Русская линия
Православие.Ru Ольга Морева11.06.2001 

ВОЗРОЖДЕННОЕ ЧУДО

Тысячу лет назад началось зарождение на Руси лицевого шитья — одного из древнейших видов художественного творчества. Именно с момента принятия христианства Русь познакомилась (наряду с ранее известным орнаментальным шитьем) с новым видом шитья — шитьем лицевым. Да и поток хлынувших иноземных тканей, богато украшенных золотыми и серебряными орнаментами, не мог оставить равнодушными русских мастериц. Всегда любил русский человек украшать свой быт, и основное место в этом занимала вышивка.
Имея многовековые навыки шитья, русские женщины-мастерицы успешно освоили приемы и технику исполнения лицевого и золотного шитья. Что же это за шитье? Чем оно отличается от обычных, ставших традиционными видов вышивки: счетными швами, художественной или декоративной гладью, строчевым шитьем?
Лицевым шитьем принято называть шитье разноцветными шелками изображений святых, библейских евангельских сюжетов. В словаре изографа лицевое шитье определяется как «Один из видов иконописания, исполняемый цветными нитками по ткани…»
Золотным шитьем называется декоративно-орнаментальное шитье золотой или серебряной нитью. Под золотными работами также подразумевается любая вышивка металлическими нитями, блестками, золотым бисером.
Создание произведения художественного шитья процесс трудоемкий и длительный. Начинался он подбором ткани-основы. После этого к работе приступали художники-«знаменщики». Они наносили рисунок (знаменили) центральной сюжетной композиции. Чаще всего художники-знаменщики были иконописцами. Узоры и орнаменты рисовал художник-«травник».
Тексты вокруг средника (центральной части композиции), названия сюжетов и вкладные надписи (указывающие время создания произведения, место назначения вклада, имя вкладчика, иногда причину вклада и имя мастерицы) прорисовывал «художник-словописец». После этого работа переходила к вышивальщице. Вышивальщица подбирала материалы, цвет нитей, обдумывала способ вышивки. Несмотря на то, что такое шитье было коллективным творчеством, художественная ценность произведения определялась талантом и мастерством вышивальщицы.
Особенности фактуры нитей и поставленных перед вышивальщицей задач диктовали и особую технику шитья. Металлические нити требовали прочной ткани-основы. В качестве нее использовали суровое или чисто льняное полотно, обязательно особым образом обработанное до начала работы с ним. Обработка нужна для того, чтобы ткань в дальнейшем не дала усадку и не покоробила шитье.
Ткань-основа запяливалась (натягивалась) в специальные прямоугольные пяльца-раму и сверху на нее нашивалась ткань, по которой непосредственно производилось шитье. Если шитье покрывало всю поверхность ткани, то она выбиралась только лишь по толщине и плотности переплетения нитей. Если на ткани вышивался только рисунок, а свободное поле не зашивалось, т. е. Ткань являлась фоном для рисунка, то в таком случае ткань подбирали по цвету, по совместимости фактуры этой ткани с выбранным способом шитья. Для этой цели подходят такие ткани, как парча, шелк, бархат. На шелковой ткани очень выразительно смотрится «живописное» лицевое шитье. При этом шитье использовались три вида швов: в раскол, атласный и елочка. Швы в раскол и атласный представляют собой разновидность глади, т. к. они плотно и равномерно зашивают поверхность ткани. При шитье швом в раскол игла как бы раскалывает предыдущий стежок, таким образом получается, что каждый последующий стежок, таким образом получается, что каждый последующий стежок выходит из середины предыдущего. Швом в раскол шит конь на иконе «Св. Георгий Победоносец».
При шитье атласным швом стежки шелка укладываются косыми параллельными рядами, причем стежки каждого последующего ряда на половину своей длины укладываются между стежками предыдущего ряда. Атласным швом шиты одежды святых, горки на иконе «Св. Георгий Победоносец».
Шов «елочка» выглядит как веточка с ответвлениями на обе стороны, и чаще всего используется в растительных орнаментах: узкие листики, стебли, травы. Этим швом выполнены травы на горках и крылья змея на иконе «Св. Георгий Победоносец».
Шитье шелком очень трудоемкая работа, требующая больших временных затрат. Ведь и при шитье в раскол и при шитье атласным швом половина длины каждого последующего стежка теряется в предыдущих стежках. Таким образом получается, что если мы шьем стежками длиною 4−5 мм, то ткань зашивается при этом всего на 2−2,5 мм. А ведь в небольших работах, исполненных тонким шелком, длина стежка составляет не более 3−4 мм… На этом примере мне хотелось показать одну из многочисленных, внешне невидимых, причин, создающих трудоемкость этих работ.
В лицевом шитье только три основных шва, но они дают настолько разный зрительный эффект (гладкую, живописную поверхность иконы имитируют шов в раскол, еле заметный косой рубчик, имитирующий поверхность атласной ткани, образуется при шитье атласным швом), что можно смело сказать, что выразительность произведений лицевого шитья достигалась не только различными цветами шелковых нитей, но и способом вышивки.
Первоначально золотая и серебряная нить использовались мало. Но постепенно, из века в век, техника шитья усложнялась и совершенствовалась. Все большее применение находили золотые и серебряные нити. Постепенно, из-за дороговизны золотой нити на смену ей пришла нить позолоченная, а позднее — нить из искусственных материалов. Такие нити стали называться золотными. Отсюда и название шитья — не золотое, а золотное.
Для золотного шитья использовались и используются в настоящее время нити различных сортов: пряденые, волоченые, сканые нити, бить, канитель, трунцал. Все эти нити бывают различных оттенков золота или серебра, различной толщины, иногда (как, например, канитель) — различной формы сечения. Несмотря на многообразие, все эти нити имеют одну общую особенность — ими нельзя шить на прокол (т. е. протаскивая их с помощью иглы сквозь ткань). Эта их особенность привела к тому, что появилась абсолютно новая техника шитья — шитье в прикреп. При шитье в прикреп золотная нить уладывается плотными параллельными вертикальными рядами поверх ткани. При укладывании, золотную нить прикрепляют к ткани короткими поперечными стежками, которые называются прикрепами. Прикрепы шьются в прокол. В качестве прикрепы в прошлом использовались шелковые нити, которые натирались воском для придания им прочности и влагостойкости.
Стежки-прикрепы укладываются поперек золотной нити в строго определенном порядке. Регулируя расстояние между ближайшими прикрепами получаем определенный геометрический орнамент, который образуется из прикреп на фоне золотной нити. Эти геометрические орнаменты называются швами шитья в прикреп. Их разнообразие велико, каждый шов имеет свое название и несколько разновидностей внутри каждого из них. Здесь «городок» и «клопчек», «ягодка» и «денежка», «черенок» и «перышки», всего не перечислить. Например в иконе «Св. Георгий Победоносец» — две другие разновидности того же шва клопчек, шов косой ряд и шов городок.
В зависимости от поставленной мастерицей задачи, прикрепы могут делаться либо яркой, контрастной нитью, либо нитью в тон золотной или серебряной нити. В первом случае шов прикрепы ярко выражен, мало того, контрастный цвет прикрепы дает отсвет на золотную нить и она принимает оттенок прикрепы. Это особенно хорошо видно на иконе «Покров». Фон и одежды Богоматери шиты на этой иконе одной и той же золотной нитью, а необходимый цвет одежд (голубой, бордовый) достигается только лишь за счет цвета прикрепы.
Прикрепа в тон золотной нити почти не видна на ней. В этом случае золотная нить, как правило, укладывается по настилу. Прикрепа уже не служит, как самостоятельный украшающий элемент. Она исполняет роль лишь «прикрепы» в прямом смысле этого слова. С силой притягивая золотную нить к ткани, прикрепа позволяет придать шитью объем. Рисунок шва при этом проявится не за счет цветной прикрепы, а за счет преломления света при изгибе золотной нити, которая, под действием настила и прикреп, поочередно то приподнимается над тканью, то плотно притягивается к ней. Этот эффект можно увидеть на нимбах святых; на Покрове, который держит в руках Богоматерь; на кольчуге святого Георгия Победоносца.
Очень эффектен, особенно при шитье по бархату, способ шитья, который называется шитьем по карте. Применяется он в основном в растительных и геометрических орнаментах и при шитье букв. Для его исполнения из картона, кожи или бересты вырезаются отдельные элементы узора или буквы. Затем они ктепятся на ткань и обшиваются золотной нитью в прикреп.
Те, кто видел в музеях или на выставках золотошвейные работы, конечно же обратили внимание на широкое применение в них различной канители — свитой в тугую спираль проволочки. Канитель используется не только в гачестве обводки контура узора, но и как основной материал для выполнения орнамента. Канителью, как и золотной нитью, можно шить прямо по ткани, по настилу и по карте. Очень хорошо шитье канителью сочетается с шитьем жемчугом, блестками. Нить для пришивания канители используют туже, что и для прикрепов. Канитель нарезают на кусочки необходимой длины (согласно рисунку), которые захватывают на иглу, как бусину, и пришивают к ткани как и нить, канитель бывает золотная и серебряная.
В золотном шитье наряду с золотом и серебром очень широко используется жемчуг. Жемчугом украшают контуры фигур, сплошь заполняют поверхности, шьют узоры трав, буквы и надписи. Наиболее древнее упоминание о шитье жемчугом относится еще к 10 веку. Очень красива рельефное шитье жемчугом. Это особая техника жемчужного шитья, при которой поверхность ткани зашивается жемчугом различной величины. Вышивка при этом имеет различные уровни. Элемент рельефного шитья можно видеть на иконе «Покров». По углам средника шиты четыре «цветка», в центре которых расположена крупная плоская жемчужина круглой формы, а вместо лепестков вокруг нее лежит венок из мелких жемчужин одного размера.
Так же как золото выражает в иконе не богатства и роскошь, а божественный свет вечности, так и жемчуг является олицетворением чистоты и святости.
Над золотошвейными произведениями Древней Руси трудились в великокняжеских, царских, боярских и дворянских светлицах, в женских монастырях и купеческих домах. Немногочисленные сохранившиеся до наших дней произведения шитья 15 века — это, как правило, образцы живописного стиля. В это время главенствует лицевое шитье. Шитье в прикреп встречается очень редко, орнаментальные композиции скромны, они служат для подчёркеивания и выделения лицевых изображений.
Постепенно в шитье усиливается декоративность, усложняются орнаментальные обрамления произведений шитья. В знаменитой в 16 веке мастерской князей Старицких была создана своя школа шитья. Произведения этой школы воспринимаются не только как живописные, но и как декоративные. Постепенно утрачивается живописность работ в 17 веке. Техника шитья золотыми и серебряными нитями в прикреп в мастерских Строгановых была доведена до совершенства. Стиль шитья становится все более графичным. В шитье обильно используются драгоценные камни, дробницы — небольшие золотые пластинки с изображением святых. Шелковая нить в этих работах используется только для шитья ликов и в качестве прикрепы для золотной нити. Постепенно шитые произведения утрачивают свою внутреннюю значительность. Шитье начинает подражать драгоценному окладу икон.
Таким образом, XVII век является завершающим в развитии русского художественного шитья. Но продолжает существовать орнаментальное шитье. Оно используется в облачения священнослужителей, им расшиваются военные мундиры, знамена. На долгое время шитье как бы исчезло. Но это не так. Бережно хранились и изучались произведения шитья в музеях, реставраторы продляли срок их жизни. Трудились над шитьем и обучением ему в Торжке.
Возникнув на Византии, пройдя сквозь века и вобрав в себя традиции славянской культуры языческой поры и то что соответствовало национальному духу того времени, золотное и лицевое шитье дошло до наших дней.
Всё больше женщин в миру и в монастырях занимаются возрождением этого древнего вида шитья. И несмотря на то, что нет в настоящее время единой школы шитья, всех золотошвей связывает одно — благоговейное отношение к создаваемому образу, так необходимому для домашней молитвы или соборного предстояния.
При желании всегда можно увидеть произведения древнерусскаго шитья, как старинного, так и современного. В настоящее время шитые произведения экспонируются во всех музеях, где они хранятся, показываются на многочисленных выставках в России и за рубежом. Большая коллекция их собрана в Оружейной палате Московского Кремля, в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой лавре. Много золотошвейных работ Строгановскай мастерской находится в музее текстильного института в Москве.
И вновь из-под рук мастериц выходят чудесные образы, и как прежде мастерицы верят в благотворную силу своих работ. Да и можно ли усомниться в этом, увидев своими глазами это возрожденное чудо?..

Литература:
1. Манушина Т. Н. «Шитье Древней Руси в собрании Закорнского музея», М., 1983 г.
2. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». «Древнерусское художественное шитьё. Материалы и исследования», М., 1995 г.
3. Филатов В. В. «Словарь изографа», М., 1997 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru