Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 21.02.2012 |
— Батюшка, сначала я бы хотел привести те вопросы, которые пришли на наш сайт. «Есть такое выражение: „Где умножается грех, там преизобилует благодать Божия“. Но мы знаем, что Дух Святой не может пребывать в нечистом месте; возникает противоречие, как это истолковать?».
Надо хотеть противостоять греху
- В данном случае имеется в виду не сердце человека. Потому что если сердце человека исполнено всякой нечистоты, в нем Дух Божий, конечно, не может пребывать. Но если в том месте, где концентрируется греховность людей, найдется человек, который будет этому противостоять, то благодать Божия придет к нему обильно, чтобы преодолеть это давление греха.
— То есть если в человеке есть хотя бы какое-то понимание и сожаление, что он творит, и есть желание это исправить, то Господь всегда придет ему на помощь?
- Это исходит вообще из любви Божией. В каком бы окружении человек ни находился, он может устоять против соблазнов, — ему пошлется огромная благодать, если он только захочет жить не как все.
— Нужно суметь противостоять. Часто говорят, что в наше время в нашем обществе, где все развращено, где все покупается и продается, где самый мерзкий человеческий грех выходит наружу и люди этим кичатся, устоять невозможно, особенно молодежи.
- Если человек захотел устоять, Господь ему поможет обязательно, и изобильная благодать будет послана ему, чтобы он устоял.
— А если все-таки человек не устоял и пал, не значит ли, что так Бог захотел?
- Нет, конечно. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, поэтому совсем не угодно Богу наше падение.
— Но мы знаем, что ничто не происходит без попущения, без ведома Господнего.
- Да, но если Господь попустил человеку пасть, значит, либо недостаточное было покаяние, либо оно было сопряжено с гордостью. И человеку необходимо через падение смириться — Бог не может человеку помочь, если у него нет смирения. Ведь преодолевать грех можно только в смиренном состоянии души.
Надо уметь противостоять духу антихриста
— Людмила из Московской области: «В Послании апостола Иоанна говорится, что нужно молиться за согрешающих не к смерти, и повторено это дважды. У блаженного Феофилакта в толковании прочитала, что согрешающий к смерти, — это тот, кто не раскаивается в грехах. Но если мы за него помолимся, может быть, его сердце смягчится? Почему не рекомендовано молиться о согрешающих к смерти?».
- Чтобы молиться за таких людей, нужно известное дерзновение иметь к Богу. А обычный человек сам немощен, поэтому нужно знать свою меру, об этом речь идет. Известно в истории Церкви, что молитва матери со дна моря достанет, но это особое дело. Та любовь, которая есть в сердце матери или отца, придает энергию молитве. Но мы знаем, что очень часто эта молитва безуспешна, потому что человеку, который согрешает к смерти, очень трудно покаяться, ведь благодать Божия полностью от него отходит. А мы сможем изменить свою жизнь только с Божией помощью.
— Но часто такая отчаявшаяся мать просит всех других помолиться за ее сына.
- Да. Но мы знаем десятки случаев, когда мы молимся, и не один год, а воз и ныне там.
— Батюшка, звонок из Тамбова.
- У меня такой вопрос: можно ли и нужно ли писать специальное заявление об отказе от универсальной электронной карты, которая будет единым документом для гражданина России, и как относиться к этому документу православному человеку?
- У этого документа есть два удобства. Первый — там не будет никаких страниц, поэтому они не будут мяться, не будет у него срока действия. А второе удобство — если потеряешь, его очень легко в течение короткого времени восстановить. Бояться этого совершенно не стоит. Некоторые люди беспокоятся, что этот документ будущему антихристу даст над нами какую-то особенную власть. В этом нет никакой нужды, потому что когда придет антихрист, он и так будет всех нас знать наперечет и будет создавать условия, непереносимые для христиан, независимо от того, есть у них карта или нет. Когда придет антихрист, Церковь об этом узнает и сообщит своим верным чадам и сообщит, какая мера сопротивления беззаконию для нас совершенно необходима, чтобы не впасть в зависимость от сына погибели. В данный исторический момент нам в этом смысле ничто не угрожает. И люди, которые на этом строят какие-то страхи, — не вполне добросовестные, их нужно опасаться, они совершенно не христианского духа.
Сам Христос не боялся переписи, Пресвятая Богородица прибыла в Вифлеем вместе со своим мнимым супругом Иосифом, с его детьми и с Господом Иисусом Христом, которого родила в пещере. И они были подвергнуты процедуре переписи, потому что каждый правитель хотел знать численность населения, чтобы собирать налоги. Что страшного в электронном паспорте? Ничего, в этом нет никакого отречения от нашей веры. Нужно не паспорта такого бояться — нужно страшиться духа антихриста, то есть греха.
— Батюшка, еще звонок, давайте ответим Курску.
- Скажите, пожалуйста, кого святые отцы называли потаковниками, и актуально ли это в наше время?
- Я думаю, что, судя по этимологии, это тот, кто потакает. Потакать — значит «снисходительно смотреть на какое-то беззаконие». Например, ребенок в присутствии отца грубит бабушке. Что значит ему «потакать»? Значит, ему это не запрещать. Потаковник — человек, который благословляет неправильное поведение другого.
— Батюшка, если вернуться к Вашему предыдущему ответу, скажите, что такое будет печать антихриста на чело и на правую руку, как сказано?
- Он покорит разум человека и все его дела. То есть дух антихриста будет владеть человеком, его разумом, человек сознательно примет антихриста. Не будет коррупции, потому что как ты сможешь дать взятку с помощью электронных денег? Не будет преступности, не будет ничего. Но не будет и христианской веры. Антихрист захочет себе поклонения как Богу, он встанет вместо Бога. Печать на чело означает именно что люди умом его примут и будут ему служить — это печать на правой руке.
— Батюшка, а разве дух антихриста не пришел уже в мир прежде самого антихриста?
- Дух антихриста пришел еще до распятия Христа. Сама ненависть ко Христу иудеев почему? Потому что их обуял дух антихриста, и они ничего знать о Нем не хотели: «Он мертвых воскрешает? Нет, нам не годится. Он голодных кормит тысячами? Нет, не надо. Он исцеляет больных? Нет, Он плохой. Он говорит правду? Нет, Он врет». Он им был неугоден — это и есть дух антихриста, и он был с самого начала. Но тогда еще апостолы приняли Дух Христов и пошли за Ним, а во времена антихриста те, кто не пойдет за антихристом, будут гонимы страшным образом.
— Батюшка, а можно ли убежать от духа антихриста, который сейчас завоевывает умы многих людей?
- Можно. Оплот этот, спасительный корабль — только Церковь.
— То есть не место где-то на Земле? Говорят: бегите из городов, это рассадник зла.
- А что, деревня у нас — это не рассадник зла? Сплошной мат и пьянство, все вокруг изуродовано, отношения между людьми ужасные просто. В городах это все-таки немножко сглажено образованием, воспитанием, а в деревне — все наружу. Русские — народ искренний, и сейчас «искренность» такая прет, что не приведи Господь.
Разобщенность от немощи
— Православные люди сейчас собираются общинами, покупают землю и организуют православные поселения.
- Организуют. И начинают драться между собой. У меня был такой опыт. На одном приходе люди не могут договориться, а что будет на поселении? Сейчас можно спокойно из одного храма в другой уехать и молиться, и не знать никого. А как только начинается общинная жизнь, так начинаются и зависть, и распри. Как идея это очень правильно, — но это идея для людей, которые жили две тысячи лет тому назад, а не для современных. Особенно если соберутся вместе многодетные семьи, они переругаются из-за детей. Мы с этим постоянно сталкиваемся и в школе, и в гимназии — в воспитании детей самая большая и трудная проблема это отношения с родителями.
— Вы считаете, что невозможно создание христианской общины по любви и согласию?
- Разумеется, нет. Современный человек слишком немощен. Какие-то элементы общинной жизни возможны. Каждый же живет в своем доме, собираются вместе на богослужение, все друг друга знают, какие-то совместные мероприятия на приходе организовали, что-то делают… Чтобы это произошло, надо сто лет людей воспитывать. Одно поколение, второе, и, может быть, только в третьем поколении родится настоящая общинная жизнь, как у нас раньше, в общем-то, было в деревне. Существовали неписаные правила, которых все слушались, люди стеснялись греха.
Все зависит от сердца
— Батюшка, ответим на звонок из Санкт-Петербурга.
- Батюшка, в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такая фраза: «Береги душу свою от жены своей», я не могу это правильно понять.
- Во-первых, надо понимать, что во времена Иисуса, сына Сирахова, брак был еще не христианский. Я не могу говорить точно, но могу предложить одно такое толкование. Если ты целиком отдашь всю свою жизнь взаимоотношениям с женой, то это может привести к дурным последствиям, потому что у мужчины ответственность шире, чем любовь к жене. Она же, пользуясь твоей любовью, может стать главой семьи. А так как женщины дальновидны, чем мужчины, то семья потерпит урон. Вот что имеется в виду.
— Батюшка, а что шире ответственности мужа за свою жену и семью?
- Он должен видеть перспективу, должен вырастить детей, дать им образование, вывести их в жизнь. А женщина видит только сиюминутные проблемы. Вот нет у нее осенней обуви, и из-за этого она с мужем скандалит. Но не понимает, что ее скандал с мужем при детях приведет к тому, что дети потеряют уважение к отцу, и это скажется ужасно. Уж лучше босиком осенью ходить, чем затевать такую вещь.
— Как раз дух антихриста сейчас все меняет в нашем обществе и переворачивает с ног на голову.
- Совершенно верно.
— Часть ангелов, примкнувших к сатане, были низвергнуты с Небес, а существует ли сейчас противостояние ангелов Небесных и падших?
- Разумеется. Падший ангел внушает нам мысли, которые разрушают нашу жизнь, а ангелы света предостерегают нас от того, чтобы мы следовали тому, что нашептывают нам ангелы тьмы.
— То есть поле их борьбы — это человек?
- Сердце его, как сказал Федор Михайлович Достоевский.
— Батюшка, а почему, умом понимая, что есть грех, человек все равно сердцем тянется ко греху?
- Потому что ум есть рабочая сила сердца. Все зависит от сердца. Человек будет делать только то, что он любит. Если он возлюбит Христа, он будет Ему служить, если возлюбит более грех, он будет служить греху.
— Многие говорят: ненавижу свой грех, но все равно его повторяю.
- Значит, недостаточно над собой работают.
— Ну как обуздать язык? 90% нашего греха, наверное, извергается из наших уст?
- Как сказано у апостола Иакова, тот, кто обуздает свой язык, тот муж совершенен, поэтому уметь управлять своим языком — это большое совершенство. Для начала, проще всего научиться молчать, когда тебя не спрашивают. А если спрашивают, научиться отвечать только по существу. Конечно, исключая наши телевизионные передачи, у нас здесь другая цель: мы не видим собеседника, мы просто пользуемся его вопросом как поводом что-то рассказать из нашего опыта.
— Батюшка, но все люди по-разному эмоциональны, есть такие, из которых просто брызжет энергия, эмоции, как их укротить?
- Как говорил Аркадий Райкин, нужно это в мирных целях использовать, чтобы эта энергия вырабатывала электричество хотя бы.
— Батюшка, если к каждому из нас подключить динамо-машину, то все электростанции можно будет закрыть.
- Энергия наша должна быть созидательной, а у нас она разрушительная. Мы эмоциональной энергией разрушаем человеческие отношения, разрушаем себя, уродуем детей. С горечью наблюдаю, как многие мамы общаются с маленькими детьми: постоянный крик, шлепки, дергание за руку — нет никакого терпения, отношение самое ужасное.
Костер надо поддерживать
— Батюшка, Норильск на проводе, ответим на вопрос.
- У нас брак венчаный с супругом, но произошло какое-то охлаждение, мы перестали ходить в храм, почти не причащаемся. А душа плачет, тянется, но что-то препятствует, какая-то сила, я не могу объяснить…
- А тут не надо ничего объяснять, тут ясно все: завела будильничек в субботу, в воскресенье утром встала, умылась и пошла в храм. Тянет, не тянет — чего там рассуждать. Я тоже иногда утром так хочу спать, но ведь Литургию же нельзя проспать. Встаешь и идешь. У меня много помощников, и без меня отслужат, но понуждаешь себя. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Если у вас охладело, давайте возгревать. А как возгревать? Да очень просто. Есть только четыре источника благодати. Первое — таинства церковные. Не причащаясь, мы не можем возогревать и укреплять в себе веру. Второе — чтение Священного Писания, без этого невозможно постоянное общение с Богом. Третье — молитва. Еще Иоанн Крондштатский сто лет назад заметил, что люди перестали молиться, поэтому они и охладевают. Четвертое — это добрые дела: жить нужно не только для мужа, для детей, а добрые дела нужно делать ближним нашим. Вот четыре источника благодати Божией в нашем сердце.
Конечно, в таинстве Венчания вам дается Божия благодать, но ее же нужно поддерживать, в любой костер нужно подбрасывать поленья.
— Батюшка, раньше у нас весь народ был крещен, воцерковлен, и семьи шли к Богу как бы одновременно: муж, за ним жена и все дети. Сейчас зачастую в семьях люди приходят к Богу по-разному — и по времени, и по восприятию.
- Да, и часто дети малые вперед родителей.
— Возникает такое противоречие — жена утром рано встает в храм, а муж говорит: «А я, пожалуй, сегодня не пойду». И дети подхватывают: «И мы тоже».
- Я как-то видел в деревне, как дети играли в дочки-матери. «Мама» говорит: «Так, собирайтесь все, пойдем в церковь». А один мальчик отвечает: «Я не пойду — я папа». И вот это все отражает, отец — это главный воспитатель. Так что если отец вот уже такой остывший, как уголек, тут, конечно, мало что можно сделать.
— То есть надо женщине собраться и идти одной?
- Придется. Ведь, например, колоть дрова — это мужское дело, но если мужчина лежит на диване и не хочет это делать, придется женщине колоть, чтобы растопить печь и внести хотя бы какое-то тепло в дом.
— Батюшка, вот православная церковная семья, где с детства водят детей на Литургию, причащают, но наступает момент, когда сын или дочка говорят: «Не пойду, не хочу». Как поступить, настоять или отпустить?
- Дело вот в чем. Я думаю, что большинство родителей ограничивают христианское воспитание автоматическим хождением в церковь. И, по моим наблюдениям, большинство родителей совершенно не знают, что происходит в душе ребенка, им бы только куда-то его отправить: в церковь причастить, в воскресную школу — пусть там с ним позанимаются, в православную гимназию — там всему научат. Нет, воспитание происходит только в семье. Отец должен говорить с ребенком, отец должен научить его молитве, отец должен увидеть, каков результат молитвы у ребенка. Если отца нет, тогда мать.
Мы пришли в храм, чтобы дети видели результат этой молитвы. А мы что видим? Пришли родители, а дети носятся вокруг храма. Спрашивается, что родители делают в храме? Они молятся? О чем? Где твои дети?
Господь, когда Адам спрятался от греха, его искал, как Отец: «Адам, где ты?». Господа Бога интересовало, где чадо Его — Адам, современного родителя это вообще не интересует: он молится. Видали? А где его главная обязанность перед Богом, Который дал ему детей, чтобы он воспитал их христианами? А он не знает, что у его ребенка в уме, что в душе. А потом, бум! 14 лет, а он в церковь не хочет идти — ребенок перестал видеть в этом смысл. Потому что папа его не научил.
Храм — это не работа, а служение
— Батюшка, современные верующие люди нередко приходят в храм потрудиться во славу Божию, а потом этот бесплатный труд начинает их тяготить: надо что-то в дом приносить, семью кормить, а в церкви с удовольствием принимают безвозмездный труд и ничего за него дать не хотят.
- Бывает, не хотят, бывает, просто не могут. Сейчас доля пожертвований очень скудна, а тарифы на тепло, на электроэнергию растут. Вообще, это обязанность прихожан — заботиться о своем храме; не можешь деньгами помочь, помоги с уборкой территории, цветочки посади, например. Если правильно рассматривать, храм — это лучшая часть твоей квартиры, то лучшее, что есть в нашей жизни. Значит, он должен быть украшен, чист и красив. Храм — это не работа, а служение.
— А если человек переоценил поначалу свои силы, а потом понял, что не сможет во славу Божию работать?
- Ну, переоценил, так откажись от своих обязательств, иди домой, тебя ведь никто не удерживает.
— А совестно…
- Совестно — возвращайся. Никаких не вижу проблем.
— Может ли ангел-хранитель отлучиться от человека? Правду ли говорят, что они молитвенно предстоят за нас у Престола Божия?
- Нет, не может, это его послушание от Бога, но иногда наши мерзости понуждают его отворачиваться от нас — есть даже такие благочестивые картины, когда ангел отвернется и плачет. Ангел приставлен к нам, и он готов в любую секунду, как только мы опомнились, прийти нам на помощь и вознести нашу молитву к Богу.
— Почему ангелы-хранители не всегда уберегают нас от нападок бесовских и от наших собственных ошибок?
- Всегда оберегают. Если человек крещен и запечатлен святым миром, без согласия человека никакой бес не может с ним ничего сделать, но иногда сам человек хочет греха.
— Батюшка, как противостоять напору неверующих своих близких человеку, который захотел посвятить свою жизнь служению Богу?
- Никогда не надо противостоять, со смирением это принимать и с кротостью реагировать, и у них не будет повода даже как-то проявить свое раздражение — на все реагировать с любовью, ласково, стараться не давать повода для ищущих повода.