Российская газета — неделя | Протоиерей Владимир Вигилянский, Протодиакон Андрей Кураев | 17.02.2012 |
Отец Андрей Кураев, Преподаватель Московской духовной академии и МГУ:
- Народ пишет в блогах, что следующая акция, назначенная на Прощеное воскресенье, будет называться «Погуляем и простим!» Жаль, что не я это придумал. Мне нравится.
А если серьезно, мне кажется, все-таки нужно понимать, что церковный календарь не может считаться общепринятым. Митинги и шествия возникают не сами по себе, а по поводу различных политических событий.
И если уж видеть чью-то вину в выборе времени политических акций, то уж она, наверное, не на тех, кто организует митинги «за» или «против».
Впрочем, на мой взгляд, есть глубокий христианский смысл совмещения Прощеного воскресенья с временем, когда люди выходят на митинг и пытаются мирно высказать то, что у них наболело. В данном случае смысл митинга в том, чтобы дать выговориться как можно большему числу людей. Те, кто выходит на протестные акции, считают, что их гражданское и человеческое достоинство было не замечено властями. Они устали за эти годы быть объектами манипуляции и пропаганды.
Надеюсь, что те, кто будет на акциях протеста в Прощеное воскресенье, вспомнят, в какой день вышли они на улицу со своими лозунгами, и это удержит их от экстремистских выходок.
Меня иногда просят прокомментировать мнение тех священнослужителей, которые считают, что молитва лучше любого митинга. Да молитва — это прекрасно. И совет молиться, а не митинговать, — универсальный. Ведь молитва — занятие самой высшей категории. Потому можно сказать: чем учиться — лучше молиться, чем обедать — лучше молиться, чем жениться — лучше молиться и т. д. Слишком высокая ценность общения с Богом противопоставляется всем земным делам, перед ней все меркнет. Но земные дела, тем не менее, существуют.
Отец Владимир Вигилянский, Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси:
- Прощеное воскресенье — один из тех дней,когда православные прихожане обязаны быть в храме не только утром, но и вечером на «чине прощения». Утром в воскресном евангельском чтении мы услышим: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14−15).
По традиции накануне Великого поста мы должны примириться со всеми, кто был обижен нашими поступками и неосторожными обидными словами, и простить всем, кто нанес нам обиду. В этот день нет места упрекам, злобе, осуждению. Суть христианства более всего проявляется именно в этот день, когда мы начинаем быть требовательными к себе и снисходительными к другим. Умение видеть свои грехи способно исцелить не только этот недуг, но и другие изъяны нашего времени — гордость, уныние, зависть.
К одному старцу пришел ученик и спрашивает: «Что мне делать, чтобы получить жизнь вечную?» Старец, видя его стремление к чрезмерным телесным подвигам и лютой аскезе, ответил ему кротко: «Не осуждай никого и получишь спасение. Ибо тот, кто видит грехи свои, выше воскрешающего мертвых!»
Прощеное воскресенье — это день тишины, душевного мира и спокойствия. С этого дня мы обязуемся жить по слову преп. Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вечером во всех храмах Патриарх, правящие епископы, священники просят прощение у своей паствы, мы же испросим прощение у своих близких.
Пользуюсь случаем, чтобы попросить прощение у всех, кто был обижен моей резкостью, невниманием, осуждением, равнодушием, раздражительностью, пристрастием. Осознаю все эти мои грехи и постараюсь с помощью Божией не повторять их.