Столетие.Ru | Михаил Захарчук | 24.02.2012 |
Мне вспоминается студёный февраль 1992 года. Несколько месяцев как меня назначили главным редактором журнала «Вестник противовоздушной обороны». Тираж ежемесячника всего 800 экземпляров. Вокруг — хаос и мрак. Страна, «под мудрым водительством» Ельцина летит в пропасть. Армия, всячески оклеветанная так называемыми младореформаторами, стремительно разваливается. И вот в этой смуте великой решаюсь открыть «Страничку проповедника».
Мой подчинённый, подполковник, хороший парень, но эклектически образованный, тащит на страницы журнала ворох всяких рассуждений разномастных зарубежных миссионеров-сектантов, которым уже несть числа. И плетут они вязкую паутину словес о якобы самосовершенствовании… Всё это не то. Злюсь от неспособности коллеги понять, что «запев» для такой рубрики в военном журнале нужен особый, слово-то должно прозвучать из уст православного священника. Он делает ещё несколько неудачных попыток организации «духовного наставления». И вдруг приносит заметки «Особо молимся о воинстве». Пробежав материал, я с радостью понимаю: вот оно, так нужное нам нынче настоящее пасторское слово! Как же мы все его заждались! И сегодня вспоминаю это слово.
«Многие ли знают, что Православная Церковь в каждом своем богослужении молится о Вооруженных Силах? Между тем существует специальное прошение о воинстве. Почему? Да потому, что военные обладают особой силой воздействия на людей: они обладают властью. От них зависят вбольшей степени, чем от кого-либо другого, судьбы народа и государства, наконец, сам драгоценный и священный дар человеческой жизни. Здесь особенно велика цена ошибки или преступления, особенно страшными и разрушительными могут быть последствия греха и нравственного разлада. Церковь молится завоинство, призывая помощь Божию, Божие водительство для укрепления ихнравственных и духовных сил, дабы Божий закон был всегда начертан в их сердцах, дабы они были способны в голосе своей совести слышать голос Бога, любящего Отца всех, уметь видеть страдания слабых и беззащитных людей.
Сознавая высоту ответственности людей ратного труда, Церковь окружала их заботой, вниманием и любовью. История сохранила трогательные повествования о полковых священниках, разделивших со своей паствой все трудности армейской жизни.
К великой скорби, семь десятилетий общество наше потешалось и глумилось над памятью православных священников, яростно топтало могилы и тех пяти тысяч военных священников, которые вместе со своей паствой гнили в окопах, шли в бой, горели и тонули на российских боевых кораблях.
Даже по неполным данным, за годы Первой мировой войны военным священникам было вручено более 1200 высших боевых орденов.
Церковь заботилась о нравственном и духовном состоянии воина ещё и потому, что воин обязан быть предан своему долгу совершенно особым образом, как никто другой, ибо выполнение воинского долга требует самого страшного — отдания собственной жизни. Долг же понятие не столько юридическое, сколько нравственное. Никакой устав или закон не могут заставить человека добровольно переступить страшную черту, отделяющую жизнь от смерти. Самопожертвование есть отказ от себя во имя других. Это нравственный и духовный подвиг, его не способен совершитьчеловек внутренне слабый и порочный. Именно поэтому воинов причисляли к лику пятых. И среди них те, чьи имена многие из вас носят: святой великомученик Георгий Победоносец, святой благоверный великий князь Александр Невский и другие.
Армия же без высоких нравственных идеалов не только теряет способность защищать Отечество, но становится силой, опасной для своего собственного народа.
Не случайно, что нравственное и идейное разложение армии противника всегда было особо важной задачей противоборствующих сторон.
Сейчас много говорят о внутренних проблемах армии и флота. Наверное, много справедливого и в той критике, что звучит в её адрес. Но отношение к военным должно быть справедливым, а критика не превращаться в охаивание и шельмование.
Недавно я посетил соединения кораблей Балтийского флота. Я увидел там подвижников, которые в тяжелейших условиях, простите меня, в нищете, в отрыве от семей, без достаточного питания, без нормальных условий жизни несут тяжелую службу. Что движет этими людьми? Это единственное, чего они не потеряли, — любовь к своему народу и к своему Отечеству.
Давайте подумаем, что будет с этими людьми, армией, народом нашим, если вооруженные люди потеряют великий нравственный стимул к тому, чтобы жертвенно, подвижнически нести своё воинское ратное служение?
И второе. Нравится это кому-то или нет, но фактом является то, что сложилась историческая общность народов, населяющих наше Отечество. Эта общность сложилась не за последние семь десятилетий, и она ничего не имеет общего со сталинской империей! Великим горем для всех народов была эксплуатация этой общности во имя интересов тоталитарной идеологии. Этой общности тысяча лет, по крайней мере, для славян, крещенных в единой киевской купели, и не одно столетие для других народов.
Историческое и культурное развитие этих народов сопровождалось ростом национального самосознания. Демократизация общественной и политической жизни способствовала ускорению процесса самоопределения народов, появлению на исторической сцене новых независимых государств, обладающих государственным суверенитетом. Это исторический факт.
Однако в политике некоторых из этих государств обнаруживается сейчас сильная тенденция к радикальной реализации своего суверенитета. Исторически такие настроения понять можно. Во многом они являются реакцией на прошлое со всем его бесчувствием к национальному, культурному и религиозному началам.
Но что важно понять сегодня политическим лидерам, так это то, что никакие границы не способны разделить многовековую общность людей. И чем радикальнее будет проводиться политика разделения, тем меньше шансов у неё на успех. Ибо невозможно разделить семьи, оторвать детей от родителей, провести границу между мужем и женой.
Мы действительно во многом стали единым народом. И это не пропагандистский штамп из недавнего прошлого! Это результат многовековой совместной жизни. Все мы породнились, наша кровь смешалась, переплелись судьбы.
И эти человеческие связи гораздо прочнее и гораздо важнее любых материальных связей. Не учитывать многовековой истории означает повторить трагическую ошибку прежних властей (которые, говоря о единстве народа, игнорировали национальные начала), но теперь повторить её как бы с обратным знаком, бросив вызов исторической общности людей. Поступить так — значит войти в конфликт с десятками миллионов людей, заложить, если хотите, бомбу, которая когда-то непременно взорвётся.
.Совершенно очевидно, что мудрость эта должна быть в первую очередь проявлена в области строительства собственных вооруженных сил. Почему? Да потому, что создание полноценных современных армий (не военных формирований, призванных обеспечить внутреннюю безопасность и порядок в независимых государствах, а именно армий, находящихся в непосредственной близости друг к другу) таит в себе огромную опасность. Ибо граница между армиями — это единственная граница, которая способна превратиться в боевой фронт.
И разделение единой армии беспокоит Церковь опять-таки не из-за геополитических соображений, не по причине нарушения военных балансов, а по той причине, что разделение это — великая угроза нашей общей безопасности, угроза, проистекающая от нас самих. Ведь мы — интернациональный народ, и армия наша многонациональная, и вместе служат в ней и наши братья-христиане неправославные, и мусульмане, и буддисты, и иудеи. Я был бы рад, если вышесказанное могло выразить чаяние всех верующих людей, их тревогу, озабоченность и надежду. Вот почему я хочу закончить вознесением замечательного многолетия: «Благоденственное и мирное житие, здравие же, и спасение, и во всем благое поспешение подаждь, Господи, богохранимой Стране нашей, властям и воинству ея и сохрани их на многия лета».
И был тем нашим автором, открывшим 20 лет назад рубрику «Страничка проповедника» Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Спустя годы он стал 16-м Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Тут ведь что ещё важно отметить. Именно в те времена митрополита Кирилла назначили Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. А ещё он стал председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, членом Синодальной библейской комиссии. И вообще он слыл правой рукой тогдашнего Патриарха Алексия П. Почему и избран был на патриарший престол. То есть, читателю должна быть понятной невообразимая для нас грешных занятость этого епископа. Однако он нашёл время, чтобы выполнить просьбу редактора никому неизвестного военного ежемесячника. Возможно, сказалось то, что Кирилл — единственный в мире Патриарх-лётчик и потенциальный космонавт. В декабре 2010 года он заявил на чаепитии, организованном Роскосмосом в Звёздном городке о своем желании полететь в космос.
По словам главы Роскосмоса Перминова, в прошлом Патриарх выполнил 19 тренировок на самолёте «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа.
«Нам не дано предугадать,/ Как слово наше отзовется, -/ И нам сочувствие дается,/ Как нам дается благодать…». Пришли на ум эти строки Тютчева ещё и потому, что Его Святейшество вряд ли вспомнит тот давнишний свой «военкоровский» эпизод, хотя, говорят, памятью он обладает совершенно неординарной. И даже теоретически нельзя себе представить, в чьи души военных людей (и во сколько?) упали его мудрые слова. Во всяком случае, мы, сотрудники бывшего журнала «Вестник противовоздушной обороны» всегда их помним.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/osobo_molimsa_o_voinstve_2012−02−22.htm