Русская линия
Русская линия Михаил Карпов24.02.2012 

Надо ли Церкви гонять пьяных?
Об итогах конгресса Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы

16−17 февраля 2012 года в Москве Прошёл конгресс Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Уже три года ЦОС вполне успешно осуществляет свою деятельность по противодействию алкогольной угрозе и профилактике пьянства и алкоголизма среди детей и молодежи. В марте 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы, деятельность которого приняла общероссийский масштаб и переросла в общественное движение «Общее дело».

То, что сделано Советом для упорядочивания продажи алкоголя трудно переоценить. Прекращение продажи алкоголя в ночное время было встречено во многих местах как долгожданная мера: прекратились многочисленные ночные вылазки в магазин, исчезли группы похмельных у ночных магазинов в ожидании доброго человека и т. п. Разрешилась, наконец, ситуация со слабоалкогольными напитками, ранее так же непонятная, как и с современными мультфильмами: для взрослых они или для детей?

Алкоголик

Но все принимаемые меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом ограничиваются тем, что одни люди не дают другим «вволю попить». Как бы ни была успешна борьба, желание «попить» у смиряемых никуда не исчезает. Подобные ограничения как победу может записать себе в актив правительство или общественные организации, но для Церкви политика «заламывания рук» может быть только последним шагом отчаяния, но никак не победой. Задача Церкви в этом деле — вдохновить на борьбу, призвать, благословить и духовно сплотить, руководить и направлять. А руководящий орган, как диктует нынешняя ситуация в стране, должен быть надконфессиональный. Как в своё время император Павел хотел сделать из мальтийского ордена надконфессиональную организацию, искореняющую революционные идеи, утопические социальные учения и атеизм. И вся Европа и православная, и католическая, и протестантская объединяли бы свои усилия под знаком мальтийского креста в борьбе с общим врагом.

Ограничение места, времени, возраста, качества, количества — это борьба с алкоголизмом сверху, а о движении снизу, из народа, самостийного, самоохотного совершенно забывается. Забывается об альтернативном пьянству трезвенническом движении. Оно возникает на местах, но со стороны государства и Церкви имеет место поддержка только в частном порядке, даже не в региональном (епархиальном). В нашей ситуации в месте зарождения этого движения дворцы трезвости бы строить, как в советское время очаги культуры устраивали в каждом месте проживания населения. И чтобы в этом дворце были и кружки, и секции, и студии, и клубы — всё, на что способны окажутся местные активисты. В свою очередь от общества трезвенников можно ждать формирования добровольной народной дружины (ДНД) — в своё время она себя неплохо показала.

Помню, как-то присутствовал на встрече представителей Комитета помощи малому бизнесу и женщин, занимающихся бисероплетением. Все предложения представителей Комитета, как то: объединения в одно общество, учреждения курсов мастерства, организация фирмы по продаже и распространению, предложения материальной помощи — всё это было отвергнуто: женщины предпочли оставаться кустарями-одиночками. Никакие возможности роста и материальные выгоды не подвигли их принять на себя лишние хлопоты и ответственность перед другими людьми. Но если никого не соблазнили личные выгоды, то потребность общественного служения, возможно, призовёт чье-то сострадательное сердце — трагедии народного пьянства ежедневно разыгрываются на наших глазах, как бесконечный сериал.

Так что, возможности есть, есть и желание создать трезвенническое движение. И даже граждане сами начинают что-то предпринимать в частном порядке.

Например, уже существует у нас Общество анонимных алкоголиков (АА), чьи собрания устраиваются во многих городах. Их посещают не только люди, которые хотят укрепиться в своем трезвении, но и люди, которые хотят помочь другим в этом укрепляться. АА имеет многолетний опыт спасения людей. Если бы не принцип анонимности, можно было бы назвать много известных лиц, отказавшихся от алкоголя, благодаря АА. Я знаю только одного, кто много раз сам публично заявлял о оказанной ему помощи Общества — легендарный ленинградский алкоголик, художник-«митёк» Дмитрий Шагин; он скоро будет отмечать 20-летие жизни без алкоголя. Общество на данный момент существует на добровольные пожертвования, не имеет возможности издавать какую-либо печатную продукцию, пребывает в вынужденном полуподполье, собрания происходят в небольших комнатах местных очагов культуры. Но это народное начинание, возглавляют которое неравнодушные люди. АА декларирует свою отстраненность от политики, конфессий; единственная его цель — личное трезвение и посильная помощь ближнему согласно китайской пословице: «Помогай помогающему себе». Нельзя обходить вниманием подобное движение, если необходимо реально победить народное пьянство.

В отчете конгресса читаем солидные слова: «Церковно-общественный совет предложил руководству страны принять ряд неотложных мер по ограничению распространения алкоголя». «Также инициированы многие федеральные и региональные законопроекты в области ограничения продажи алкоголесодержащей продукции». «Была отмечена поддержка руководства регионов, законодательных собраний…»

При такой мощной поддержке, казалось бы, Совет, состоящий из учёных, деятелей культуры и служителей Церкви, должен породить впечатляющие инициативы, а из движения «Общее дело» должно было бы излиться масса проектов и произведений антиалкогольной направленности. Но за три года появились только 9 полнометражных документальных фильмов и 46 роликов, которые своей волей не хотят показывать наши телеканалы. Самое время обратиться к общественности.

Можно объявить конкурсы на лучшее произведение на антиалкогольную тему в области литературы, театра, кино, изобразительных искусств, эстрады; назвать премии именем погибшего от алкоголизма писателя, поэта, артиста, художника, певца; пригласить в жюри авторитетных в данной области людей, чтобы премия стала престижной. Кто-то из авторов включится в состязание, чтобы получить денежный приз, кто-то, чтобы получить звание лауреата известной премии, а кто-то захочет внести свой вклад в святое дело спасения ближних. Можно даже установить номинацию для успешного куратора произведения: возможно, некий мастер не сочтёт нужным участвовать в конкурсе, а от художественного руководства не откажется.

Таким образом, в распоряжении Совета одновременно окажется большое количество произведений различных искусств и жанров на волнующую тему, которые не смогут обойти вниманием ни ТВ, ни СМИ, что огорчает нынешних энтузиастов.

Пока этот процесс ещё не начался, можно отобрать уже созданные произведения, как отечественные, так и зарубежные. Существуют даже произведения, созданные по заказу Общества АА, как, например, кинофильм «Дни вина и роз» (1962). Режиссером для него был приглашен Блейк Эдвардс, поставивший «Розовую пантеру» и «Большие гонки», а на главную роль — Джек Леммон, хорошо известный даже по советскому прокату. В фильме молодая семья быстро попадает в алкогольную зависимость; глава семейства пройдя через все злосчастья алкоголизма, начав посещать собрания анонимных алкоголиков, смог отказаться от спиртного, но супруга его отказалась от семьи, ребенка и предпочла пребывать в алкогольном розовом угаре. Впечатляющий фильм, заставляет переживать за героев, заставляет думать о причинах разыгравшейся драмы.

Можно купить права на экранизацию и инсценировку рассказа Дж. Сэлинджера «Окаменевший лес». Постановка по рассказу американского классика уже станет культурным явлением. В рассказе герой, сын алкоголички, заканчивает университет, остаётся в нём преподавать филологию, пишет стихи, женится на богатой аристократке. Но встречает женщину, чью развязность и разнузданность он принимает за свободу и непринужденность. Только через несколько лет жена поэта находит их убежище и своего мужа, уже опустившегося алкоголика, за ворохом бумаг, замаранных невразумительными каракулями. Маленький шедевр на волнующую тему. Можно купить права не для одного кого-то только, а для всей страны — пусть все желающие ставят «Окаменевший лес», а потом опять же можно устроить конкурс на лучшую постановку — ещё одна антиалкогольная акция.

Кому-то покажется, что это чрезвычайно затратно, но ведь кругом так много восклицаний «страна гибнет от алкоголизма», «идт война с пьянством"… Восклицают и, по слову классика, «опасливо придерживают карман». Но ведь действительно продолжается разрушение общества. Выпадают из него люди-делатели, дела претыкаются, останавливаются, переделываются, начинания забываются, идеи забрасываются, семьи лихорадит, жизнь теряет налаженный ритм. Общество несет невосполнимые потери. Сердце болит, когда разрушается и гибнет какой-нибудь уникальный объект культуры, а тут гибнет всё и разом. Кабы не было поздно…

http://rusk.ru/st.php?idar=53352

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика