Русская линия
Православие.Ru Александра Никифорова11.06.2001 

ВИЗАНТИЯ ПОСЛЕ ВИЗАНТИИ НА БАЛКАНАХ: ДРАГАЛЕВЦЫ — КРЕМИКОВЦЫ — СЕСЛАВЦЫ

На Балканах в ХV веке на порабощенных турками территориях получали разрешение строить христианские церкви лишь немногие представители аристократии и духовенства. Обязательно в благодарность султану, подписавшему фирман на возведение церкви, в ктиторских надписях особо отмечали его имя. В местах удаленных и более сокровенных могли строить храмы и простые люди. Ситуацией гонения объясняются изменения в архитектуре и украшении интерьера храмов. Церкви стали меньше в размерах — их теперь строили в форме однонефных, одноапсидных, маломерных сводчатых каменных зданий, частично вкопанных в землю, без куполов. По идейному содержанию живопись следовала византийским традициям живописи ХIV в., с характерной для нее иллюстративностью и многофигурностью, но профессиональный уровень упал, упростился стиль, торжественность отступила на задний план.
Пять памятников в Западной Болгарии датируются последней четвертью ХV в. Это храмы Драгалевского (1476 г.) и Кремиковского (1493 г.) монастырей, метоха св. ап. Петра и Павла в Орлице (1491 г.), церкви в Бобошево (1488 г.) и свт. Николая около с. Калотина.
ДРАГАЛЕВЦЫ
Витошу издревле называют малой Святой горой — на ее склонах расположены 14 монастырей, один из них — Драгалевский. Находится в г. София на северном склоне горы Витоша, юридически относится к Софийской митрополии. В грамоте царя Ивана Шишмана (1371−1393) основателем монастыря назван царь Иван-Александр (1331−1371), покровитель церковного просвещения. Церковь Богоматери Витошки, двудельная базилика с наосом, притвором и открытым нартексом, построена, согласно надписи на западной стене, в 1476 г. на средства местного боярина Радослава Мавра. В ХV-ХVII вв. в обители располагалась одна из крупнейших в Болгарии книжных мастерских.
Здесь, в Драгалевцах, Василий Левский, народный герой, возглавивший национально-освободительное движение Болгарии, основал тайный революционный комитет. Сам игумен монастыря отец Геннадий в 1872 г. ушел в полководцы к Панайоту Хитову. Из-за революционных событий с середины XIX века и вплоть до 1932 г. обитель переживала упадок. Только в 30-е гг. XX в. началось постепенное возрождение — к северной стене старой церкви была пристроена новая, возведены 2−4 этажные келейные корпуса, стала собираться монашеская община. Сейчас в монастыре — 3 монахини и 2 послушницы. Игуменья — матушка Екатерина. Престольний праздник — Успение Богородицы.
Роспись церкви Богоматери Витошки выполнена в 1476 г. Иконографическая программа — традиционна. В конхе апсиды — Богоматерь «Ширшая Небес», ниже — «Причащение апостолов», в центральном регистре — «Раздробление Агнца», ниже — церковные отцы и диаконы. В проскомидийной нише — «Деисис» (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей по сторонам). В триумфальной арке — «Вознесение» или «Пятидесятница», на предалтарных столбах — «Благовещение» ниже диаконы — Роман Сладкопевец и Евпл, св. Петр, ветхозаветные («Гостеприимство Авраама», прор. Илия в пещере) и Евангельские сюжеты («суд Пилата», «Удавление Иуды», «Отречение Петра»), святые в медальонах. На северной внешней стене помещены изображения преподобных (Иоанна Рильского, Петки Тырновской), одного из праотцев и Ноя с ковегом, что, вероятно, связано с апокалиптическими чаяниями смутного времени турецкой оккупации.
В притворе — композиции «Страшного Суда» и «Крещения». Именно здесь в древней Церкви стояли готовящиеся к принятию таинства крещения оглашенные. Здесь они лицезрели ужасы загробной жизни для грешников и сладости — для праведников, принявших святое Крещение. Увидев сцены ада, нарисованные на стене монахом-проповедником, окрестил всю страну болгарский царь Борис (907, пам. 2/15 мая).
Как образец подвига отречения от мира и действенной силы преображения души помещены в притворе фигуры мч. Варвара и Алексия, человека Божия. Св. Варвар (пам. М. 6/19) был разбойником, мусульманином по вероисповеданию. Когда его войско потерпело поражение от византийцев, ему удалось спастись, и он вынужден был жить разбоем. Один раз, приидя в церковь, намереваясь убить священника, он увидел во время литургии прекрасного младенца возле иерея — рука не поднялась. После раскаяния он по доброй воле надел на себя вериги и удалился в леса, где три года жил в обличьи зверя и ел траву. Его убили охотники. Подойдя поближе, они увидели, что убили человека и погребли его. Когда на могилу Варвара пришел пресвитер с народом он, открыв гроб, обнаружил тело не только нетленным, но и источавшим святое миро. Алексий, человек Божий (пам. Мр. 17/30), римлянин, сын знатных родителей, сбежал из брачного покоя в первую ночь после свадьбы, сменил парчу на лохмотья и отправился в странствия. Возвратившись в отеческий дом, он 17 лет прожил под лестницей, скрывая свое настоящее имя. Его подвиг юродства был открыт уже после кончины, и весь город Рим пришел поклониться его честным останкам.
Кроме этого, в притворе церкви Драгалевского монастыря на северной стене помещен уникальный сюжет — «Святая Гора», не имеющий аналогий в монументальной живописи. На фоне монастырского комплекса, состоящего из церкви, келий и постниц изображен монах с торбой и Патериком, отправляющийся в путь. За его спиной внизу виднеется некая фигура, говорящая: «Иди авва, в мир, да насладишисе и приобрещеши сребреники». Болгарская искусствовед Е. Бакалова разгадала это изображение, пришедшее в фресковую живопись из миниатюр рукописей. В греческом кодексе из Парижской Национальной Библиотеке (номер 394, лист 7) она натолкнулась на аналогичное изображение — иллюстрацию к Слову N1 Иоанна Лествичика об отвержении от мира. Там фигура, к которой монах обращен спиной названа «жизнь», а манящая его — «бесстрастие». В монастыре находился один из крупнейших скрипториев, где, по всей вероятности, имелся украшенный миниатюрами экземпляр «Лествицы». Святая Гора, считает проф. Бакалова, — это либо Синай, либо Витоша.
КРЕМИКОВЦЫ
Кремиковский монастырь расположен в 25 км к северо-востоку от Софии, неподалеку от с. Кремиковцы на южном склоне Старой Планины; юридически относится к Софийской митрополии. По одному преданию, был построен во времена царя Ивана-Александра (1331−1371), который поставил себе целью создание 14 монастырей на Витоше. По другой легенде, был создан в 1382—1389 гг. — в год падения Софии под турками. Однако эти данные не документированы. Из источников известно, что в 1493 г. по благословению софийского митрополита Калевита богатый боярин Радивой отреставрировал старую церковь св. Георгия и украсил ее в память об умерших во время эпидемии 1492 г. детях — Тодоре и Драгане. Их погребения были раскрыты во время раскопок 1987 г.
В ХVII-ХVIII вв. в монастыре располагалась одна из крупнейших в Болгарии книжних мастерских. Во второй половине ХIХ в. монастырь забросили. Новый период в истории обители наступил в 1879 г., когда здесь нашли себе приют 20 монахинь, бежавших из района Малашевцы. В 1901—1902 гг. был отстроен большой храм в честь Покрова Богоматери. Его резной иконостас завершен в 1907 г. Остальные монастырские постройки закончены в 1930-е гг. Монастырь никогда не закрывался.
Церковь вмч. Георгия — это однонефная безкупольная базилика небольшого размера. Система ее росписи подобна Драгалевской. Из особенностей стоит упомянуть помещенные в притворе красочный ктиторский портрет Радивоя, его жены, умерших детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом, подробное житие вмч. Георгия, иллюстрацию рождественской стихиры «Что Ти принесем Христе». Трижды в разных местах храма изображен покровитель монастыря Георгий. Нижний слой фресок датируют XV в, однако часть живописи — более поздняя XVI и XVII вв.
Сейчас в Кремиковцах всего одна монахиня — матушка Хиония, сама из Харькова. Постриг приняла в Самоковском монастыре в Болгарии, потом направили сюда. Входишь в обитель — словно в райский сад попадаешь. Весь огромный монастырский двор устлан цветочным ковром — матушка выращивает. Еще у нее петушки, курочки, пчелки, на огороде — картофель, помидоры и множество всякой всячины.
— Саша, помолись за меня на родине, — на глазах слезы.
— Матушка, а не боитесь одна в таком огромном монастыре?
— Господь бережет меня. Да и поскольку это памятник культуры, несколько лет назад поставили сигнализацию. Однажды три мыши летучих сели на нее, полиция приехала напуганная. — Ты, матушка, что? — А что, я вас не вызывала. Когда разобрались в чем дело, вот повеселились.
СЕСЛАВЦЫ
Неподалеку от Кремиковцев на южном склоне Старой Планины в горах мы отыскали еще один дивный монастырь, о котором нам рассказал студент-реставратор Художественной Академии. Обитель оставили монахи из-за начала работ по добыче руды в 100 м. от монастыря всередине XX века. На протяжении коммунистического периода здесь находилась закрытая зона. Последние годы положение не изменилось — хотя рудокомбинат и закрыт, однако территория охраняется от мародерства. Памятник погибает — реставраторы говорят, что живопись разрушается каждый год, не говоря о местных вандалах, использующих священные образы для увековечения своего имени. Без реставрационных работ Сеславцам остались считанные годы до исчезновения.
Монастырь свт. Николая расположен в северо-восточной части Софийского поля рядом с с. Сеславцы. Надпись на западной стене наоса сохранила имя ктитора — иеромонаха Даниила и софийского митрополита Иеремии. Церковь типичная для церковного строительства на Балканах в XVI-XVII — однонефная базилика достаточно большого размера. Росписи выполнены выдающимся художником XVII в. иеромонахом Пименом. Самое интересное здесь — роспись притвора — «Акафист Богоматери» и «Лествица Иакова», раскинутая по всему своду восточной стены притвора, со спящим под лесенкой патриархом и ангелами, нисходящими и восходящими по ней.

Публикация памятников
Е.Флорева -Димитрова, Старата црква на Драгалевския манастир. С., 1968.
К.Паскалева-Кабадаиева, Църквата Св. Георги в Кремиковския манастир. С., 1980.
Д.Каменова, Сеславската църквал С., 1977.

Литература
Л. Пражков, Е. Бакалова, С. Бояджиев, Манастирите в България. М, 1992.
Е. Бакалова, Диалектика на отношението изкушение-отреение. (Към интерпретаьията на една сцена от Драгалевския манастир). // Българският петнадесети век. С., 1993. 331−341.
Л.Пражков, Характерни особенности на българската църковна монументална живопис през XV век // Българският петнадесети век. С., 1993. 325−331.
I.Bozhilov, N. Touleshkov, L. Prazhkov, Bulgarian monasteries. S., 1997.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru