Патриархия.Ru | Митр. Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) | 20.02.2012 |
Проблеме подростковых суицидов посвящена статья председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, опубликованная в газете «Культура» (№ 5 (7804) от 17 февраля 2012 года).
Если проводить медицинские параллели, можно утверждать, что стремление части организма к саморазрушению свидетельствует об очень серьезном общем системном заболевании всего организма. Сегодняшние подростки родились в середине 90-х годов, когда наше общество вошло в новое для себя время так называемой «демократии», «власти народа», обернувшихся на деле властью денег, вседозволенности, безудержного стремления к удовольствиям.
Но это только часть проблемы, хотя впечатления, полученные в раннем детстве — и это подтверждено как писаниями святых отцов, так и врачами и психологами, — навсегда остаются в душе человека и непременно сказываются на всей его жизни. Поэтому так важно правильное воспитание — в семье, детском саду, начальной школе. Добрые слова, святые образы, мудрые сказки, гармоничная музыка — все это позитивно сказывается на душе ребенка. Присутствие в храме позволяет детям прикоснуться к настоящему чуду, к благодати, питает, воспитывает их святыми чувствами.
Сейчас мы расплачиваемся и еще долго будем расплачиваться за потоки насилия и порнографии, которые изливались с экранов почти не выключаемых телевизоров и компьютеров, за какофонию, именуемую альтернативной музыкой, за псевдодуховные искания. Все это — основание, ставшее фундаментом жизни наших детей. Одному Богу под силу это исправить. Но Бог никогда не навязывает Себя человеку. Он только говорит: «Аз есмь». И человек должен сам выразить свое стремление к жизни с Богом.
Большинство наших детей было лишено не только духовного просвещения, но хоть какого-то упоминания о Боге. Родители не умели (и сейчас в большинстве своем не умеют) передать им это знание, будучи сами воспитаны при господстве атеистической идеологии. В школе зачастую продолжают ссылаться на один из первых декретов коммунистической власти, об отделении школы от Церкви, ставя знак равенства между понятиями «светскость» и «безбожие». Отдельные героические попытки ввести преподавание «Основ православной культуры» только подтверждают общее правило. Уверен, что детям, которым преподаются эти предметы, даже не придет в голову мысль добровольно расстаться с жизнью, которая является высшим даром и не заканчивается с прекращением биения сердца.
Человек, шагающий с крыши навстречу смерти, не понимает, что в момент, когда тело его разобьется о землю, он почувствует огромный стыд за то, что им сделано, и великую скорбь за то, что уже ничего не может исправить. Его душа, его сознание, его личность будут воспринимать все более ясно, чем прежде. Он увидит своих близких и поймет, что предал людей, которые по-настоящему любят его, несмотря, быть может, на их внешнюю суровость или холодность, он увидит духовный мир — ангелов, желающих оправдать его, и страшных бесов, радующихся его грехам. Он будет предстоять Самому Богу, вне зависимости от того, верил ли он в Него при жизни. Любовь Всевышнего будет обжигать его жгучим стыдом о содеянном. Что дальше? Дальше — суд Божий. И вечность.
Вечность — это не бесконечно долго длящееся время, это отсутствие времени, пребывание или в радости и любви Божией, или в страдании отвержения этой любви. Мы не можем судить прежде Бога. Мы не знаем, кто, покончив с собой, совершил величайший грех отчаяния, а кто стал жертвой, фактически убитым теми, кто не дал ему даже приблизиться к вере. Это знает один Бог, и мы верим в Его неизреченную милость.
Сегодня дети видят перед собой только одну реальность, доступную их органам чувств, и она слишком часто не способна научить их настоящей любви и дружбе, состраданию и милосердию, раскрыть их творческие возможности, дать истинную радость. Поэтому Церковь не перестает нести миру свидетельство о Боге — об Истине, Свете, Любви и Жизни. Чем больше людей услышит и примет это свидетельство, тем больше детей будет спасено как во временной, так и в вечной жизни.