Русская линия
Православие.Ru Олег Кузеванов11.06.2001 

МИТРОПОЛИТ И ГОСПОДАРЬ ЧЕРНОГОРИИ ДАНИИЛ (ПЕТРОВИЧ-НЕГОШ)

Будущий Черногорский владыка родился в селе Негуши в 1677 г. Эта дата стоит на его могиле. По другим данным, он родился около 1670 г. или около 1680 г. Отцом Нико, таким было его мирское имя, был воевода Стефан (Шчепац) Петрович. Поэтому владыку Даниила часто величали по отчеству — Шчепчевич. Родоначальником фамилии Петровичей Негошей был дед Даниила Радул. Нико Петрович, будучи еще ребенком, ушел в Цетиньский монастырь, где вскоре принял монашество.
В это время Черногория переживала тяжелые времена. Борясь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против Османской империи в начавшейся Морейской войне (1684−1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция и Ватикан. Но венецианская помощь, на которую надеялись черногорцы, оказалось недостаточной. Скадарский паша Сулейман Бушатли дважды — в 1685 и 1692гг. — захватывал черногорскую столицу Цетинье, которую обороняли венецианцы с черногорцами. 28 сентября 1692 г. Цетиньский монастырь был разрушен, а митрополичья резиденция перенесена в монастырь Добрская Челия. Переломным моментом в истории Черногории стало избрание в 1697 г., после смерти владыки Савватия Очинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха Даниила. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1918 г. Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику.
В 1700 г. Даниил был хиротонисан сербским патриархом Арсением III (Черноевичем) в венгерском городе Сечуй. После возвращения на родину в 1701 — 1704гг владыка возрождает на новом месте Цетиньский монастырь, разрушенный турками. В 1702 г. Даниил был коварно схвачен скадарским пашой Демиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. Ежедневно турки заставляли его носить орудие своей казни — кол из Подгорицы в Спуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со связанными руками под сводом городских ворот. Владыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей Черногории.
В 1711 г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Ильич Милорадович, родом из Герцеговины, и капитан Иван Лукашевич, уроженец Подгорицы, с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. Мысль послать грамоту в Черногорию подсказал старый друг владыки Даниила Савва Владиславич-Рагузинский. Черногорцы с радостью приняли предложение и напали на турок, стремясь присоединить Зету к Черногории. Но вскоре пришло сообщение из России о неудачном Прутском походе Петра I и подписании мира с турками. Черногорцы остались один на один с сильным неприятелем. В 1712 г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмеда-паши вторглись в Черногорию. 17 июля 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе. Было захвачено 86 турецких знамен. В битве был ранен сам владыка Даниил. В Цетиньском музее хранился крест, который имел на себе митрополит Даниил и по которому ударил саблей турецкий офицер. Этот крест и спас жизнь митрополита. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь.
В 1714 г. боснийский визирь Нуман (Думан) — паша Чуприлич со 120 тыс. турок опустошил всю Черногорию. Бежавшие в Будву черногорцы — в основном старики, женщины и дети — были выданы венецианцами туркам на расправу. Сам владыка Даниил чудом спасся в одной пещере. Отсюда он написал письмо своему брату негушскому князю Раде, в котором показал свой неукротимый дух и образно выразил свою внешнеполитическую программу: «Я — Москов, Москов, Москов!»
Cпасаясь от преследования, владыка Даниил был вынужден уехать через Боку Которскую и Вену в Россию. Побывав в 1715 г., в Петербурге черногорский митрополит получил от русского царя Петра I деньги на восстановление монастырей и церквей, церковные книги и богослужебные предметы. Вернувшись из России в апреле 1716 г. Даниил остановился в монастыре Подмаина, вблизи города Будвы. Он нашел Черногорию в тяжелейшем состоянии. В своем письме к русскому канцлеру Головкину Даниил писал: «Все разорено, разогнано и мечу предано, в рабство отведено; лишь малый остаток бежал в горы и спасся».
Уже в 1716 г. (по другим данным — в 1717 г.), в день Благовещения, произошла новая битва черногорцев с турками у села Тернине. В этом сражении черногорцы одержали победу. В 1718 г. черногорцы приняли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Бар и Ульцинь. 21 июня 1718 г. был заключен Пожаревацкий мир между Турцией с одной стороны и Венецией и Австрией с другой. По нему венецианцы получили приморские земли Грбаль, Маини, Браичи и др., ранее принадлежавшие Черногории. Владыке удалось лишь отстоять свою церковную юрисдикцию над этими землями, где находились древние православные монастыри Подмаина, Станевичи, Ластва Грбальска. В 1718 г. митрополит Даниил добился от венецианского сената подтверждения прав православных в Боке Которской.
В 1719 г. Печский патриарх Моисей (Райович-Чурла), во время своего посещения Черногории, рукоположил в епископы племянника Даниила — архимандрита Савву (Петровича-Негоша), которого черногорский митрополит наметил в свои преемники. Долгое правление Саввы (1735−1781) показало, что выбор владыки Даниила был неудачен. Владыка Савва был полной противоположностью своему энергичному дяде. Он был скромным пастырем, не отличавшемся твёрдостью характера и решимостью вести свой народ по пути полного освобождения от турецкой зависимости. При нём большое влияние приобрёл его двоюродный брат Василий.
Митрополит Даниил умер 4 января 1735 г. в монастыре Подмаина в Будве, где и был похоронен в малой Успенской церкви. В 1747 г. в этом монастыре была построена Большая Успенская церковь, прах владыки перенесли в нее. Отсюда в 1856 г. останки были перенесены в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Орлиный крест.
Владыка Даниил был один из самых выдающихся сербских архипастырей. Он рассматривал себя не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей Черноевичей. Иногда он подписывался: «Даниил, воеводич сербской земли». Он был твердым защитником Православия. О нем которский бискуп Марин Драго писал: «Он агрессивен, и если светские власти не воспрепятствуют ему, то католицизм в дальних краях его епархии попадет в очень большую опасность.» Именно владыка Даниил заложил фундамент полной черногорской независимости, которой добился Св. Петр Цетиньский и официально подтвердил черногорский князь Николай I.
Библиография:
на русском языке:
1. «Русский зритель», 1829 г.,. 17/20, с.198−199 — письмо черногорского митрополита Даниила А.П. Курбатову от 1.01.1721г.
2. «Славянский мир», 1878 г., вып. 10, с.290−302
3. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. т.2 (СПб, 1879 г.), ч.1, с.612−614, т.32 (СПб, 1915 г.), с.490−507.
4. П.А. Ровинский «Черногория в её прошлом и настоящем», СПб, 1881−1901гг.
5. Пётр Негош «Горный венец» (перевод Ю. Кузнецова), М, 1988 г.
6. Ю.В. Бромлей, Л.Б. Валев «История Югославии», М, 1963 г.
на сербском языке:
1. А. Стаматовић «Кратка историjа Митрополиjе Црногорско-приморске (1219−1999)», Цетиње, 1999 г., с. 23−26
2. C. Милутиновић Саралиjа «Историjа Црне Горе», Цетиње, 1997 г., с.37−81
3. М. Паjовић «Владари српских земаља», Подгорица, 1999 г., с.127−128
4. В. Стеклоћа «Династиjа Петровић-Ньегош између приjатеља и неприjатеља «, Цетиње, 2000 г., c.37−43.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru