благоумно к греху своему, скажи: согрешил я. Скажешь: откуда видно, что если я скажу сам грех свой, то получу разрешение в грехе? Имеешь в Писании пример и того, как один сказал свой грех и получил прощение, и того, как другой не сказал своего греха, и был осуждён. Это Каин и Давид.

«…» Согрешил? войди в Церковь и изгладь грех свой покаянием. Сколько раз ни упадёшь на торжище, всякий раз встаёшь: так и сколько раз ни согрешишь, спеши покаяться, НЕ ДОПУСКАЙ ОТЧАЯНИЯ. Ещё согрешишь, ещё покайся; не опускайся и не отпадай от надежды получения предлежащих нам благ. Хоть ты и уже старик, и согрешил, — иди в церковь, и покайся. Здесь врачебница, а не судилище; здесь не муки за грехи налагают, а дают отпущение грехов. Богу единому скажи грех свой: «Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих» (Пс. 50,8), и оставится тебе грех твой" (Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.48−50).

* Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк (6/19/.2.YI век): «…и не предавайся унынию, ибо уныние служит началом всякому злу» (Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.430).

* Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «Те люди Богу свои, тем Своим людям Он даёт крепость, которые сохраняют верность к Нему В ПРОИЗВОЛЕНИИ, в то время как немощь их производит нарушение верности в делах. Вспомните, что Христос пришёл призвать грешников, а не праведников на покаяние. Встаньте в ряды грешников, припадите в смирение к стопам Христовым „…“ Всё это пишу Вам в утешение, чтобы Вы, видя, что Вы в долгу у Христа, приходили не в безнадежие и скорбь, но в смирении, благодушествовали по причине упования на Христа, которое не посрамит, — Он всесилен» («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М. — Спб., 1995, с.361−362).

* Свт. Феофан Затворник (10/23/.1. 1894): «После хорошего дела — тщеславие, после дурного — нечаяние спасения…». Это обычные приражения вражии. Против первого выставляйте на вид свои грехи и погрешности. Против второго — уверенность, что нет греха, побеждающего Божие милосердие. Смерть Господа была ценою за все грехи, НИКАКОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ" (Святитель Феофан Затворник «Наставления в духовной жизни» изд. «Апостол веры» 2005, с.93).

* Игумен Никон (Воробьёв, †7.9.1963): «Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния — это не признак смирения, а ГОРДОСТИ. Нужно сокрушаться и жалеть, что своими грехами оскорбляем Господа, просить у Него прощения и стараться впредь не повторять, а если опять впали в какой-то грех, то немедля надо опять и прощения просить, и Господь простит, ибо пришёл спасать не праведников, а грешников, т. е. сознающих свои грехи.

Искренность и глубина покаяния доказывается тем, что человек впредь старается не повторять грехов. Сколько бы раз не согрешил вновь — не надо отчаиваться, а опять, покаявшись, продолжать борьбу. Тогда и самые падения будут на пользу" (Игумен Никон (Воробьёв) «Нам оставлено покаяние. Письма» М., 1997, с.256).

* Преп. Исаак Сириянин (28/10.2/.1.YI в.): «Нет греха не простительного, — кроме греха нераскаянного» («Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника» Сергиев Посад, 1911, с.12).

* Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Представляй всегда Господа одесную тебе как вездесущего, особенно во время службы: Он с тобою и чрез тебя всё делает. Как Он Сам знает. Ты не испытывай образа Его действий, доверься Ему совершенно, как работное орудие» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.1, 1856−1858 Книга вторая» М., 2002, с.247).

* Преп. Макарий Великий, Египетский (19.1/1.2/.390−391): «Если человек, находясь ещё во брани, когда в душе его действенны и грех и благодать, преставится из мира сего, — то куда поступает сей одержимый и тем и другим? — Поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое место («Добротолюбие» т.1, 1963, Нью-Йорк, с.197).

* Преп. Феогност: «Страшное скажу тебе слово; но не дивись. — Если и не достигнешь безстрастия, по причине может быть тиранских предрасположений, но находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, ни чем не меньше безстрастного вознесёшься на облаках. Ибо, пусть сокровище безстрастных составлено бывает из всякой добродетели; но драгоценный камень смирения, паче всех их досточестен и высок, и стяжавшему его доставляет не только умилостивление перед Богом, но и вход вместе с избранными в брачный чертог Царствия Его» («Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.432).

* Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн пророк: «Когда молишься Богу, и развлечёшься умом, то подвизайся, пока не помолишься не разсеянно, и бодрствуй твоим умом, чтобы не развлечься. Если же сие продлится, то хотя бы в конце молитвы укори себя внутренне, и скажи со умилением: Господи, помилуй меня, и прости мне все согрешения мои, и получишь прощение во всех согрешениях, и в разсеянности, бывшей во время молитвы» (Цитата по книге «Святые отцы о молитве и трезвении» М., 1992, с.425−426).

* Преп. Максим Исповедник (21.1/3.2/.662): «Дух Святый во всех вообще есть, как всех объемлющий и о всех промышляющий, и во всех приводящий в движение естественные семена добра» («Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.278).

* Свт. Феофан Затворник: «Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжёлые случайности и состояния — всё на добро нам посылаются» (Святитель Феофан Затворник «Наставления в духовной жизни» изд. «Апостол веры» 2005, с.7).

* Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «Не советовал бы я Вам входить в тонкое разбирательство грехов и греховных качеств Ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдёт человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит саму греховность нашу, т. е. греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познаётся же она по производству в нас смущения и уныния, хотя по наружности и облечена в благовидность добра» («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М. — СПб., 1995, с.352).

«Тонкое разбирательство грехов своих нейдёт» не только «человеку, ведущему светскую жизнь», но и инокам:

* Преп. Иоанн Лествичник: «Не приучай, прошу тебя, простосердечных иноков к тонкоразборчивости помыслов; но лучше, если можно, и тонкоразборчивых приучай к простоте; это дело преславное» («Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА» Jordnyille, N.Y., 1963, с.269).

* Преп. авва Исаия Нитрийский (†370): «Испытаем же себя, возлюбленные, исполняет ли каждый из нас заповеди Господни, по силе своей, или нет: ибо все мы долг имеем исполнять их, по силе нашей, — малый по малости своей, великий, по великости своей. Вметавшие дары свои в сокровище-хранительницу богаты были, но Господь обрадован был паче бедною вдовою, ради двух лепт её, потому что Бог смотрит на произволение наше. Не дадим же места в сердце своем УНЫНИЮ (что не многое можем сделать), чтоб завидование (другим) не отлучило нас от Бога, но будем исполнять послужения свои по бедноте своей» («Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.238).

* Преп. Макарий Оптинский: «Диавол, если по-видимому и благое что влагает человеку, то всегда несообразное с его обстоятельствами, или прежде времени, и выше меры его, чтобы человек, не находя возможности исполнить это желание, безрассудно томился и смущался, что составляет существенный вред душевный; а иногда через мнимо-благое желание диавол устрояет сеть глубокой прелести» («Письма великих Оптинских старцев. ХIX век» Сретенский м-рь, 2001, с.324−325).

* Игумен Никон (Воробьёв): «Верующие во Христа через таинство крещения входят в Церковь, как члены, а в таинстве причащения соединяются во едино тело и един дух с Господом. Если же человек сознательно не отрекается от Господа словами или делами, старается жить по заповедям Евангельским, кается в нарушении, то он не „потенциально“, а реально свят, он — член Церкви, член Тела Христова» (Игумен Никон «Письма к духовным детям» изд. 2-е, ИМКА-ПРЕСС, Париж, 1988, с.127).

* Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «Будь снисходителен к себе, не засуждай себя. При побеждениях прибегай к Богу с раскаянием, — и простится тебе побеждение твое: а ты снова за меч, и на сечу…» («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М. — Спб., 1995, с.302).

* Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн пророк: «Будь чужд безнадёжия; прилепись к Богу любовию, верою, надеждою — и возымеешь в Нём жизнь вечную» (Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.402).

* Авва Исаия Отшельник (†IYв): «Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию; они должны восставать и снова подвизаться» (Цитата по книге: святитель Игнатий Брянчанинов т.6, «Отечник», М., 1993, с.181).

* Авва Дорофей: «И так желающий, с помощью Божиею, достигнуть такого благого устроения не должен говорить, что добродетели велики, и он не может достигнуть их, ибо кто так говорит, тот или не уповает на помощь Божию, или ленится себя посетить чему-либо доброму. Назовите какую хотите добродетель; мы рассмотрим её, и вы увидите, что от нас зависит исполнить её, если хотим. Так Писание говорит: «возлюбиши искреннего своего, яко сам себе» (Левит. 19,18; Мф.5,43). Не обращая внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: как могу возлюбить я ближнего, как самого себя? Могу ли заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о сокрытых в сердце его, которых не вижу и не знаю, подобно своим? Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неудобоносима, но положи только начало с верою в Бога, покажи Ему своё произволение и старание, и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит в верх на небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле посредине обеих лестниц. Не думай и не говори: как могу я возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т. е. на верху лестницы. Это невозможно, да и Бог не требует сего от тебя: но берегись по крайней мере, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и, таким образом, начнёшь после, мало-по-малу, и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему, или давая ему то, в чём он нуждается: и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божиею и верха лестницы. Ибо, мало по малу, помогая ближнему, ты дойдёшь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.

Если будем искать, то найдём, и если будем просить Бога, то Он просветит нас" (Авва Дорофей «Поучения, послания, вопросы и ответы» М., 1991, с.173−174).

* Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «Святая Православная Церковь признаёт, что нет греха человеческого, которого не могла бы омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, — Кровь Бого-человека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат перед всесвятою Кровию вочеловечившегося Господа, пролитою за нас. «Той же язвен бысть за грехи наши и мучен бысть за беззакония наши, наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелехом» (Исаии 53,5). Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторённый человеком тысячу раз может быть изглажен покаянием человека. Покаяние — вера, покаяние — признание искупления и Искупителя! Покаяние — усвоение себе заслуг Искупителя верою в Искупителя! «…» Покаяние восполняет собою недостаток добродетелей человеческих, присваивает человеку добродетели Искупителя! «…» Однакож надо знать, что Бог дал покаяние единственно в помощь немощи нашей, — отнюдь не для потачки греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, должно обходиться с ним очень благоговейно, благоразумно, осторожно. «Кто в надежде на покаяние, повторяет свои грехопадения, — сказал св. Исаак Сирский, — тот ведёт себя лукаво по отношению к Богу, такового постигнет нечаянная смерть» (Сл.90).

«…» Самый тяжкий грех — «отчаяние». Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, — показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоносного яда, как от лютого зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние — злейший грех между всеми грехами" («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М. — Спб., 1995, с.383−385).

* Преп. Иоанн Лествичник: «Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно. Без сомнения ангел, который хранит тебя, почтит твоё терпение» (Цитата по: Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, 76).

* Архимандрит Иоанн (Крестьянкин 5.02.2006): «…Господь-то видит твои страдания, и Он прощает нас легче и проще, чем даже близкие люди» («Письма Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2003, с.199).

* Преп. Моисей (из Отечника): «Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь: не падать свойственно только ангелам» (Цитата по: Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.85).

* Преп. Исаак Сириянин «Слова подвижнические — слово 1»: «…Бог имеет о человеке великое промышление, и нет человека, который бы не состоял под Его промыслом» («Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника» Сергиев Посад, 1911, с.3).

* На вопрос как спастись, свт. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский, исповедник (15./28/10.1962) ответил: «Самое главное — это вера. Без веры каие бы дела кто не творил, они не спасительны. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвёртое — добрые дела. И хуже всякого греха — это отчаяние» (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец" Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003, с.252).

* Преп. Исаак Сириянин «Сердце, исполненное печали о немощи и безсилии в делах телесных явных, заменяет собою все сии телесные дела. Дела телесные без печали ума — то-же, что и тело неодушевленное» («Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника» Сергиев Посад, 1911, с.598).

* Преп. Макарий Оптинский: «Впрочем, болезнь сердечная о невыполнении телесных деяний, заменяет телесные деяния» («Письма великих Оптинских старцев. ХIX век» Сретенский м-рь, 2001, с.200).

* Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «Вникни: ничего нет чудного, необыкновенного что мы впадаем в погрешности, что в нас действует грех! Этому удивляются, этим смущаются одни не опытные. Мы все — в падении; зачинаемся уже в беззаконии, уже родимся в грехах. Нужно с терпением и долготерпением носить „ярем Навуходоносоров“, т. е. действие в себе греха — и с милостью к себе очищать себя покаянием, повергая немощь свою перед Богом, непрестанно показуя ему её. Всякое нарушение закона очищается покаянием…» («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М. — Спб., 1995, с.311)

* Преп. Исаак Сириянин «Что горсть песку, брошенная в великое море, тоже грехопадения всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божиею милостью. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли; так милосердие Создателя не препобеждается пороками твари» («Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника» Сергиев Посад, 1911, с.599−600).

* Сщмч. Киприан Карфагенский (31.8/13.9/.258): «Первая степень счастья — не согрешать, вторая — сознавать согрешения» (Цитата по книге «Святоотеческая хрестоматия» М., 2001, с.157).

* Преп. авва Фалассий: «Поддерживает Господь всех падающих, и восставляет всех поверженных долу, по милосердию Своему» («Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.317).

* Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «В терпении Вашем стяжите душу Вашу, взирая с великим снисхождением на её немощи, на её невольные увлечения. Требованиие от себя неизменяемости и непогрешительности — требование несбыточное в этом преходящем веке! Неизменяемость и непогрешительность свойственны человеку будущем веке; а здесь мы должны великодушно переносить немощи ближних и немощи свои» («Собрание писем Святителя Игнатия (Брянчанинова) епископа Кавказского и Черноморского» М. — Спб., 1995, с.460).

* Преп. Варсонофий Оптинский «…только бы не впасть в уныние, ибо уныние порождает отчаяние, а отчаяние уже смертный грех. Если и случится согрешить, верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь» (Преп. Варсонофий Оптинский «Духовное наследие» Свято — Троицкая Сергиева Лавра, 1999, с.88).

* Свт. Иоанн Златоуст: «Ибо, невозможно, невозможно спастись, не пользуясь постоянно духовным чтением, но и то ещё в самом деле хорошо, если мы, пользуясь непрестанно этим врачевством, возможем спастись когда-нибудь. „…“ Так, где есть духовные книги, оттуда прогоняется всякая сила диавольская и живущим там бывает великое назидание в добродетели. Ибо и один вид книг делает нас более воздержанными на грех, а если мы и дерзнём на что-нибудь запрещённое и сделаем себя нечистыми, то, возвратившись домой и посмотревши на священные книги строго осуждаем себя в совести и бываем медлительнее на повторение грехов. С другой стороны, если мы живём в святости, то получаем оттуда ещё большую пользу. Ибо как только кто коснётся Евангелия, тотчас и ум свой приведёт в порядок и отринет житейское — и это от одного только воззрения на Евангелие. Если же присоединится и усердное чтение, то душа, как бы вводимая во внутреннее святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Сам Бог через эти Писания. Что же, скажет кто-либо, если мы не понимаем того, что там заключается? Пусть ты и не понимаешь заключающегося там, но от самого чтения бывает великое освящение. Впрочем, невозможно, что бы ты всего одинаково не понимал…» (Цитата по книге «Святоотеческая хрестоматия» М., 2001, с.386−387).

* Преп. Варсонофий Оптинский: «Хорошо быть с Господом! А на Фаворе с Христом Спасителем, пожалуй, ещё лучше. „…“ Хорошо на Фаворе, и идут туда многие, многие люди. Кто до половины горы добрался в этой жизни, кто немного поднялся, а кого смерть застала в начале подъёма. И все они Божии. Есть и такие, что тянутся к Фавору, хотят начать восходить, да так у них выходит, что сделают они шаг вперёд да два назад. И не хватает у них силы идти вперёд. Но и этих спасает Господь. Силен Он покрыть немощи стремящихся к Нему людей. Силен Он их перенести и не на два шага вперёд, а довести до вершины горы. Только бы двигаться, а не стоять на месте, как рассерженные гуси. Бывает, что эти птицы что-то гогоча, топчутся на одном месте, не сходя с него» (Преп. Варсонофий Оптинский «Духовное наследие» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999, с.265).

* Игумен Никон (Воробьёв): Письмо /конец мая 1963/: «Не следует слишком много требовать от себя. Лучше смириться перед Богом. Открывайте себя Ему со всеми сквернами и, как прокаженный, говорите: «Господи, если хочешь, можешь очистить меня». Не давайте сроков для этого Богу. Делайте по силе своей, что нужно, а Господь всё сделает необходимое для Вашего спасения.

Только не отступайте от Бога. Не поддавайтесь внушениям врага, что безполезно трудиться, что всё погибло и т. п. Это дело диавола, извечного клеветника на Бога и на всех. Твёрдо держитесь Церкви и учения и Святых Отцов. В каких бы сомнениях ни были — твердите себе про себя, а иногда и в слух (чтобы бесы слышали): Господи Иисусе Христе, верую, что Ты — Сын Божий и Господь, верю, что Ты всячески пострадал, чтобы спасти нас, верю, что и меня не оставишь, если я сама сознательно не отрекусь от тебя. Господи, будь милостив ко мне. Передаю себя и своё спасение в Твои руки. Верю, что Ты не попустишь погибнуть мне. Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже!" (Игумен Никон (Воробьёв) «Нам оставлено покаяние. Письма» М., 1997, с.248).

* Тито Калеандер: «Не пугайся окаменения твоего сердца: молитва понемногу смягчит его» (Тито Калеандер «Узкий путь» Издание Свято Иоанно-Предтеченского Прихода (РПЦЗ), Вашингтон Д.К. (США), 1991, с.31).

* Преп. Силуан Афонский (11.9/24/.1938): «Для меня то дивно, что Господь не забыл меня, падшее создание Своё. Некоторые отчаиваются, думая, что Господь не простит им грехов. Такие мысли от врага. Господь так много милостив, что мы постигнуть этого не можем. Чья душа исполнилась любви Божией в Духе Святом, тот знает, как любит Господь человека» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье. Минск., 1991, с.409).

* Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Как диавол силится утвердить в нас своё владычество! Удалось ему склонить тебя ко греху раз в чём-нибудь — он уже и вперёд отстаивает наше невольное поползновение ко греху и старается всемерно держать нас в плену своём. Всё он действует через помыслы, быстро мгновенно, лукаво; потому побеждать его трудно, можно угадывать только, где его засада будет, но образ нападения невообразимо быстр и ловок: он вдруг старается нападать на сердце и на ум. Но слава Богу, поддерживающему нас среди искушений врага. Много значит, что после искушения, которого мы не выдержали, но пали, не предаёмся унынию и отчаянию, не мучим себя безполезно и не лишаем себя силы и бодрости делать дела своего служения» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.1, 1856−1858 Книга вторая» М., 2002, с.223).

* Преп. Исаак Сириянин «Слова подвижнические — слово 2»: «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля» («Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника» Сергиев Посад, 1911, с.14).

* Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Не надобно удивляться странным, греховным случаям, бывающим с тобою, смущаться и малодушествовать от них (это гордость), а смиренно молиться Богу, без воли Которого ничего не бывает, и иметь всегда дух мужественный. Мысли святого аввы Дорофея» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.1, 1856−1858 Книга вторая» М.2002, с.238).

* Прот. Николай Гурьянов (†11/24/.8.2002): «Скорбеть — терять благодать Божию, а надо радоваться и веселиться» («Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.83).

* Афанасий (Евтич), современный сербский епископ:

«Вопрос: — Как бороться с уходящей ревностью о Боге после нескольких лет монашества?

Ответ: — Одна опытная монашка мне как-то сказала: «Батюшка, помни свои первые дни, и всегда туда возвращайся». Или как отцы говорили: ты еще не положил начала своему спасению. Так снова нужно возвращаться в своей жизни. Молитвой прежде всего и искренним, некомплексированным самоосуждением. У русских есть такая склонность, чтобы себя мучить, на себя нажимать — это Достоевский ясно показал. Это плохо.

Надо иногда простить себя, — говорил кто-то из русских — надо иногда простить душе. Помните всегда слова Иоанна Богослова: «Дети мои, если сердце ваше зазирает, судит вас, то знайте, что Бог больше сердца вашего». Критерий наш — не наше сердце, не совесть, а Бог, и молитесь Богу: «Господи, войди в меня!», искренне, глубоко, и Бог поможет. А если Он ожидает, то надо потерпеть: терпи, казак, атаманом будешь! Надо потерпеть. «Терпя, потерпех Господа» — это пророк Илия говорил. «В терпении вашем спасайте души свои» (Лк.21.19).

Терпение — это ужасная сила, мощь. Надо ожидать Господа, не терять упование. Отец Иустин говорил: держаться Бога вздохом, слезой, желанием, воздыхать сердцем. И пока это есть, значит и Дух Святой в нас тоже есть. Он никогда нас не покидает. Слава Богу, Ему, Духу Святому. Никогда не позволяйте себе уныние или безнадежность уравновесить с верою и надеждой. Никакой грех, никакая ситуация не может иметь равновесие с Божественной милостью и Божественной любовью. Сербы говорят, когда бывает тоска и уныние: «Удри бригу на веселье!» — брось все это и будь веселым. У сербского народа такая поговорка" /Сайт «Православие.ru».

* Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Когда при чтении молитв будешь искать Господа, не ищи Его далеко: Он тут, в самых словах молитвы. Только внимай им сердцем — и Господь перейдёт и в твоё сердце. В словах молитвы дышит Дух Божий» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.1, 1856−1858 Книга вторая» М., 2002, с.247).

* Преп. Иоанн Лествичник (30.3/12.4/.649): «Хотя не все могут быть безстрастными; однако, спастись могут все» (Цитата по книге: Митрополит Вениамин (Федченков) «Письма о монашестве» М., 2003, с.98).

* Преп. Амвросий Оптинский (10/23/.10.1891): «Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами» («Преподобные оптинские старцы. Жития и наставления» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1998, с.236).

* Игумен Никон (Воробьёв): «…А о душе, что сказать: нашему времени дан один подвиг — сознавать свои грехи и безсилие, каяться в них и терпеть без ропота всё, что Господь попустит. Но и это совершить мы можем, только испрашивая постоянно помощи от Господа, т. е. должны по силе своей чаще обращаться молитвенно к Господу и никого ни в коем случае не осуждать, а всех прощать по закону духовному самим не быть осуждёнными» (Игумен Никон (Воробьёв) «Нам оставлено покаяние. Письма» М., 1997, с.71).

* Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Старающийся жить благочестиво, но падающий! Зачем ты отчаиваешься в помиловании на Страшном Суде Божием? Верь, что, как враг противополагает множество соблазнов, искушений и падений твоему спасению, так Господь, со Своей стороны, гораздо больше как Отец благосерднейший, Коего благость безконечно больше, чем злоба диавола, противопоставил диавольским наветам и твоим падениям множество залогов для твоего помилования на Суде в обстоятельствах и делах твоей жизни. Только искренне желай и старайся не падать, а когда падёшь, старайся встать. — Как диавол всемерно старается погубить тебя, так Отец Небесный всемерно хочет спасти тебя. Вот что внушает мне христианская вера и надежда. — Если бы ты пал и таким падением, которое бы зазвенело в ушах всех и пронеслось по всему миру, — и тогда не следует отчаиваться. Спаситель взял на Себя все грехи мира, какие бы они ни были и как бы велики ни были. Его милость безмерна, как говорит Церковь, и человеколюбия у Него неисследимая пучина: „вси согрешиша и лишены суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его“ (Рим.3,23−24). — Только старайся больше любить Его, и тебе оставятся все грехи, как блуднице, мазавшей миром ноги Господа и отиравшей власами главы своей» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.1, 1856−1858 Книга вторая» М., 2002, с.250−251).

http://rusk.ru/st.php?idar=53394

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru