Русская линия
Нескучный садПротоиерей Фёдор Бородин24.02.2012 

Стрелять или не стрелять?

Я была против того, чтобы мои сыновья играли с игрушечным оружием. Но недавно старшему — пятилетнему — подарили игрушечный пистолет, и меня очень расстраивает, что они по очереди с младшим, трехлетним, стреляют друг в друга, кричат: я тебя убил и т. п. Особенно они активизировались после того, как муж при них посмотрел фильм про войну (фильм хороший, еще советский, без всяких ужасов). Не воспитывают ли подобные игры жесткость? Ольга.

Протоиерей Феодор БОРОДИН, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец шестерых детей:

— Мне кажется, что проблема сильно преувеличена. Даже если маленький ребенок «стреляет» в кого-то — для него это игра, когда один человек издал звук из предмета, который у него в руке, а второй упал. Он совсем не обязательно воспринимает это как убийство, как нанесение раны. Он еще не понимает, что это такое. Просто, как только у ребенка начинает появляться нравственное чутье, на соответствующем для его возраста уровне надо объяснять, для чего используется оружие, какую ответственность налагает на того, кто берет его в руки.

Запреты играть в «военные игры» могут привести к совсем нежелательным результатам. В одной московской гимназии было категорически запрещено детям, даже дома, смотреть телевизор. Родители подписывали обязательство, подтверждая, что их дети ни минуты не проведут у «голубых экранов». А потом учителя гимназии стали ловить десятки детей у витрин магазинов, где были выставлены телевизоры, по которым показывали американские боевики.

Не разрешать детям играть с «оружием» — бессмысленно. Ребенок будет «стрелять» из палочки. Убрать палочку — будет стрелять из пальца. Хотя в некоторых странах игрушки в виде оружия запрещены законодательно. Но мне кажется, у нас подобное невозможно. Приходя в храм, глядя на иконы, маленький человек видит святого Георгия Победоносца с копьем в руке, святого Федора Стратилата — с мечом, щитом, святого Димитрия Солунского с луком за спиной. А ведь икона — изображение человека в Царстве Божием, и церковная традиция требует изображать этих святых именно с оружием, отдавая тем самым дань их ратному служению и одновременно выражая их суть как воинов Христовых в борьбе за Царствие Небесное для своих душ.

Дети играли с оружием всегда. У мальчишек были игрушечные мечи, копья, позднее — пистолеты. Это суть мальчика: он хочет быть похожим на воина. Нужно просто дать ему пример — не варвара, а именно христианского воина. Не надо забывать, что христианским воинам, ставшим святыми, приходилось воевать, убивать людей. Например, сорок Севастийских мучеников, говоря современным языком, это элитный спецназ своего времени. Следует ориентировать ребенка на святого Александра Невского, который смирялся, когда его унизительно выгоняли из Новгорода. А когда снова звали на защиту города — возвращался, не вспоминая обид, и — защищал, никогда не смиряясь перед врагами. Вот вам и пример ответственности имеющего силу.

Так что мне кажется, надо не запрещать игровые «военные действия», а так организовать их, чтобы в ребенке не воспитывалась жестокость. Тем более сейчас, когда современные фильмы становятся более кровавыми и более жестокими, чем раньше. И если вдруг ребенок, посмотрев такое кино, начинает во дворе играть в то, что он отрезает голову соседскому мальчику — это надо пресекать. Есть много фильмов, где главные персонажи — обаятельные негодяи. Следует объяснять ребенку, что скрывается за этим обаянием, чтобы его не очаровало зло, чтобы он стремился ассоциировать себя с настоящими героями, а не с бандитами.

С другой стороны, не следует скупать все стреляющие принадлежности, которые предлагают детские магазины. Ребенком надо заниматься. К сожалению, родители мало занимаются детьми: папы сказки не рассказывают, мамы книжки редко читают, бабушки живут своей жизнью. Отсюда и стремление купить что-нибудь блестящее, дать в руки ребенку как бы в компенсацию за отсутствие должного внимания. Автоматы со звуком, раз от разу покупающиеся без объяснений и логики, бесконтрольный доступ к телевизору, а теперь еще и к интернету на фоне родительского невнимания — вот что может причинить вред ребенку. Вообще жестокость — это властолюбие в бесовском исполнении, власть и радость причинять боль. Это рождается в душе ребенка только от отсутствия достаточной любви.

Я помню, как папа сажал нас с сестрой на санки, возил по Тверскому бульвару, рассказывал сказки. А мама читала нам вслух книги. Я — счастливый ребенок. Кстати, мы в детстве тоже играли в войну, разделяясь на русских и немцев, и да, стреляли друг в друга. В игре ребенок учится ставить задачи и преодолевать трудности. Эти механизмы помогут ему во взрослой жизни. Мальчик, правильно играющий в детстве в войну, формирует в себе будущего защитника Родины.

Повторяю, можно минимизировать потери для души маленького человека и оставить ему игрушечное оружие. Поставить процесс так, чтобы он был управляем. Мы с юношами и девушками из нашего прихода проводим ролевые игры. В этих играх не обходится без деревянного оружия — мечей и секир. Кроме того, есть «защита» — шлемы, латы, щиты. Для того чтобы игры были не просто маханием деревяшкой и чтобы не возникали травмы, мы пришли к выводу, что необходим инструктор. И весь прошлый год в воскресную школу ходил инструктор по историческому фехтованию, ставил удар, показывал, как защищаться. Мы ввели правило, по которому человек, коснувшийся оружием головы противника, сразу выбывает из игры. Но все-таки один, и довольно опасный удар по голове был. Но его нанес юноша, который полгода пренебрегал занятиями с инструктором.

Вообще мне кажется, что это — небольшая часть разговора о мужском воспитании в целом. Очень полезно было бы для мальчиков заниматься борьбой. Желательно не восточными единоборствами, а вольной борьбой, классической борьбой. Лучше всего самбо или дзюдо. Занимаясь борьбой, человек знакомится с напряжением, с большим физическим трудом, с болью, с причинением боли. Повышается общая физическая культура, уровень ответственности во взаимоотношениях с людьми. Высокого уровня борцы стараются избегать потасовок и даже готовы пойти на какое-то унижение, отшутиться, если их задевают. Поскольку знают, что такое боль и понимают, какую боль они могут причинить. Они уверены в себе, им не надо ничего доказывать, и в этом смысле гордыня у них давно преодолена.

Посещение занятий борьбы ребенком сильно снижает риск травм. И на этих занятиях, как и во время детских игр в войну, воспитывается мужество, ответственность, некая внутренняя сила. Я говорю это и на примере воспитания собственных детей. Я видел, как у сыновей месяц за месяцем занятий борьбой менялся характер, как формировалась воля, выдавливалось гнилостное, нездоровое, дворовое. Так что если есть возможность отдать ребенка в такую секцию, лучше отдать. Это поможет решить и вопрос колющих и режущих предметов, которые попадают подростку в руки. Они будут аккуратнее с ними обращаться, чем их ровесники, не знакомые ни с какой физической культурой.

Каждый мужчина обязан уметь защитить семью. Что это за муж, что за глава семьи, если он не способен отстоять своих детей, свою жену? А защитников надо воспитывать с детства.

Подготовила Оксана ГОЛОВКО

http://www.nsad.ru/index.php?issue=90§ ion=10 029&article=2019


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика